решение от 09.02.2012г о признании недействительными отдельных пунктов договора



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 февраля 2012 года г.Тула

Привокзальный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Ретинского Д.А.,

при секретаре Тараторкиной Е.А.,

с участием

помощника прокурора Привокзального района г.Тулы Серегиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы гражданское дело № 2-139/12 по иску прокурора Привокзального района г.Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство» о признании недействительными отдельных пунктов договора управления многоквартирным домом,

у с т а н о в и л:

прокурор Привокзального района г.Тулы Боткин Н.А. в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство» о признании недействительными отдельных пунктов договора управления многоквартирным домом, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Привокзального района г.Тулы проведена проверка соблюдения МУП «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее по тексту МУП «Косогорское ЖКХ») законодательства в сфере оказания услуг по управлению многоквартирным жилым домом. В соответствии с уставом МУП «Косогорское ЖКХ», утвержденным решением Комитета по управлению имуществом г.Тулы от 27 октября 2005 года № 167, основной целью деятельности МУП «Косогорское ЖКХ» является оказание жилищно-коммунальных услуг (эксплуатация, ремонт, содержание и обслуживание жилых и нежилых сооружений, инженерного оборудования, придомовых территорий) и получение прибыли. В целях осуществления уставной деятельности 11 апреля 2008 года МУП «Косогорское ЖКХ» заключен в письменной форме договор управления многоквартирным жилым домом с собственниками жилых помещений дома № * по ул. ...., .... г.Тулы.

В соответствии с п. 8.1. указанного договора он заключен сроком на 1 год и считается пролонгированным на тот же период, если за три месяца до окончания срока действия собрание собственников не примет решение о его расторжении. В ходе проверки установлено, что заключенный МУП «Косогорское ЖКХ» договор управления многоквартирным домом содержит условия, не соответствующие требованиям действующего законодательства. Анализ условий договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Тула, ...., ул....., д. *, свидетельствует о том, что пункты 2.1.16, 2.4.7 договора противоречат действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

Вопреки вышеуказанным требованиям пунктом 2.1.16 Договора управления многоквартирным домом установлено, что претензии (жалобы) на несоблюдение условий Договора могут быть предъявлены Собственником в течение 2-х недель от даты, когда он узнал или должен был узнать о нарушении его прав. Претензии (жалобы), предъявленные по истечении данного срока Управляющая компания не рассматривает.

Вопреки п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, в договор управления многоквартирным домом включен пункт 2.4.7, в соответствии с которым собственник имеет право требовать перерасчет размера оплаты за отдельные виды услуг, рассчитываемые исходя из нормативов потребления, в случае временного отсутствия (но не менее 10 дней) одного, нескольких или всех пользователей жилого помещения принадлежащего Собственнику при условии предоставления подтверждающих документов установленного образца.

Выявленные нарушения действующего законодательства в сфере оказания услуг по управлению многоквартирным жилым домом нарушают права и законные интересы жителей и собственников жилых помещений многоквартирного дома №* по ул. ...., ...., г.Тула, в том числе на охрану здоровья, обеспечение благоприятных условий проживания, прав потребителей на качественное получение оплаченной услуги.

Просит признать недействительным пункт 2.1.16 (в части установления срока предъявления претензий), 2.4.7. (в части установления продолжительности временного отсутствия) договора управления многоквартирным домом от 11 апреля 2008 года, заключенного между МУП «Косогорское ЖКХ» и собственниками помещений многоквартирного жилого дома № * по ул. .... Привокзального района г.Тулы.

Помощник прокурора Привокзального района г.Тулы Серегина Н.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МУП «КЖКХ» - директор Сизов Ф.С. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, возражений на иск не представил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, а потому суд на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ признал его неявку неуважительной и рассмотрел дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения помощника прокурора Привокзального района г.Тулы Серегиной Н.С., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с уставом МУП «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство», утвержденным решением Комитета по управлению имуществом г.Тулы от 27 октября 2005 года № 167, основной целью деятельности МУП «Косогорское ЖКХ» является оказание жилищно-коммунальных услуг (эксплуатация, ремонт, содержание и обслуживание жилых и нежилых сооружений, инженерного оборудования, придомовой территории) и получение прибыли.

В целях осуществления уставной деятельности 11 апреля 2008 года МУП «Косогорское ЖКХ» заключен в письменной форме договор управления многоквартирным жилым домом с собственниками жилых помещений дома № * по ул..... (....) г.Тулы.

В соответствии с п. 8.1. указанного договора настоящий договор заключен сроком на один год и считается пролонгированным на тот же период, если за три месяца до окончания срока действия собрание собственников не примет решение о его расторжении.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ч. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме являются те части дома, которые имеют вспомогательное, обслуживающее значение и не являются объектами индивидуальной собственности.

В силу ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ от 26 октября 1996 года №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Так согласно п. 3 ст. 29 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителя» (с последующими изменениями) требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

В соответствии с п. 2.1.16 договора управления многоквартирным домом Управляющая компания обязуется рассматривать в течение 30 рабочих дней заявления и жалобы Собственника, касающиеся предоставления услуг, содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг и принимать меры к своевременному устранению указанных в них недостатков. Претензии (жалобы) на несоблюдение условий договора предъявляются собственником в письменной форме и подлежат обязательной регистрации в Управляющей компании. Претензии, не зарегистрированные в Управляющей компании, рассмотрению не подлежат. Претензии (жалобы) могут быть предъявлены Собственников в течение 2-х недель от даты, когда он узнал или должен был узнать о нарушении его прав. Претензии (жалобы), предъявленные по истечении данного срока, Управляющая компания не рассматривает.

Согласно п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.

Пунктом 2.4.7 договора управления многоквартирным домом установлено, что собственник имеет право требовать в соответствии с действующими на территории г.Тулы нормативными актами перерасчета размера оплаты за отдельные виды услуг, рассчитываемые исходя из нормативов потребления, в случае временного отсутствия (но не менее 10 дней) одного, нескольких или всех пользователей жилого помещения, принадлежащего Собственнику, при условии представления подтверждающих документов установленного образца.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что п. 2.1.16 договора управления многоквартирным домом в части установления срока предъявления претензий противоречит п. 3 ст. 29 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителя» (с последующими изменениями), а п. 2.4.7. данного договора в части установления продолжительности временного отсутствия противоречит п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных положений закона, суд находит исковые требования прокурора Привокзального района г.Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании недействительными условий договора управления многоквартирным домом, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Привокзального района г.Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство» о признании недействительными отдельных пунктов договора управления многоквартирным домом удовлетворить.

Признать недействительными пункт 2.1.16 договора управления многоквартирным домом, заключенного 11 апреля 2008 года между МУП «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство» собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г.Тула, (....), ул. ...., д. *, в части установления срока предъявления претензий, пункт 2.4.7. указанного договора в части установления продолжительности временного отсутствия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд путем подачи жалобы в Привокзальный районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 февраля 2012 года.

Председательствующий Д.А. Ретинский

-32300: transport error - HTTP status code was not 200