Р Е Ш Е Н И Е 19 июня 2012 года город Тула Привокзальный районный суд города Тулы в составе: председательствующего Сафроновой И.М., при секретаре Пучкове А.А., с участием истца Рыжих В.Д., представителя ответчика МУП «Косогорское ЖКХ» по доверенности К., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы гражданское дело №2-677/2012 по исковому заявлению Рыжих В.Д. к ОАО «Косогорский металлургический завод», МУП «Косогорское ЖКХ», администрации города Тулы о признании права собственности в порядке приватизации, у с т а н о в и л: Рыжих В.Д. обратился в суд с иском к ОАО «Косогорский металлургический завод», МУП «Косогорское ЖКХ», администрации города Тулы о признании права собственности в порядке приватизации на комнату (поз. №* в поэтажном плане) площадью 18,1 кв.м.в квартире №* дома №* по ул. ... Привокзального района города Тулы, мотивируя свои требования тем, что в 2011 г. истец подал заявление о приватизации комнаты площадью 18,1 кв.м. (поз. № * на поэтажном плане) в квартире № * по адресу: Тульская область, г. Тула, Привокзальный район, ул. ..., д. 21 (бывш. п. ...), общей площадью 372,1 кв.м., жилой площадью 258,6 кв.м., в которой он проживает по договору социального найма. 02 апреля 2012 г. МУП муниципального образования «город Тула Тульской области» «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство» в лице директора С. заключило с ним договор передачи № *, по которому указанная комната передана истцу в собственность. Для регистрации права собственности на данную комнату истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области. Регистрация права собственности приостановлена. В уведомлении Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от 22 мая 2012 г. за № * указано, что в силу ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача в собственность гражданам жилых помещений, осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, либо учреждениями, предприятиями, в оперативное управление которых передан Жилищный фонд. В тоже время, в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ субъектами права хозяйственного ведения могут являться исключительно государственные или муниципальные унитарные предприятия, а субъектами права оперативного управления – казенные предприятия, а также учреждения в отношении закрепленного за ними имущества. В соответствии с действующим законодательством при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находившийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное право приемников этих предприятий, учреждений, иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления, (ст. 9 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики»). В соответствии с п.2 ст.6 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997 года государственная регистрация возникшего до введения вышеуказанного закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального Закона перехода данного права, его ограничения (обремененная) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального Закона сделки с объектом недвижимого имущества. Право МУП муниципального образования «г. Тула, Тульской области» «Косогорское жилищно- коммунальное хозяйство» в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано и в силу п.2 ст.8 ГКРФ не считается возникшим. Таким образом, МУП МО «город Тула Тульской области» «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство» не уполномочено законом на передачу жилых помещений в собственность граждан. При переходе в частную собственность, согласно ст.9 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и ст. 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», ОАО «КМЗ» должно было передать находящийся у него на балансе жилищный фонд в муниципальную собственность, а муниципальное образование принять его в свою собственность. В то же время, неисполнение указанных обязанностей ОАО «Косогорский металлургический завод» и муниципальным образованием не может служить основанием для лишения права на приватизацию (получение в собственность) нанимаемой мной комнаты. Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», жилищные права граждан (в том числе право на приватизацию жилья) сохраняются в полном объеме, независимо от смены предприятием формы собственности. Согласно п. 2.2. Временного положения о порядке и условиях бесплатной передачи государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан в Тульской области в редакции постановления Губернатора Тульской области № 21 от 27.11.2001г., переход государственных и муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности также не влияет на права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, на приватизацию жилья. На основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных законом и иными нормативными актами Российской Федерации. Соблюдение условий, необходимых для приватизации занимаемого истцом жилого помещения, подтверждается тем фактом, что с ним заключен договор передачи комнаты в собственность. Право собственности на указанную комнату не зарегистрировано в Филиале ФГУП «Ростехинвентаризация». Указанные выше обстоятельства подтверждают, что, несмотря на отсутствие у МУП муниципального образования «город Тула, Тульской области» «Косогорское жилищно-коммунальное хозяйство» права на передачу истцу в собственность, занимаемой им комнаты и вызванную этим невозможность государственной регистрации его права собственности, он сохраняет право на получение вышеуказанной комнаты в собственность. На основании изложенного истец просил суд признать за ним право собственности в порядке приватизации на комнату площадью 18,1 кв.м. (поз. № * на поэтажном плане) в квартире № * дома № * по ул. ..., (бывший пос. ...), Привокзальный район, г.Тула, общей площадью 372,1 кв.м., жилой площадью 258,6 кв.м. Истец Рыжих В.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить, также пояснил, что ранее он не принимал участие в приватизации другого жилого помещения. Представитель ответчика администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство с просьбой рассмотреть данное дело в его отсутствие, исковые требования рассмотреть на усмотрение суда. Представитель ответчика ОАО «Косогорский металлургический завод» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется расписка, о причинах неявки суду не сообщил. Представитель ответчика МУП «Косогорское ЖКХ» по доверенности К. в судебном заседании не возражал против заявленных Рыжих В.Д. исковых требований, также пояснил, что МУП «Косогорское ЖКХ» не уполномочено законом на передачу жилых помещений в собственность граждан, спорное жилое помещение принадлежит на праве собственности МО г. Тулы, следовательно, принимать решение о передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации и договоры социального найма уполномочена заключать администрация МО г. Тула. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется расписка, о причинах неявки суду не сообщил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Суд, выслушав мнение истца Рыжих В.Д., представителя ответчика МУП «Косогорское ЖКХ» по доверенности К., исследовав письменные материалы по делу, находит заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Из представленных выписки из лицевого счета и выписки из домовой книги судом установлено, что лицевой счет * на комнату площадью 18,1 кв.м. в квартире №* дома №* по ул. ... Привокзального района города Тулы открыт на имя Рыжих В.Д., являющегося нанимателем данной комнаты. Указанное жилое помещение было предоставлено истцу Рыжих В.Д. на основании ордера от 15 ноября 2001 года. 07.10.2011 года МУП МО города Тулы «Косогорское ЖКХ» заключило с Рыжих В.Д. договор социального найма жилого помещения, находящего в муниципальной собственности, состоящего из одной комнаты в квартире общей площадью 258,6 кв.м., в том числе жилой 18,1 кв.м. по адресу: город Тула, Привокзальный район, (бывший поселок ...), ул. ..., д. *, кв. *. Согласно данным инвентаризационного документа – справка-паспорт от 18.01.2012 года на квартиру №* в доме №* по ... Привокзального района города Тулы, право собственности на квартиру ни за кем не зарегистрировано. В соответствии со ст. ст. 2, 11 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти жилые помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Согласно ст.18 вышеуказанного закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. По смыслу вышеуказанной нормы закона, переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона, поскольку действующее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24. 08. 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в редакции Постановления Пленума ВС РФ от 23.12. 1992 года). В силу ст.ст.217, 218 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В сообщении МУП «Косогорское ЖКХ» от 19.06.2012 года указано, что жилой многоквартирный дом №* по ул. ... (бывший пос. ...) города Тулы является муниципальной собственностью. В силу ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Из смысла вышеуказанной нормы Закона следует, что истец имеет право на реализацию своего права приобрести в собственность, занимаемое им жилое помещение, в порядке бесплатной приватизации, в судебном порядке. Кроме того, при разрешении данного спора, суд считает необходимым учесть, что в силу п.2 Постановления Правительства от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в редакции от 24.12.1993г.) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения и районов, кроме районов в городах). Как видно из п.1 Приложения 3 к таковым объектам относятся жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам. Отсутствие регистрации права муниципальной собственности в Едином государственном реестре регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не может служить препятствием для признания за гражданами права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение. Суд приходит к выводу, что Рыжих В.Д. вправе приобрести в собственность в порядке приватизации комнату (поз.№* в поэтажном плане) в квартире №* дома №* по ул. ... (бывший п. ...) Привокзального района города Тулы, обстоятельств, исключающих данную возможность судом не установлено, отказ в наделении его правами собственника в силу объективных и субъективных причин, в том числе отсутствия надлежащим образом оформленных документов на владельца жилищного фонда, а равно затягивание данного процесса на неопределенное время, существенно ущемляет законные права истца. Учитывая вышеизложенное, а также то, что Рыжих В.Д. изъявил желание реализовать предоставленное право на приобретение, занимаемого им жилого помещения по договору найма в собственность в порядке бесплатной приватизации, что ранее он не принимал участие в приватизации другого жилого помещения, то суд находит исковые требования о признании за Рыжих В.Д. права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации, подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : исковые требования Рыжих В.Д. удовлетворить. Признать за Рыжих В.Д. право собственности в порядке приватизации на комнату (поз.№* в поэтажном плане) площадью 18,1 кв.м. в квартире №* дома №* по ул. ... (бывший п. ...) Привокзального района города Тулы. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение отпечатано в совещательной комнате. Председательствующий И.М. Сафронова