решение от 26.12.2011г о признании недействительными условий договора



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2011 года г. Тула

Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего судьи Михайловой Г.М.

при секретаре Кабановой Н.О.,

с участием

представителя истца помощника прокурора Привокзального района г.Тулы Текаев И.Х.,

представителя ответчика МУП «КЖКХ» по доверенности Зябревой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы гражданское дело № 2- 1668/11 по иску прокурора Привокзального района г.Тулы Боткина Н.А. в порядке ст.45 ГПК РФ к МУП «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство» о признании недействительными условий договора управления многоквартирным домом,

у с т а н о в и л:

прокурор Привокзального района г.Тулы Боткин Н.А. обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ к МУП «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство» о признании недействительными условий договора управления многоквартирным домом, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Привокзального района г. Тулы проведена проверка соблюдения МУП «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее МУП «Косогорское ЖКХ») законодательства в сфере оказания услуг по управлению многоквартирным жилым домом. В соответствии с уставом МУП «Косогорское ЖКХ», утвержденным решением Комитета по управлению имуществом города Тулы от 27.10.2005 г № *, основной целью деятельности МУП «Косогорское ЖКХ» является оказание жилищно-коммунальных услуг (эксплуатация, ремонт, содержание и обслуживание жилых и нежилых сооружений, инженерного оборудования, придомовых территорий) и получение прибыли. В целях осуществления уставной деятельности 31.01.2008 года МУП «Косогорское ЖКХ» заключен в письменной форме договор управления многоквартирным жилым домом с собственниками жилых помещений дома №* по ул. ...., Косая Гора г. Тулы.

В соответствии с п. 8.1. указанного договора он заключен сроком на 1 год и считается пролонгированным на тот же период, если за три месяца до окончания срока действия собрание собственников не примет решение о его расторжении. В ходе проверки установлено, что заключенный МУП «Косогорское ЖКХ» договор управления многоквартирным домом содержит условия, не соответствующие требованиям действующего законодательства. Анализ условий договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тула, Косая Гора, ул. ...., д. *, свидетельствует о том, что пункты 2.1.16, 2.3.8, 2.3.14, 2.4.7 договора противоречат действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе. Вопреки вышеуказанным требованиям пунктом 2.1.16 Договора управления многоквартирным домом установлено, что претензии (жалобы) на несоблюдение условий Договора могут быть предъявлены Собственником в течение 2-х недель от даты, когда он узнал или должен был узнать о нарушении его прав. Претензии (жалобы), предъявленные по истечении данного срока Управляющая компания не рассматривает.

В нарушение требований ст. 25, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ пунктом 2.3.8 Договора управления многоквартирным домом, установлено, что собственник обязан не осуществлять переоборудование внутренних инженерных сетей без согласования с Управляющей компанией. Более того включение в договор пункта 2.3.14, согласно которому собственник обязан не производить мероприятия по переносу и/или устройству дополнительных радиаторов отопления в застекленных лоджиях и балконах и не устанавливать дополнительные секции приборов отопления без согласования с Управляющей компанией противоречит указанным нормам законодательства.

Вопреки п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, в договор управления многоквартирным домом включен пункт 2.4.7, в соответствии с которым собственник имеет право требовать перерасчет размера оплаты за отдельные виды услуг, рассчитываемые исходя из нормативов потребления, в случае временного отсутствия (но не менее 10 дней) одного, нескольких или всех пользователей жилого помещения принадлежащего Собственнику при условии предоставления подтверждающих документов установленного образца.

Выявленные нарушения действующего законодательства в сфере оказания услуг по управлению многоквартирным жилым домом нарушают права и законные интересы жителей и собственников жилых помещений многоквартирного дома №* по улице ...., Косая Гора, г. Тула, в том числе на охрану здоровья, обеспечение благоприятных условий проживания, прав потребителей на качественное получение оплаченной услуги.

Просит признать недействительным пункт 2.1.16 (в части установления срока предъявления претензий), пункт 2.3.8., пункт 2.3.14 (в части запрета собственникам производить перепланировку/переустройство без согласия Управляющей компании), 2.4.7. (в части установления продолжительности временного отсутствия) договора управления многоквартирным домом от 31.01.2008 года, заключенного между МУП «Косогорское ЖКХ» и собственниками помещений многоквартирного жилого дома №* по улице .... Привокзального района г. Тулы.

До принятия судом решения в порядке ст. 39 ГПК РФ и.о. прокурора Привокзального района г. Тулы Гурурян В.А. уменьшил размер исковых требований, просит признать недействительными п. 2.1.16 и п. 2.4.7 договора управления многоквартирным домом, расположенного по адресу: г. Тула, п. Косая Гора, ул. ...., д. * от 31.01. 2008 года.

Помощник прокурора Привокзального района г.Тулы Текаев И.Х. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МУП «КЖКХ» по доверенности Зябрева С.А. в судебном заседании исковые требования о признании недействительными п. 2.1.16 и п. 2.4.7 договора управления многоквартирным домом, расположенного по адресу: г. Тула, п. Косая Гора, ул. ...., д. *, от 31 января 2008 года признала в полном объеме.

Выслушав объяснения помощника прокурора Привокзального района г. Тулы Текаева И.Х., представителя ответчика МУП «Косогорское ЖКХ» по доверенности Зябревой С.А., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с уставом МУП «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство», утвержденным решением Комитета по управлению имуществом г. Тулы от 27.10.2005г. №167, основной целью деятельности МУП «Косогорское ЖКХ» является оказание жилищно-коммунальных услуг (эксплуатация, ремонт, содержание и обслуживание жилых и нежилых сооружений, инженерного оборудования, придомовой территории) и получение прибыли.

В целях осуществления уставной деятельности 31.01.2008г. МУП «Косогорское ЖКХ» заключен в письменной форме договор управления многоквартирным жилым домом с собственниками жилых помещений дома №* по ул. .... (бывший пос. Косая Гора) г. Тулы.

В соответствии с п. 8.1. указанного договора настоящий договор заключен сроком на один год и считается пролонгированным на тот же период, если за три месяца до окончания срока действия собрание собственников не примет решение о его расторжении.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ч. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме являются те части дома, которые имеют вспомогательное, обслуживающее значение и не являются объектами индивидуальной собственности.

В силу ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ от 26.10.1996г. №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Так согласно п. 3 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителя» (с последующими изменениями) требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

В соответствии с п. 2.1.16 договора управления многоквартирным домом Управляющая компания обязуется рассматривать в течение 30 рабочих дней заявления и жалобы Собственника, касающиеся предоставления услуг, содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг и принимать меры к своевременному устранению указанных в них недостатков. Претензии (жалобы) на несоблюдение условий договора предъявляются собственником в письменной форме и подлежат обязательной регистрации в Управляющей компании. Претензии не зарегистрированные в Управляющей компании рассмотрению не подлежат. Претензии (жалобы) могут быть предъявлены Собственников в течении 2-х недель от даты, когда он узнал или должен был узнать о нарушении его прав. Претензии (жалобы), предъявленные по истечении данного срока, Управляющая компания не рассматривает.

Согласно п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.

Пунктом 2.4.7 договора управления многоквартирным домом установлено, что собственник имеет право требовать в соответствии с действующими на территории г. Тулы нормативными актами перерасчета размера оплаты за отдельные виды услуг, рассчитываемые исходя из нормативов потребления, в случае временного отсутствия (но не менее 10 дней) одного, нескольких или всех пользователей жилого помещения, принадлежащего Собственнику, при условии представления подтверждающих документов установленного образца.

В соответствии с ч.1 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Выслушав стороны, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что признание ответчиком иска не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, а, следовательно, может быть принято судом.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В силу ч.2 п.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд признает, что п. 2.1.16 договора управления многоквартирным домом в части установления срока предъявления претензий противоречит п. 3 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителя» (с последующими изменениями), а п. 2.4.7. данного договора в части установления продолжительности временного отсутствия противоречит п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307.

На основании изложенного, суд принимает признание иска представителя ответчика МУП «Косогорское ЖКХ» по доверенности Зябревой С.А., и удовлетворяет требования прокурора Привокзального района г.Тулы Боткина Н.А. о признании недействительными условий договора управления многоквартирным домом,

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Привокзального района г.Тулы Боткина Н.А. в порядке ст.45 ГПК РФ к МУП «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство» о признании недействительными условий договора управления многоквартирным домом удовлетворить.

Признать недействительными пункт 2.1.16 договора управления многоквартирным домом, заключенного 31.01.2008г. между МУП «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство» и собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Тула, (бывший пос. Косая Гора), ул. ...., д*, в части установления срока предъявления претензий), пункт 2.4.7. указанного договора в части установления продолжительности временного отсутствия.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Г.М.Михайлова