РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 июня 2012 года г.Тула Привокзальный районный суд г.Тулы в составе: председательствующего Ретинского Д.А., при секретаре Тараторкиной Е.А., с участием помощника прокурора Привокзального района г.Тулы Даниловой Е.А., представителя ответчика МБОУ – СОШ № 62 г.Тулы Болоболкиной С.С., представителя ответчика Администрации г.Тулы по доверенности Паршутиной Н.В., представителя ответчика Управления образования администрации г.Тулы по доверенности Наумкиной З.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2–571/2012 по иску прокурора Привокзального района г.Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению – средней общеобразовательной школе № 62 г.Тулы, Администрации г.Тулы, Управлению образования администрации г.Тулы об обязании установить ограждения по периметру учреждения, у с т а н о в и л: прокурор Привокзального района г.Тулы, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению – средней общеобразовательной школе № 62 г. Тулы (далее по тексту МБОУ СОШ № 62 г.Тулы), Администрации г.Тулы, Управлению образования администрации г.Тулы об обязании установить ограждения по периметру учреждения. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Привокзального района г.Тулы совместно с инспектором службы батальона полиции ОВО УМВД России по г.Туле проведена проверка МБОУ СОШ № 62 г.Тулы, расположенного по адресу: г.Тула, ул. ...., д. *, на предмет инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности в общеобразовательном учреждении. Проверкой установлено, что в МБОУ СОШ № 62 г.Тулы не в полной мере соблюдаются требования законодательства, направленного на противодействие терроризму, в части обеспечении инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности. Одной из наиболее эффективных мер по предотвращению террористических актов на местах является осуществление охраны наиболее уязвимых для террористов предприятий, организаций, учреждений. Согласно п. 5.1.5 Руководящего документа 78.36.003-2002 МВД России, утвержденного МВД РФ 6 ноября 2002 года «Инженерно-техническая укрепленность», ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток. В нарушение указанных требований, ограждение территории имеет многочисленные лазы и проломы, что не исключает несанкционированного проникновения на территорию МБОУ СОШ № 62 г.Тулы нарушителей (акт проверки от 4 мая 2012 года). Учредителем МБОУ СОШ № 62 г.Тулы является Администрация г.Тулы в лице управления образования администрации г.Тулы. Администрация г.Тулы является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых МБОУ СОШ № 62 г.Тулы, которое является бюджетным учреждением. МБОУ СОШ № 62 г.Тулы является местом массового пребывания людей, нарушение требований действующего законодательства в сфере антитеррористической защищенности школы, создает угрозу жизни и здоровья граждан, в том числе детей данного учреждения, нарушает конституционные права несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья. Просил обязать МБОУ СОШ № 62 г.Тулы установить ограждения по периметру учреждения, обязать Администрацию г.Тулы финансировать расходы по установке МБОУ СОШ № 62 г.Тулы ограждения периметра учреждения. В судебном заседании помощник прокурора Привокзального района г.Тулы Данилова Е.А. поддержала заявленные исковые требования на их удовлетворении настаивала в полном объеме. Представитель ответчика МБОУ СОШ №62 г.Тулы - директор МБОУ СОШ №62 г.Тулы Болоболкина С.С. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме и пояснила, что Администрацией г.Тулы выделены денежные средства на установку ограждения по периметру школы, в настоящее время готовится проектно-сметная документация, затем будет проводится аукцион и данные работы будут выполнены приблизительно к декабрю 2012 года. Представитель ответчика Администрации г.Тулы по доверенности Паршутина Н.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований. Представитель ответчика Управления образования администрации г.Тулы по доверенности Наумкина З.П. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований, пояснив, что Администрацией г.Тулы по ведомственной целевой программе выделены денежные средства на указанные цели, в настоящее время готовится проектно-сметная документация и к декабрю 2012 года работы по установке ограждения по периметру школы будут выполнены. Выслушав пояснения помощника прокурора Привокзального района г.Тулы Данилову Е.А., представителей ответчиков Балаболкину С.С., Паршутину Н.В., Наумкину З.П., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. В силу п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно ст. 51 названного Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. На основании ст. 1 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. В соответствии со ст. 2 указанного ФЗ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ одним из принципов противодействия терроризму в РФ является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. Одной из наиболее эффективных мер по предотвращению террористических актов на местах является осуществление охраны наиболее уязвимых для террористов предприятий, организаций, учреждений. В статье 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ определено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПИН 2.4.22821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» совместно с «СанПин 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». П.п. 3.1 и 3.2 СанПин 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена; на территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны; зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны. В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На основании п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В судебном заседании помощник прокурора Привокзального района г.Тулы Данилова Е.А. пояснила, что совместно с инспектором службы батальона полиции ОВО УМВД России по г.Туле прокуратурой Привокзального района г.Тулы проведена проверка МБОУ СОШ № 62 г.Тулы, расположенного по адресу: г.Тула, ул....., д. *, на предмет инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности в общеобразовательном учреждении, которой установлено, что в МБОУ СОШ № 62 г.Тулы не в полной мере соблюдаются требования законодательства, направленного на противодействие терроризму, в части обеспечении инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности. Согласно акта проверки от 4 мая 2012 года МБОУ СОШ №62 г.Тулы, ограждение территории школы имеет многочисленные лазы и проломы, что не исключает несанкционированного проникновения на территорию МБОУ СОШ №62 г.Тулы. В соответствии с п. 1.6 Устава МБОУ СОШ № 62 г.Тулы, утвержденного приказом Управления образования администрации г.Тулы № 670-а от 11 ноября 2011 года, учредителем школы является Администрация г.Тулы в лице Управления образования Администрации г.Тулы. Согласно п. 1.7.1 Устава в компетенцию учредителя входит: обеспечение содержания здания и сооружения Школы, обустройство прилегающей к ней территории, финансовой обеспечение выполнения муниципального задания. Судом установлено, что МБОУ СОШ № 62 г.Тулы является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Школа имеет самостоятельны баланс. Права учредителя Школы принадлежат администрации г.Тулы в лице Управления образования администрации г.Тулы. Как установлено судом МБОУ СОШ № 62 г.Тулы поставлено на налоговый учет в ГНИ по Привокзальному району г.Тулы с присвоением ИНН * и зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером *. МБОУ СОШ №62 г.Тулы имеет лицензию № * от 11 августа 2011 года на право ведения образовательной деятельности. В ходе проведенной прокуратурой Привокзального района г. Тулы проверки в МБОУ СОШ №62 г.Тулы были выявлены нарушения пункта 5.1.5 Руководящего документа 78.36.003-2002 МВД России, утвержденного МВД РФ 6 ноября 2002 года «Инженерно-техническая укрепленность», ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток, а именно, ограждение территории школы имеет многочисленные лазы и проломы, что не исключает несанкционированного проникновения на территорию МБОУ СОШ №62 г.Тулы. Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что МБОУ СОШ № 62 г.Тулы не имеет полностью ограждения, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, органы местного самоуправления муниципальных районов уполномочены законом на решение вопросов местного значения в сфере образования, в том числе, обустройство прилегающих к ним территорий, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, денежные средства на возведение ограждения образовательному учреждению хоть и выделены, однако да настоящего момента не освоены, а потомусуд считает, что исковые требования прокурора Привокзального района г.Тулы подлежат удовлетворению. В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в суды общей юрисдикции освобождены государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Привокзального района г.Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению – средней общеобразовательной школе № 62 г.Тулы, Администрации г. Тулы, Управлению образования администрации г.Тулы об обязании установить ограждения по периметру учреждения, удовлетворить. Обязать МБОУ СОШ №62 г.Тулы в срок до 1 декабря 2012 года оградить забором территорию участка общеобразовательного учреждения, расположенного по адресу: г.Тула, ...., ул....., д.*. Обязать администрацию г.Тулы выделить денежные средства на ограждение территории МБОУ СОШ № 62 г.Тулы. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд путем подачи жалобы в Привокзальный районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2012 года. Председательствующий Д.А. Ретинский