РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июня 2012 года г. Тула Привокзальный районный суд г. Тулы в составе: председательствующего судьи Михайловой Г.М., при секретаре Кабановой Н.О., с участием истца Комиссарова Е.В., ответчика Комиссаровой Н.Д., представителя ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Тула» по доверенности Ростовцевой И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-464 /12 по иску Комиссарова Е.В. к Комиссаровой Н.Д., Комиссарову Е.Е., ЗАО «Управляющая компания г. Тулы», ОАО «Тульская энергосбытовая компания», ООО «Газпром межрегионгаз Тула», Администрации г. Тулы об установлении порядка оплаты содержания жилья и коммунальных услуг, об обязательстве установить приборы учета расхода газа, горячей и холодной воды, об обязательстве заключить соглашение, определяющее порядок и размеры участия в расходах по оплате содержания жилья и коммунальных услуг, об обязательстве формировать отдельные платежные документы, установил: Комиссаров Е.В. обратился в суд с иском к Комиссаровой Н.Д. об обязательстве заменить электросчетчик и установить прибор учета расхода газа, установить порядок оплаты за жилищно-коммунальные услуги на жилое помещение квартиру № * в доме №* по ул. ... в г. Туле, признав за ним право на оплату 1/3 доли, об обязательстве ЗАО «Управляющая компания г. Тулы» формировать отдельные платежные документы. Истец мотивировал свои требования тем, что квартира № * в доме 15 по ул. ... в г. Туле является муниципальной собственностью. Нанимателем квартиры является Комиссарова Н.Д.. Он зарегистрирован в квартире, однако фактически в ней не проживает, из-за неприязненных отношений с бывшей женой. В квартире зарегистрирован, и проживает, кроме нанимателя, сын Комиссаров Е.Е.. В квартире отсутствуют приборы учета газа, воды, прибор учета потребленной электроэнергии, находится в неисправном состоянии, в связи с чем начисление платы за коммунальные услуги (газ, воду, электроэнергию), осуществляется по установленным тарифам, исходя из количества лиц, зарегистрированных в квартире. Впоследствии истец Комиссаров Е.В. уточнил исковые требования, указал Комиссарову Н.Д., ЗАО «УК г. Тулы», ОАО «ТЭК», ООО « Газпром межрегионгаз Тула», Администрацию г. Тулы в качестве ответчиков, на которых просил возложить обязанность установить в квартире № * в доме №* по ул. ... в г. Туле приборы учета потребления газа, воды холодной, воды горячей, а так же заменить неисправный счетчик потребления электроэнергии. Обязать Комиссарову Н.Д. не чинить препятствий в установке приборов учета. Признать за ним право на оплату за содержание жилья, канализацию, отопление и другие коммунальные услуги по отдельному платежному документу. Обязать ЗАО «УК г. Тулы» составлять на него отдельные платежные документы на оплату содержания жилья и коммунальных услуг. До принятия судом решения, истец Комиссаров Е.В. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, просил обязать ЗАО «УК г. Тулы», ОАО «ТЭК», ООО «Газпром межрегионгаз Тула», Администрацию г. Тулы установить в квартире № * в доме №* по ул. ... в г. Туле приборы учета потребления газа, воды холодной и горячей. Обязать Комиссарову Н.Д. не чинить препятствий в установке приборов учета. Обязать ЗАО «УК г. Тулы» заключить с ним отдельное соглашение, определяющее порядок и размеры его участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения. Обязать ЗАО «УК г. Тулы» формировать отдельные платежные документы на оплату содержания жилья и коммунальных услуг. Истец Комиссаров Е.В. в судебном заседании, уточненные заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. В обоснование иска пояснил, что он является бывшим членом семьи нанимателя квартиры № * в доме №* по ул. ... в г. Туле Комиссаровой Н.Д.. В квартире так же зарегистрирован и проживает его совершеннолетний сын Комиссаров Е.Е.. Он фактически в квартире не проживает, из-за сложившихся личных неприязненных отношений с нанимателем квартиры. Квартира является муниципальной собственностью, в ней отсутствую приборы учета горячего и холодного водоснабжения, газа. Прибор учета электроэнергии в настоящее время заменен на новый. Просил обязать ЗАО «Управляющая компания г. Тулы» заключить с ним соглашение по поводу оплаты содержания жилья и коммунальных услуг, по условиям которого определить его обязанность по оплате содержания жилья, оплате газа, горячего и холодного водоснабжения, отопления и других коммунальных услуг в размере 1/3 доли, 2/3 возложить на Комиссарову Н.Д. и Комиссарова Е.Е.. Просил обязать ЗАО «УК г. Тулы» выдавать ему отдельные платежные документы (квитанции) по оплате содержания жилья и коммунальных услуг, в размере 1/3 части. Администрацию г. Тулы обязать установить в квартире приборы учета газа, холодного и горячего водоснабжения. Обязать Комиссарову Н.Д. не чинить препятствий в установке приборов учета. Ответчик Комиссарова Н.Д. в судебном заседании, исковые требования признала частично. В обоснование позиции по делу пояснила, что она является нанимателем квартиры № * в доме * по ул. ... в г. Туле, которая является муниципальной собственностью. В квартире фактически проживает она и Комиссаров Е.Е.. Бывший член ее семьи Комиссаров Е.В. в квартире зарегистрирован, но не проживает. По месту фактического жительства Комиссаров Е.В. не имеет временной регистрации, всвязи с чем начисления по оплате содержания жилья и коммунальных услуг производятся с учетом истца. В квартире не имеется приборов учета холодного и горячего водоснабжения, газа. Она не желает нести расходы по их установке, поскольку не располагает на это необходимыми денежными средствами. Полагает, что не должна нести обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 2/3 доли, поскольку в квартире проживает и зарегистрирован их совершеннолетний сын Комиссаров Е.Е.. Не возражала против удовлетворения требования истца об определении доли его расходов в оплате содержания жилья и коммунальных услуг в размере 1/3. Привлеченный судом, в качестве соответчика, Комиссаров Е.Е. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В заявлении указал, что согласен оплачивать 1/3 долю платы за содержание жилья, коммунальные услуги. Представитель ответчика Администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства дела, извещен надлежащим образом, представил в суд письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в соответствии с действующим законодательством. Представитель ответчика ЗАО «Управляющая компания г. Тулы» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщил, не просил дело слушанием отложить, или рассмотреть дело в его отсутствие. Письменный отзыв на иск или возражения, а также доказательства в их обоснование в суд не представил. Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Тула» по доверенности Ростовцева И.О. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. В обоснование возражений указала на то, что приборы учета используемого природного газа в квартире № * в доме № * по ул. ... в г. Туле должен установить собственник жилого помещения до 01.01.2015 года. В деятельность ООО «Газпром межрегионгаз Тула» входит обеспечение бесперебойной поставки газа потребителям Тульской области, в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей. Абонентом на основании договора является Комиссарова Н.Д., газоснабжение жилого помещения по указанному адресу осуществляется из состава газоиспользующего оборудования – газовая плита. Определения объема потребляемого газа, осуществляется по нормативам потребления газа. Оплата за потребленный газ осуществляется регулярно. Полагает, что ООО «Газпром межрегионгаз Тула» является ненадлежащим ответчиком по делу. Представитель ОАО «Тульская энергосбытовая компания» по доверенности Федина Т.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени разбирательства дела извещена надлежащим образом, представила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном отзыве указала, на непризнание исковых требований, считает, что ОАО «Тульская энергосбытовая компания» не является надлежащим ответчиком по делу. Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле ОАО «Тулагорводоконал» в зал судебного заседания не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. Согласно ст. 209 ГК Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом. Согласно выписке из лицевого счета на квартиру № * в доме № * по ул. ... в г. Туле он отрыт на Комиссарову Н.Д., квартира является муниципальной собственностью, в квартире зарегистрированы три человека. Комиссарова Н.Д., сын Комиссаров Е.Е. дата года рождения зарегистрированы в квартире с 25.08.1993 года, бывший муж нанимателя Комиссаров Е.В. с 08.04.1999 года, что подтверждается выпиской из домовой книги. Из объяснений Комиссарова Е.В., Комисаровой Н.Д., письменных доказательств по делу (выписки из лицевого счета, договора социального найма) судом установлено, что квартира № * в доме №* по ул. ... в г. Туле является муниципальной собственностью. Администрация г. Тулы не представила в суд доказательства, опровергающие вышеизложенные обстоятельства, возражений по данному поводу не заявила. Таким образом, судом установлено, что квартира № * в доме * по ул. ... в г. Туле является муниципальной собственностью, наймодателем квартиры является Администрация г. Тулы, нанимателем Комиссарова Н.Д., членом семьи является Комиссаров Е.Е., бывшим членом семьи нанимателя является Комиссаров Е.В.. Истец Комиссаров Е.В., ответчик Комисарова Н.Д. в судебном заседании пояснили, что Комиссаров Е.В. в квартире не проживает, не пользуется газом, водой, электроэнергией, по месту фактического жительства не имеет временной регистрации, в квартире отсутствуют приборы учета газа, горячего и холодного водоснабжения, в связи с чем коммунальные услуги за потребленные энергетические ресурсы начисляются исходя из количества лиц зарегистрированных в квартире, по тарифам, утвержденным в установленном законом порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Поскольку действующим жилищным законодательством вопрос об обязанности по заключению соглашения об оплате жилья и коммунальных услуг, не урегулирован, в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, суд считает возможным применить к правоотношениям, аналогию закона. Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора. В силу ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;. плату за коммунальные услуги. Согласно ч. 1,3,4 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. Как указывалось выше наймодателем вышеуказанной квартиры является Администрация г. Тулы, управление многоквартирным домом № * по ул. ... в г. Туле осуществляется управляющей организацией – ЗАО «Управляющая компания г. Тулы», которая производит начисление платежей по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг, предоставляя нанимателю Комиссаровой Н.Д. ежемесячно соответствующие квитанции. Из объяснений сторон, квитанции об оплате содержания жилья и коммунальных услуг, судом установлено, что управляющая организация – ЗАО «УК г. Тулы» производит начисление следующих платежей: за найм, содержание жилья, коммунальные услуги (холодное, горячее водоснабжение, отопление, канализацию). Оплата газа и электроэнергии производится по отдельным квитанциям, расчет размера платы за потребленный газ осуществляет ООО « Газпром межрегионгаз Тула», за электроэнергию ОАО «ТЭК». Частью 1,2,3 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Согласно ч. 1,2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В судебном заседании Комиссаров Е.В., Комиссарова Н.Д. подтвердили, что коммунальные услуги, а именно: горячее и холодное водоснабжение, отопление (теплоснабжение), газоснабжение в квартире имеются, из-за отсутствия приборов учета, начисление коммунальных платежей за данные виды услуг производятся по утвержденным тарифам. Довод истца Комиссарова Е.В. о том, что в квартире не имеется приборов учета потребления газа и воды, не может служить основанием для освобождения нанимателя и членов его семьи (в том числе бывших) от обязанности вносить ежемесячно плату за содержание жилья и коммунальных услуг. Учитывая изложенное, суд считает, что Комиссарова Н.Д., член ее семьи Комиссаров Е.Е., бывший член семьи Комиссаров Е.В. обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которые им предоставляются, ежемесячно. ООО « Газпром межрегионгаз Тула» осуществляет бесперебойное поставку газа потребителям Тульской области в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей, а также оперативное управление режимами газоснабжения. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. В силу пункта 3 Правил поставщик газа – газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества, абонент – сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), собственник или наниматель жилого помещения, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Согласно пункта 5 Правил поставка газа для обеспечения коммунально- бытовых нужд осуществляется на основании договора. Из объяснений сторон, судом установлено, что абонентом ООО «Газпром межрегионгаз Тула» по адресу: г. Тула, ул. ..., д. * кв. * является Комиссарова Н.Д., газоснабжение квартиры осуществляется из состава газоиспользующего оборудования – газовой плиты, определение объема потребляемого газа осуществляется по нормативам газа. Исковое требование истца об обязательстве ООО « Газпром межрегионгаз Тула» установить прибор учета потребления газа в квартире, не подлежит удовлетворению, поскольку данный ответчик не является собственником квартиры, не уполномочен устанавливать приборы учета потребляемого газа. Из объяснений сторон, письменных доказательств по делу, судом установлено, что в квартире ранее был установлен прибор учета потребляемой электроэнергии, который был в неисправном состоянии, в связи с чем расчет за потребленную электроэнергию производился по утвержденным тарифам. До мая 2012 года наниматель квартиры, члены ее семьи, в том числе бывший член семьи Комиссаров Е.В. не обращались с заявлением о замене неисправного прибора учета потребляемой электроэнергии. 02.05.2012 года Комиссаров Е.В. обратился в ОАО «ТГЭС» с заявлением о замене прибора учета электроэнергии. 11.05.2012 года представителями ОАО «ТГЭС» была произведена замена данного прибора учета, при этом Комиссарова Н.Д. не чинила препятствий в его замене, таким образом, требование истца об обязательстве Комиссаровой Н.Д. не чинить препятствий в установке прибора учета электроэнергии не подлежит удовлетворению. Частью 3 ст. 67 ЖК РФ предусмотрены обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе своевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч. 1,2 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Поскольку Комиссаров Е.Е. является членом семьи Комиссаровой Н.Д., а Комиссаров Е.В. бывшим членом семьи, то они имеют равные права и обязанности с нанимателем по оплате жилья и коммунальных услуг. Рассматривая вопрос о долевом участии в оплате содержания жилья и коммунальных услуг, суд исходит из следующего. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом (часть 2 статьи 11 ЖК РФ). Право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке. Истец Комиссаров Е.В. 26.04.2012 года обращался с письменным заявлением в ЗАО «УК г. Тулы» с просьбой установить приборы учета воды и газа в квартире, выдавать ему отдельных платежных документ на оплату содержания жилья и коммунальных услуг. Истец Комиссаров Е.В. пояснил, что ответ на его заявление ему дан не был. Ответчик ЗАО «УК г. Тулы» не представил каких-либо документов, подтверждающих принятие мер по заявлению истца. Таким образом, истец имеет право на обращение в суд за судебной защитой своих жилищных прав и обязанностей. Одним из оснований возникновения жилищных прав и обязанностей является договор социального найма жилого помещения. Из договора социального найма жилого помещения №* от 17.05.2012 года, заключенного между собственником жилого помещения Администрация г. Тулы (наймодателем) и Комиссаровой Н.Д. (нанимателем) усматривается, что наймодатель передал нанимателю и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности квартиру № * в доме № * по ул. ... в г. Туле, в качестве членов семьи нанимателя указаны: сын Комиссаров Е.Е., бывший муж Комиссаров Е.В.. Круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии. По смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи. В силу части 4 статьи 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (например, в связи с расторжением брака, прекращением ведения общего хозяйства), но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи, в том числе: право бессрочно пользоваться жилым помещением (часть 2 статьи 60 ЖК РФ), сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (статья 71 ЖК РФ). Частью 4 статьи 69 ЖК РФ установлена самостоятельная ответственность бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, продолжающего проживать в этом жилом помещении, по его обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма. Поэтому он вправе потребовать от наймодателя и нанимателя заключения с ним отдельного соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения. Предложение о заключении такого соглашения может также исходить и от нанимателя. Споры, возникающие в связи с отказом наймодателя и (или) нанимателя заключить такое соглашение или в связи с недостижением соглашения между сторонами по его содержанию, разрешаются в судебном порядке. Суд, применительно к положениям частей 4, 5 статьи 155, статьи 156 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ считает необходимым определить порядок и размер участия бывшего члена семьи нанимателя Комиссарова Е.В. в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади жилого помещения, с возложением на управляющую организацию, обязанности заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" пункты 32, 30) Из объяснений сторон, судом установлено, что Комиссаров Е.В. в судебном порядке не признан, утратившим право на вышеуказанное жилое помещение. Исходя из положений ст. 245 ГК РФ, примененной судом по аналогии закона, к спорным жилищным правоотношениям, доли нанимателя и членов его семьи ( в том числе бывшего) по уплате содержания жилья и коммунальных платежей считаются равными, то есть соответствуют 1/3 доли за каждым. Учитывая изложенное, суд находит требования истца о возложении обязанности на ЗАО «Управляющую компанию г. Тулы» заключить с ним соответствующее соглашение, указав в нем размер его участия в уплате равной 1/3 доли, а Комиссаровой Н.Д. и Комиссарова Е.Е. равной 2/3 долям; выдать Комиссарову Е.В. отдельный платежный документ на оплату найма, содержания жилого помещения и коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление), обоснованными и подлежащими удовлетворению. С 2006 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. Указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за потребленные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В соответствии с пунктом 16 Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Настоящих Правил (ч. 2 п. 7). Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы установлены статьей 13 ФЗ от 23.11.2009 года №261 « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии). Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1,2). В силу пункта 4 статьи 13 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. ( пункт 5). В соответствии с пунктом 5.1. до 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки. До 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемого природного газа, обязаны представлять не позднее 1 января 2013 года лицам, указанным в частях 5.1 и 6.1 настоящей статьи, предложения об оснащении таких объектов приборами учета природного газа. До 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных пунктами 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания ( пункты 9-12 статьи 13). Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учитывая выше приведенные нормы действующего законодательства, то обстоятельство, что собственником квартиры № * в доме № * по ул. ... в г. Туле является Администрация г. Тулы, то обязанность по установке до 01.07.2012 года приборов учета горячего и холодного водоснабжения, лежит на собственнике жилого помещения. Таким образом, исковые требования Комиссарова Е.В. о возложении на Администрацию г.Тулы обязанности произвести установку приборов учета холодного и горячего водоснабжения, в указанной выше квартире подлежат удовлетворению. Требование о возложении обязанности по установке прибора учета потребляемого газа в настоящее время не подлежат удовлетворению, поскольку данный прибор учета может быть установлен собственником жилого помещения до 01.01.2015 года. Требования, заявленные к ЗАО «Управляющая компания г. Тулы», ОАО « Тульская энергосбытовая компания», ООО «Газпром межрегионгаз Тула» об обязательстве установить приборы учета потребляемой воды, газа не подлежат удовлетворению, как заявленные к ненадлежащим ответчикам. Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Комиссарова Е.В. к Комиссаровой Н.Д., ЗАО «УК г. Тулы», ОАО «ТЭК», ООО «Газпром межрегионгаз Тула», Администрации г. Тулы, Комиссарову Е.Е. об установлении порядка оплаты содержания жилья и коммунальных услуг, об обязательстве установить приборы учета расхода газа, горячей и холодной воды, об обязательстве заключить соглашение, определяющее порядок и размеры участия в расходах по оплате содержания жилья и коммунальных услуг, об обязательстве формировать отдельные платежные документы удовлетворить частично. Обязать ЗАО «Управляющая компания г. Тулы» заключить с Комиссаровым Е.В., бывшим членом семьи нанимателя Комиссаровой Н.Д., отдельное соглашение, определяющее порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за найм, коммунальные услуги, содержание жилого помещения квартиры №* в доме № * по ул. ... в г. Туле. Определить долю Комиссарова Е.В. в оплате жилого помещения (найм, содержание жилья) и коммунальных услуг (холодная вода, горячая вода, канализация, отопление) в квартире № * дома № * по ул. ... в г. Туле в размере 1/3 доли платежей, долю нанимателя Комиссаровой Н.Д. и члена семьи нанимателя Комиссарова Е.Е. в размере 2/3 доли платежей. Обязать ЗАО «Управляющая компания г. Тулы» производить расчет платы соразмерно этих долей с выдачей ежемесячно на имя Комиссарова Е.В. и Комиссаровой Н.Д. отдельных платежных документов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Обязать Администрацию г. Тулы установить в квартире № * в доме №* по ул. ... в г. Туле приборы учета потребления воды холодной, воды горячей. Обязать Комиссарову Н.Д. не чинить препятствий в установке приборов учета потребления воды в квартире № * в доме № * по ул. ... в г. Туле. В удовлетворении исковых требований Комиссарову Е.В. к Комиссаровой Н.Д., ЗАО «УК г. Тулы», ОАО « ТЭК», ООО « Газпром межрегионгаз Тула», Администрации г. Тулы о возложении обязанности установить в квартире № * в доме №* по ул. ... в г. Туле прибор учета расхода газа отказать. В удовлетворении исковых требований Комиссарову Е.В. к Комиссаровой Н.Д., ЗАО «УК г. Тулы», ОАО «ТЭК», ООО «Газпром межрегионгаз Тула» о возложении обязанности установить в квартире № * в доме №* по ул. ... в г. Туле прибор учета расхода воды горячей и холодной отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течении месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 18.06.2012 года. Председательствующий Г.М. Михайлова