РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 апреля 2012 года город Тула Привокзальный районный суд г. Тулы в составе: председательствующего Потаповой Н.В., при секретаре Шангутовой Е.О., с участием представителя истца по доверенности помощника прокурора Привокзального района г. Тулы Чиненовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-301/2012 по иску прокурора Привокзального района г. Тулы в интересах Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к ИП Коженкиной Е.Ю. об освобождении самовольно занимаемого земельного участка, установил: прокурор Привокзального района г. Тулы обратился в суд в интересах Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к ИП Коженкиной Е.Ю. об освобождении самовольно занимаемого земельного участка, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Привокзального района г.Тулы, в рамках осуществления прокурорского надзора, проведена проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего использование государственного и муниципального имущества физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории района. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 настоящего Кодекса. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса (ст.29 Земельного кодекса РФ). В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование (ч.1 ст.607 ГК РФ). Согласно ст.609 ГК РФ, договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Частью 1 ст.65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является в том числе, арендная плата. Предоставление земельных участков в аренду осуществляется за плату, размер которой определяется договором аренды. Согласно Закону Тульской области от 10.12.2008 года № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – городе Туле» с 01.01.2009 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – городе Туле осуществляется администрацией Тульской области. В соответствии с под.36 п.4 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 28.09.2011 № 6, Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, в том числе по действующим и вновь заключенным договора аренды, обязательства по которым не исполнены. Согласно ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Кроме того, в результате неправомерного размещения объекта на Истец указывает, что 15.02.2012 г. в прокуратуру района поступила информация из Управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы о принятии мер прокурорского реагирования в отношении ИП Коженкиной Е.Ю. В ходе проверки, проведенной 21.02.2012 г. прокуратурой района установлено, что ИП Коженкина Е.Ю. самовольно установила на земельном участке по адресу: г.Тула, ул...., д.* (ориентир - рынок «Серебровский») торговую палатку «Гриль-Хаус» общей площадью 9 кв.м. (3м. х 6м). Торговую палатку ИП Коженкина Е.Ю. использует для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения дохода, при этом каких-либо правоустанавливающих документов на земельный участок по указанному адресу у нее не имеется, арендные платежи, за пользование земельного участка, она не оплачивает. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией. Статья 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определяет основные понятия торгового объекта. Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанный прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Согласно ст. 10 указанного Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Решением Тульской городской Думы 4-го созыва от 29 июня 2011 г. N 27/534 «Об утверждении адресного перечня мест размещения сезонных нестационарных торговых объектов на территории города. Тулы в 2011 году» утвержден перечень мест размещения тонаров для продажи продовольственных товаров. Проверкой установлено, что торговое место по адресу: г.Тула, ..., д.* в указанном перечне не значится. Кроме того, администрацией города Тулы места размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г.Тулы до настоящего времени не утверждены. По утверждению истца, материалы проверки свидетельствуют, что земельный участок ИП Коженкина Е.Ю. в аренду для установки и последующей эксплуатации торговой палатки Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области не предоставлялся, соответствующее постановление главы администрации города Тулы не принималось, договор аренды земельного участка не заключался, соответственно за использование земельного участка арендная плата до настоящего времени не вносится, тем самым нарушаются требования земельного и бюджетного законодательства. Таким образом, Коженкина Елена Юрьевна, несмотря на то, что земельный участок ей не предоставлялся в собственность или в аренду и не передан каким-либо другим установленным законом способом, продолжает использовать указанный выше земельный участок для размещения торговой палатки, тем самым нарушая требования земельного законодательства. На основании изложенного просил суд обязать индивидуального предпринимателя Коженкину Е.Ю. освободить самовольно занимаемый земельный участок, расположенный по адресу: г. Тула, ..., д. *, используемый для эксплуатации торговой палатки «Гриль Хаус». В судебном заседании представитель истца по доверенности помощник прокурора Привокзального района г. Тулы Чиненова Е.В. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям и просила суд их удовлетворить. Ответчик ИП Коженкина Е.Ю. в зал судебного заседания не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила письменное заявление в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования признает. Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Печурина Е.Ф. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещалась должным образом, представила в адрес суда отзыв на исковое заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований. Судом установлено, что Коженкина Е.Ю. является индивидуальным предпринимателем и осуществляет свою деятельность на основании Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии *, что также подтверждается выпиской из ЕГРИП от 15.12.2011 г. Как усматривается из акта проверки от 21.02.2012 года, выходом по адресу: г. Тула, ..., д. * установлено, что по данному адресу расположена торговая палатка «Гриль Хаус» (площадь 3м. х 6м.), принадлежащая ИП Коженкиной Е.Ю., правоустанавливающие документы на занимаемый ею земельный участок представлены не были. Согласно протоколу об административном правонарушении от 14.02.2012 г. № *, Коженкина Е.Ю. совершила административное правонарушение, а именно установлено, что 13.02.2012 г. в 17часов 00 минут по адресу: г. Тула, ул. ..., д. * около рынка «Серебровский» самовольно установлена торговая палатка ИП Коженкиной Е.Ю. Кроме того, 14.02.2012 г. в адрес ответчика Управлением по административно-техническому надзору администрации г. Тулы вынесено предписание, которым Коженкиной Е.Ю. предложено в срок не позднее 24.02.2012 г. подтвердить законность установки объекта в соответствии с действующим законодательством или осуществить демонтаж торговой палатки по адресу: г. Тула, ул. ..., д. *, рынок «Серебровский». В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001г. № 137 - ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Ст. 28 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 Земельного кодекса РФ). Часть 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Предоставление земельных участков в аренду осуществляется за плату, размер которой определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ). Согласно Закону Тульской области от 10.12.2008 года №1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» распоряжение земельными участками с 01.01.2009 года государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле осуществляется администрацией Тульской области. В соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 04.05.2009 года № 293 «О внесении дополнений в Постановление администрации Тульской области от 21.01.2008 года № 34 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, в том числе по действующим и вновь заключаемым договорам аренды, а также по прекращенным договорам аренды, обязательства по которым не исполнены. Указом Губернатора Тульской области от 15 сентября 2011 года № 1 Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области. В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением Правительства Тульской области от 28 сентября 2011 года № 6, Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области. Таким образом, суд полагает установленным, что Коженкина Е.Ю. самовольно, без соответствующего разрешения, установила торговую палатку «Гриль Хаус» на земельном участке, расположенном по адресу: г. Тула, ул. ..., д. *, поскольку доказательств того, что договор аренды спорного земельного участка Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области с ИП Коженкиной Е.Ю. заключался и по нему в бюджет поступают соответствующие платежи, суду не представлено. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, рассматривая дело в рамках заявленных требований, с учетом требований истца, признания иска ответчиком, суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы третьих лиц не нарушены, следовательно, требования прокурора Привокзального района г. Тулы об обязании ИП Коженкиной Е.Ю. освободить самовольно занимаемый земельный участок, расположенный по адресу: г. Тула, ул. ..., д. *, используемый для эксплуатации торговой палатки «Гриль Хаус» обоснованны и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Привокзального района г. Тулы в интересах Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к ИП Коженкиной Е.Ю. об освобождении самовольно занимаемого земельного участка удовлетворить. Обязать ИП Коженкину Е.Ю. освободить самовольно занимаемый земельный участок, расположенный по адресу: г. Тула, ..., д. *, используемый для эксплуатации торговой палатки «Гриль Хаус». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г.Тулы в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий
земельном участке общего пользования создаются препятствия для
неопределенного круга лиц по свободному использованию мест общего
пользования.