решение от 16.11.2011г об обязании принять решение о предоставлении земельного участка



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2011 года город Тула

Привокзальный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Потаповой Н.В.,

при секретаре Зотовой Т.Е.,

с участием

истца Щепакина С.В.,

представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Лепехина М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1277/11 по иску Щепакина С.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, Правительству Тульской области об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду без проведения аукциона,

установил:

Щепакин С.В. обратился в суд с иском к администрации Тульской области, департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании принять решение о предоставлении земельного участка, мотивируя свои требования тем, что он является инвалидом 3 группы бессрочно. Два года назад он обратился к Губернатору Тульской области с заявлением о предоставлении ему в аренду без проведения аукциона земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г.Тула, ..., ..., ул. ..., ... площадью 1035 кв.м., с кадастровым номером *.

08.08.2011 года Департамент имущественных и земельных отношений по Тульской области известил его о том, что на испрашиваемый земельный участок поступило заявление от заинтересованного лица, с учетом наличия нескольких заявителей продажа права на заключение договора аренды будет осуществляться на аукционе. Считает, что отказ Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области является незаконным и необоснованным, поскольку нарушаются положения части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющей право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Определением судьи от 05.10.2011 года надлежащими ответчиками по делу постановлено считать Министерство имущественных и земельных отношений, Правительство Тульской области.

Истец Щепакин С.В. в суде исковые требования поддержал, при этом добавил, что ни он, ни члены его семьи не состоят на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. С такими заявлениями в администрацию не обращались.

Представитель ответчика Правительства Тульской области в зал судебного заседания не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом, представила в суд возражения, в которых просила отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, а также рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебном заседании просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований ввиду их необоснованности.

Суд в порядке ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 607 ГК РФ (ч.ч.1,2) земельные участки могут быть переданы в аренду. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков.

Частью 1 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Исходя из положений ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ (ч.1, ч.3) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ). Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 206-ФЗ).

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Наряду с этим, в соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, на учет принимаются и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем указанная норма не подкреплена законодательным установлением порядка предоставления земельных участков для указанных целей.

Положения ст. 17 указанного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий. Анализируя содержание указанного Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.

Разрешая заявленные требования, судом установлено, что 05.10.2010 года Щепакин С.В. обратился в департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1035 кв.м. для строительства жилого дома по адресу: г.Тула, ..., ..., ул. ..., * участок № *.

08.08.2011 года Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области на заявление Щепакина С.В. сообщил, что на испрашиваемый земельный участок поступило заявление от заинтересованного лица, с учетом наличия нескольких заявителей продажа права на заключение договора аренды будет осуществляться на аукционе.

Наряду с этим, установлено, что 29.12.2010 года в газете « Тульские известия» было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка № * ориентировочной площадью 1035 кв.м., расположенного по адресу: г.Тула, ..., ул. ..., *, для индивидуального жилищного строительства. И, 16.01.2011 г. и 17.01.2011 года в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ соответственно от С.. и Б. поступили заявления о предоставлении им в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1035 кв.м., расположенного по адресу: г.Тула, ..., п...., ул. ..., * участок № *.

В связи с чем довод истца о том, что в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области заявлений от заинтересованных лиц о предоставлении испрашиваемого им земельного участка не поступило, является несостоятельным и противоречащим исследованным судом доказательствам.

Кроме того, проверяя ссылку истца о незаконности отказа Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в предоставлении ему испрашиваемого земельного участка, суд учитывает то обстоятельство, что в суде истец указал на то, что ни он, ни члены его семьи не состоят на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. С такими заявлениями в администрацию не обращались.

Однако, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, поэтому суд приходит к выводу о том, что истцом суду не представлено доказательств, подтверждающих нуждаемость его(истца) в улучшении жилищных условий, а потому считает отказ департамента не противоречащим требованиям закона.

Более того, тот факт что, Щепакин С.В., как инвалид имеет первоочередное право на получение участка для индивидуального жилищного строительства на платной основе без проведения торгов в собственность или аренду, не означает, что орган местного самоуправления( государственный орган) обязан предоставить по его требованию любой произвольно выбранный им земельный участок.

Таким образом, оценивая исследованные доказательства в их совокупности, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные Щепакиным С.В.исковые требования являются необоснованными, и неподлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Щепакину С.В. в удовлетворении заявленных исковых требований к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, Правительству Тульской области об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду без проведения аукциона отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Привокзальный районный суд г.Тулы в течение 10 дней.

Председательствующий

й