решение от 21.12.2011г о признании незаконным действий по начислению коммунальных услуг



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2011 года. г. Тула

Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Горбаневой Т.В.,

при секретаре Зуевой Е.В.,

с участием представителей истца Копылова Б.Б., Комаровой Т.Т,

представителя ответчика по доверенности Финогеновой Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы гражданское дело №2- 1506/11 по иску Тульской региональной общественной организации- Общества защиты прав потребителей «Защитим свои права» в защиту прав неопределенного круга лиц к ОАО «Косогорский металлургический завод» о признании незаконными действий по начислению потребителям коммунальных услуг, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

Тульская региональная общественная организация – Общество защиты прав потребителей «Защитим свои права», действуя в защиту прав неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском о признании незаконными действий ОАО «Косогорский металлургический завод» по начислению потребителям коммунальных услуг и взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в Общество от жителей г. Тулы поступили многочисленные жалобы по факту необоснованного завышения размера платы за отопление, выставляемой в квитанциях ОАО «КМЗ». Анализ представленных платежных документов показал, что в нарушение жилищного законодательства по строке «Отопление» отсутствует информация об объемах потребленного энергоресурса, а в качестве тарифа используется тариф, не установленный в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, при расчетах платы за отопление, не используется утвержденный норматив, не проводились предусмотренные законодательством ежегодные корректировки размера оплаты. ОАО «КМЗ» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов. Между ОАО «КМЗ» и Управляющими организациями должен быть заключен договор на подачу тепловой энергии, такой договор отсутствует. Действия ответчика нарушают права и законные интересы потребителей, поскольку они не могут проконтролировать правильность начисленных им платежей. Тарифы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. На территории Тульской области уполномоченным органом по утверждению тарифов по отоплению является Департамент Тульской области по тарифам. Размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом. В настоящее время на территории г. Тулы действует Постановление департамента Тульской области по тарифам от 17.12.2010 года за № 34/11 «О тарифах на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии для потребителей Тульской области», в котором определен тариф для расчета размера платы за коммунальную услугу за отопление, который для потребителей ОАО «КМЗ» составляет 1106,14 руб./Гкал без НДС. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг. Возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, согласно которым при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, размер платы за отопление определяется по формулам, при этом размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома должен был 1 раз в год корректироваться исполнителем. ОАО «КМЗ» данные формулы для расчета оплаты коммунальных услуг гражданам за отопление не применяет с 2006 года. Постановлением Главы администрации г. Тулы № 535 от 29.06.1994 года «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и ставок оплаты жилья и коммунальных услуг» в г. Туле установлен норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв.м общей площади жилья в размере 0,17 Гкал/год. До настоящего времени в г. Туле не принят нормативный правовой акт, устанавливающий другой норматив на отопление, который соответствует федеральному законодательству, поэтому вышеуказанное Постановление администрации г. Тулы в части норматива на отопление должно применяться, как не противоречащее ЖК РФ. В силу изложенного просил признать действия ОАО «КМЗ» по начислению потребителям, проживающих в домах, обслуживаемых ОАО «КМЗ», не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, платы за отопление в 2006 -2011 году, выполненными с нарушением законодательства РФ; обязать ОАО «КМЗ» прекратить выполнять расчеты платы за отопление указанным потребителям без применения тарифов, утвержденных уполномоченным органом, и норматива на отопление, установленного в соответствии с законодательством; обязать ОАО «КМЗ» выполнять расчет платы за отопление с применением тарифа на тепловую энергию, утвержденного уполномоченным органом, указывать этот тариф в платежных документах, выставляемых потребителям; обязать ОАО «КМЗ» до приведения в соответствие с ЖК РФ, законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Тульской области, использовать при расчете платы за отопление с потребителей, проживающих в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, норматив, установленный постановлением главы администрации г. Тулы № 535 от 29.06.1994 года «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и ставок оплаты жилья и коммунальных услуг»; обязать ОАО «КМЗ» в платежных документах, выставляемых потребителям, по сроке «отопление» указывать объем потребленного коммунального ресурса; взыскать с ОАО «КМЗ» понесенные обществом судебные издержки.

В судебном заседании представители Тульской региональной общественной организации- Общества защиты прав потребителей «Защитим свои права», действующие в защиту прав неопределенного круга лиц, председатель общественной организации Копылов Б.Б., по доверенности Комарова Т.Т. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по изложенным основаниям, просили их удовлетворить. Судебные расходы просили взыскать в сумме 8000 рублей.

Представитель ответчика ОАО «КМЗ» по доверенности Финогенова Н.Д. заявленные исковые требования не признала, в иске просила отказать, полгая, что он носит не конкретный характер, в нем не приведены достаточно убедительные примеры необоснованного завышения ОАО «КМЗ» платы за отопление, не указан период такого необоснованного завышения. ОАО «КМЗ» действительно осуществляет поставку тепловой энергии жителям пос. Косая Гора г.Тулы и в жилые дома южной части г.Тулы и получает за это плату. Размер платы за поставленное тепло определяется по формуле: P oi = Si x Ni x TT (1), где: Si - общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); Ni - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал) ). Именно таким образом ОАО «КМЗ» и производит начисление платы за поставленное тепло потребителям. Тарифы на тепловую энергию, реализуемую ОАО «КМЗ», ежегодно устанавливаются Департаментом Тульской области по тарифам, а нормативы потребления тепловой энергии на отопление были установлены Тульской городской Думой. Поэтому непонятно, на каком основании Общество утверждает, что данная формула ОАО «КМЗ» не применяется при начислении оплаты за поставленное тепло. Положение о корректировке платы за отопление с 09.06.2011 г. утратило силу, кроме того, у ОАО «КМЗ» не было необходимости проводить данную корректировку, поскольку ОАО «КМЗ» отпускает тепло потребителям напрямую, без участия управляющих компаний. Начисление платежей идет строго по тарифу, нормативам и общей площади, следовательно, необходимости в корректировке не было. Действительно, Постановлением Главы администрации г. Тулы № 535 от 29.06.1994 г. был установлен норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв. м общей площади жилья в размере 0.17 Гкал/год. Решением Тульской городской Думы 3-его созыва № 57/1255 от 25.11.2008 г. были установлены новые нормативы потребления тепловой энергии на отопление в г. Туле, которые были отменены 25.02.2010 года. Одновременно принято новое решение временно, до принятия Тульской городской Думой решения "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле", в расчетах услуг на отопление применять норматив потребления тепловой энергии в городе Туле в размере 0,015 Гкал в месяц (0,18 Гкал в год) на 1 кв. м общей площади помещений в жилищном фонде на территории муниципального образования город Тулы. Решением Тульской городской Думы № 3/61 от 26.05.2010 г. данный норматив также был отменен и были утверждены новые нормы потребления тепловой энергии, которые вводились в действие с 1.07.2010 г. Решением Тульской городской Думы № 26/526 от 25.05.2011 г. решение Тульской городской Думы от 26.05.2010 № 3/61 было признано утратившим силу с 24 марта 2011 года. Осуществляя расчет платы за поставленное тепло, ОАО «КМЗ» использовало указанные выше нормативы потребления. Считает, что никакого нарушения в данном случае со стороны завода не было, так как нормативы были утверждены полномочным органом и действовали до их отмены. После отмены ОАО «КМЗ» продолжало использовать для расчета оплаты поставленной тепловой энергии последний норматив потребления, который был утвержден Решением Тульской городской Думы № 3/61 от 26.05.2010 г., поскольку другие нормативы потребления утверждены не были, никаких официальных письменных разъяснений дано не было, а в устной беседе представители администрация г. Тулы подтвердили, что при расчете платы за отопление необходимо использовать указанный норматив. Что касается квитанций, выставляемых потребителям за отопление, то объем потребления в них указан, просто указывается он не в графе «объем потребления», а выше - это размер общей площади жилого помещения. С учетом изложенного считает, что никаких нарушений при начислении потребителям оплаты за поставленную тепловую энергию ОАО «КМЗ» не допущено, поэтому просила в иске Тульской региональной общественной организации - Общество защиты прав потребителей «Защитим свои права» отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.

Статьей 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Согласно Уставу Тульской региональной общественной организации- Общества защиты прав потребителей (ТРОО – ОЗПП) «Защитим свои права», целью организации является содействие защите прав потребителей, их просвещение, защита интересов, как отдельных физических лиц, так и неопределенного круга лиц, содействие совершенствованию правоотношений в области защиты прав потребителей ( п.2.1).

В соответствии с п.2.2 Устава в целях защиты прав потребителей Организация в соответствии с действующим законодательством предъявляет иски в суды по собственной инициативе или по поручению конкретного потребителя или группы потребителей, а также в интересах неопределенного круга потребителей.

В соответствии с приведенными нормами Тульская региональная общественная организация- Общество защиты прав потребителей «Защитим свои права», обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о прекращении противоправных действий ОАО «Косогорский металлургический завод» по начислению потребителям коммунальных услуг, а именно, платы за отопление, начисляемой потребителям, проживающим в домах, обслуживаемых ОАО «Косогорский металлургический завод», не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии.

Статьей 154 ЖК РФ регламентировано, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя плату за коммунальные услуги, в состав которой входит плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Согласно ч.2 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи, согласно которой на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

Согласно ч.1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правительство РФ 23.05.2006 года приняло Постановление № 307 «О порядке представления коммунальных услуг гражданам», данным Постановлением утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Пунктом 20 указанных Правил предусмотрено, что при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 2 и подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

В подпункте А п. 19 названных Правил выведена формула, по которой должен производиться учет размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов.

Размер платы, согласно данной формуле, должен определяться исходя из общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Пунктом 51 Правил предусмотрено, что потребитель имеет право, в частности, получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через представителя); получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты. Управляющие же организации, в свою очередь, обязаны предоставить гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.

Согласно п. 38 Правил платежный документ должен содержать, в частности, объем потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, который при расчетах в отсутствии коллективных или индивидуальных приборов учета указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении.

Тарифы на электрическую энергию и тепловую энергию согласно статье 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а в случаях наделения законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, - органы местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 7 февраля 2006 года № 65 "О департаменте Тульской области по тарифам" на территории Тульской области уполномоченным органом по утверждению тарифов по отоплению является департамент Тульской области по тарифам ( до 2006 года - Региональная энергетическая комиссия Тульской области).

Как видно из исследованных судом постановлений об установлении тарифов на отопление в 2006 – 2011 годах, такие тарифы на территории Тульской области устанавливались именно этими органами.

Так, Департаментом Тульской области по тарифам ( в 2005 году - Региональной энергетической комиссией Тульской области) для ОАО «КМЗ» были установлены следующие тарифы (без НДС):

-575,31 руб./Гкал (Постановление от 22.12.2005 N 19/1-РЭК) на 2006 год;

- 636,92 руб./Гкал (Постановление от 19.12.2006 N 34/1) на 2007 год;

- 751,50 руб./Гкал (Постановление от 18.12.2007 N 37/3) на 2008 год;

- 868,20 руб./Гкал (Постановление от 29.12.2008 N 33/2) на 2009 год;

- 995,37 руб./Гкал (Постановление от 23.12.2009 N 48/2) на 2010 год;

- 1106,14 руб./Гкал (Постановление от 17.12.2010 N 34/11) на 2011 год.

Данные о применении указанных тарифов в платежных документах, выставленных для оплаты потребителям, проживающим в пос. Косая Гора и в южной части г. Тулы, не отражены.

Сведения о наделении органов местного самоуправления в Тульской области полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию суду не представлены.

Как указывалось выше, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, согласно п.19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) и, соответственно, объема потребляемых коммунальных услуг.

Постановлением Главы администрации г. Тулы № 535 от 29.06.1994 года «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и ставок оплаты жилья и коммунальных услуг» в г. Туле был установлен норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв.м. общей площади жилья в размере 0,17 Гкал/год.

Решением Тульской городской Думы 3-его созыва № 57/1255 от 25.11.2008 г. были установлены новые нормативы потребления тепловой энергии на отопление в г. Туле, согласно которым отопление в общей площади помещений в многоквартирных домах составляло 0,18 Гкал/год на 1 кв. м., а в домах, оборудованных полотенцесушителями, работающими от горячего водоснабжения, -0,19 Гкал/год на 1 кв. м.

Решением Центрального районного суда г. Тулы от 01.12.2009 г., вступившим в законную силу 25.02.2010 г., решение Тульской городской Думы от 26 ноября 2008 года № 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле" признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В связи с указанным обстоятельством п. 1 решения Тульской городской Думы № 86/1807 от 25.02.2010 г. решение Тульской городской Думы от 26 ноября 2008 года № 57/1255 было отменено и принято решение (п.4) временно, до принятия Тульской городской Думой решения "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле", в расчетах услуг на отопление применять норматив потребления тепловой энергии в городе Туле в размере 0,015 Гкал в месяц (0,18 Гкал в год) на 1 кв. м. общей площади помещений в жилищном фонде на территории муниципального образования город Тулы.

Решением Тульской городской Думы № 3/61 от 26.05.2010 г. п.4 Решения Тульской городской Думы №86/1807 от 25.02.2010 г. был отменен и были утверждены новые нормы потребления тепловой энергии, которые вводились в действие с 01.07.2010 г., однако решением Тульской городской Думы № 26/526 от 25.05.2011 г. решение Тульской городской Думы от 26.05.2010 N 3/61 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в муниципальном образовании город Тула" было признано утратившим силу с 24 марта 2011 года ( со дня вступления в силу решения Центрального районного суда г. Тулы от 07.12.2010 года).

В нарушение установленных правил ОАО «КМЗ», осуществляя поставку тепловой энергии жителям пос. ..... и в жилые дома южной части г.Тулы, получая за это плату, в платежных документах в рассматриваемый период времени ( с 2006 по 2011 годы) не указывало используемые при начислении платежей нормативы потребления тепловой энергии на отопление, объем потребленной тепловой энергии, а также установленные в соответствии с законом тарифы, что лишало потребителей возможности проверить правильность таких начислений и в случае необходимости воспользоваться своим правом на проведение корректировки размера платы за коммунальные услуги, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, согласно которым при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, размер платы за отопление определяется по формулам, при этом размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома должен был 1 раз в год корректироваться исполнителем ( действовало в период времени с 2006 года по 2010 годы и в первой половине 2011 года).

Кроме того, несмотря на утрату действия с 24.03.2011 года норматива потребления тепловой энергии на отопление в муниципальном образовании город Тула, установленного Решением Тульской городской Думы № 3/61 от 26.05.2010 г. и действовавшего с 01.07.2010 г., ОАО «КМЗ» до настоящего времени продолжает использовать при начислениях платы за отопление недействующий норматив, тем самым нарушая права потребителей, пользующихся услугами ответчика.

Данное обстоятельство не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании, однако его доводы о правомерности такой практики в связи с отсутствием иных нормативов, принятых в установленном законом порядке, суд находит несостоятельными и противоречащими требованиям закона.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

Принимая во внимание, что все нормативы потребления тепловой энергии на отопление, установленные по г. Туле в период времени с 2009 по 2011 годы, признаны недействующими (последний с 24.03.2011 года), единственным действующим нормативом остается норматив, установленный постановлением Главы администрации г. Тулы №535 от 29 июня 1994 года «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и ставок оплаты жилья и коммунальных услуг», который при сложившихся обстоятельствах следует использовать при расчете платы за отопление с потребителями, проживающими в домах, обслуживаемых ОАО «Косогорский металлургический завод», не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, впредь до принятия нового норматива, поскольку применение данного утвержденного норматива не противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации.

Отмеченные нарушения прав потребителей имели место на протяжении с 2006 года и продолжаются по сей день, в связи с чем требования истца о признании действий ответчика незаконными и пресечении данных нарушений суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что требование о нарушенных правах за период с 2006 года не подлежит защите ввиду истечения срока исковой давности, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные нарушения носят длящийся характер и продолжают иметь место до настоящего времени. Кроме того, заявленные требования направлены на защиту жилищных прав граждан, проживающих на территории бывшего пос. ..... и южной части города Тулы, а также их права на получение достоверной и объективной информации об услугах в сфере жилищно- коммунального хозяйства, то есть, личных неимущественных прав, на требования о защите которых, в силу ст. 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется.

Таким образом, анализируя исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Тульской региональной общественной организации- Общества защиты прав потребителей «Защитим свои права», предъявленные в защиту прав неопределенного круга лиц, о признании не соответствующими требованиям закона действий ОАО «Косогорский металлургический завод» по начислению потребителям, проживающим в домах, обслуживаемых ОАО «Косогорский металлургический завод», не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, оплаты отопления в 2006 – 2011 годах и возложении на ОАО «Косогорский металлургический завод» обязанностей: производить расчет оплаты отопления с применением тарифов на тепловую энергию, утвержденных уполномоченным органом, указывать данные тарифы в платежных документах, выставляемых потребителю; впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Тульской области, использовать при расчете платы за отопление с потребителями, проживающими в указанных домах, обслуживаемых ОАО «Косогорский металлургический завод», норматив, установленный постановлением Главы администрации г. Тулы №535 от 29 июня 1994 года «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и ставок оплаты жилья и коммунальных услуг»; указывать в платежных документах, выставляемых потребителям, в строке «отопление» объем потребленного коммунального ресурса.

В силу ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска органа государственного надзора, органа местного самоуправления, общественного объединения потребителей (их ассоциации, союза) о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей, суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Поскольку рассматриваемые требования Тульской региональной общественной организации- Общества защиты прав потребителей «Защитим свои права», предъявленные в защиту прав неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению, суд считает необходимым возложить на ОАО «КМЗ» обязанность в месячный срок после вступления решения суда в законную силу довести его до сведения потребителей, которым ответчиком оказываются соответствующие услуги, через средство массовой информации.

Разрешая требования истца о возмещении ему понесенных в связи с рассмотрением дела расходов на оплату услуг представителей в сумме 8000 рублей, суд не находит оснований для их удовлетворения в силу следующего.

Статья 46 Закона РФ «О защите прав потребителей предусматривает, что одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

Законом о защите прав потребителей ( ст. 45, 46), а также Уставом Тульской региональной общественной организации- Общества защиты прав потребителей «Защитим свои права» не предусматривается возмездный характер оказания каких – либо услуг потребителям, включая предъявление исков в интересах потребителей и их поддержание в суде.

По смыслу ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также ст.ст. 94, 98, 100 ГПК РФ, возмещению подлежат лишь реальные расходы Общества, понесенные им в связи с обращением с иском в суд. Доказательств понесенных истцом расходов на оплату услуг представителей, не представлено. Отнести к числу таких доказательств представленную истцом выписку из протокола общего собрания учредителей Тульской региональной общественной организации- Общества защиты прав потребителей «Защитим свои права», суд не находит достаточных оснований.

По приведенным данным заявление истца о взыскании расходов на оплату слуг представителей в сумме 8000 рублей удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Тульской региональной общественной организации- Общества защиты прав потребителей «Защитим свои права», предъявленные в защиту прав неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Признать не соответствующими требованиям закона действия ОАО «Косогорский металлургический завод» по начислению потребителям, проживающим в домах, обслуживаемых ОАО «Косогорский металлургический завод», не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, оплаты отопления в 2006 – 2011 годах.

Обязать ОАО «Косогорский металлургический завод» производить расчет оплаты отопления с применением тарифов на тепловую энергию, утвержденных уполномоченным органом, указывать данные тарифы в платежных документах, выставляемых потребителю.

Обязать ОАО «Косогорский металлургический завод» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Тульской области, использовать при расчете платы за отопление с потребителями, проживающими в домах, обслуживаемых ОАО «Косогорский металлургический завод», не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, норматив, установленный постановлением Главы администрации г. Тулы №535 от 29 июня 1994 года «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и ставок оплаты жилья и коммунальных услуг».

Обязать ОАО «Косогорский металлургический завод» в платежных документах, выставляемых потребителям, в строке «отопление» указывать объем потребленного коммунального ресурса.

Обязать ОАО «Косогорский металлургический завод» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.

В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Горбанева.