РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 августа 2012 года город Тула Привокзальный районный суд г. Тулы в составе: председательствующего Свиреневой Н.А., при секретаре Фалдиной Н.В., с участием представителя истца помощника прокурора Привокзального района г.Тулы Геллер М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы гражданское дело № 2-812/12 по иску прокурора Привокзального района г. Тулы в интересах Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к ИП Алуханян Л.Г. об освобождении самовольно занимаемого земельного участка, установил: прокурор Привокзального района г. Тулы в интересах Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области обратился в суд с иском к ИП Алуханян Л.Г. об освобождении самовольно занимаемого земельного участка, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой Привокзального района г.Тулы в рамках осуществления прокурорского надзора, проведена проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего использование государственного и муниципального имущества физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории района. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Статьей 28 земельного кодексаРоссийской Федерации предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 настоящего Кодекса. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса (ст.29 земельного кодексаРФ). Согласно Закону Тульской области от 10.12.2008 года № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» с 01.01.2009 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области — городе Туле осуществляется администрацией Тульской области. В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 28.09.2011 года № 6, Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, в том числе по действующим и вновь заключенным договорам аренды, обязательства по которым не исполнены. В соответствии с ч.1ст.606 гражданского кодексаРФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (заимодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование (ч.1ст.607 ГК РФ). Согласност.25 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Кроме того, в результате неправомерного размещения объекта на земельном участке общего пользования создаются препятствия для неопределенного круга лиц по свободному использованию мест общего пользования. 21 июня 2012 года прокуратурой района совместно с главным специалистом отдела муниципального земельного контроля управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы Д. проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя Алуханян Л.Г. на предмет соблюдения ею требований земельного бюджетного законодательства. В ходе проверки установлено, что ИП Алуханян Л.Г. самовольно установила на земельном участке, расположенном по адресу: г.Тула, ...., д.*, <данные изъяты> 2 холодильника для реализации напитков (пиво, соки). Холодильники ИП Алуханян Л.Г. использует для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения дохода, при этом каких-либо правоустанавливающих документов на земельный участок по указанному адресу у нее не имеется, арендных платежей, за пользование земельного участка, она не оплачивает. Решением Тульской городской Думы 4-ого созыва от 29 июня 2011 года №27/534 «Об утверждении адресного перечня мест размещения сезонных нестационарных торговых объектов на территории города Тулы в 2011 году» утвержден перечень мест размещения тонеров для продажи продовольственных товаров. Проверкой установлено, что торговое место по адресу: г.Тула, ...., д.* (земельный участок, расположенный под холодильниками) в указанном перечне не значится. Материалы проверки свидетельствуют о том, что земельный участок ИП Алуханян Л.Г. в аренду для установки и последующей эксплуатации холодильников Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области не предоставлялся, соответствующее постановление главы администрации г.Тулы не принималось, договор аренды земельного участка не заключался, соответственно за использование земельного участка арендная плата до настоящего вреемни не вносится, тем самым нарушаются требования земельного и бюджетного законодательства. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п.2 ч.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Просит суд обязать ответчика индивидуального предпринимателя Алуханян Л.Г. освободить самовольно занимаемый земельный участок, расположенный по адресу: г. Тула, ...., д.*, используемый для эксплуатации холодильник шкафов. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Привокзального района г. Тулы Геллер М.Г. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, и просил суд их удовлетворить. Ответчик Алуханян Л.Г. в зал судебного заседания не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, признавая исковые требования в полном объеме. Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Мамаев В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, ранее представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В силуст. 167 ГПКРФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела,суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силуст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований. Судом установлено, что Алуханян Л.Г. является индивидуальным предпринимателем и осуществляет свою деятельность на основании Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации серии 71 №*, имеет ИНН №*, Свидетельства о внесении изменений в Единый государственный реестра индивидуальных предпринимателей серии 71 №*. Исходя из согласования с администрацией Привокзального района Управы г.Тулы от 25 апреля 2005 года, Алуханян Л.Г. разрешается размещение торгового киоска в остановочном павильоне по адресу: г.Тула, ...., д.*. Договор аренды земельного участка № * от 4 февраля 2003 года между МУП «Тульским городским центром градостроительства и землеустройства» и ИП Алуханян Л.Г. явствует о том, что на основании постановления Главы г.Тулы от 15.11.2002 года № * № * МУП «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства» предоставил в аренду ИП Алуханян Л.Г. из земель поселения, земельный участок с кадастровым номером К№*, площадью 9 кв.м., расположенный по адресу: г.Тула, Привокзальный район, ...., д.*. Границы участка закреплены на местности (отмежеваны), поставлены на государственный кадастровый учет и обозначены на прилагаемом к договору кадастровом плане земельного участка (л.д. 15- 20). Как следует из акта осмотра участка местности от 21.06.2012 года с выходом по адресу: г. Тула, ...., д.*, установлено, что торговая палатка осуществляет продажу продуктов питания, напитков, пива. Предпринимательской деятельностью в данной палатке занимается ИП Алуханян Л.Г. Перед палаткой расположен 1 холодильник для напитков «Pepsi». Слева от палатки расположен холодильник по продаже пива «Балтика». В ходе проверки какие-либо правоустанавливающие документы на использование земельного участка, расположенного под холодильниками представлены не были. Со слов Алуханян Л.Г. документов, разрешающих использование земельного участка, находящегося под холодильниками, у нее нет. Факт незаконной установки холодильников со своей стороны Алуханян Л.Г., не отрицает. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001г. № 137 - ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Статьей 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 земельного кодекса РФ). Предоставление земельных участков в аренду осуществляется за плату, размер которой определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4ст. 22 земельного кодексаРФ). В силуст. 42 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в вид арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества. Статьями 57, 62 Бюджетного кодексаРФ определено, что неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса. Таким образом, к неналоговым доходам местных бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, - доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества. Согласно Закону Тульской области от 10.12.2008 года №1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» распоряжение земельными участками с 01.01.2009 года государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле осуществляется администрацией Тульской области. В соответствии с под.36 п.4 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением Правительства Тульской области от 28.09.2011 года №6 Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, в том числе по действующим и вновь заключаемым договорам аренды, а также по прекращенным договорам аренды, обязательства по которым не исполнены. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией. Статья 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определяет основные понятия торгового объекта. Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанный прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Согласно ст. 10 указанного Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Решением Тульской городской Думы 4-го созыва от 29 июня 2011 г. N 27/534 "Об утверждении адресного перечня мест размещения сезонных нестационарных торговых объектов на территории города Тулы в 2011 году" утвержден перечень мест размещения тонеров для продажи продовольственных товаров. Проверкой установлено, что торговое место по адресу: г.Тула, ...., д* (земельный участок, расположенный под холодильниками) в указанном перечне не значится. Таким образом, суд полагает установленным, что Алуханян Л.Г. самовольно, без соответствующего разрешения, установила холодильники на земельном участке, расположенном по адресу: г. Тула, ...., д.*, поскольку доказательств того, что договор аренды спорного земельного участка Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области с ИП Алуханян Л.Г. заключался и по нему в бюджет поступают соответствующие платежи, суду не представлено. На основании вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора Привокзального района г. Тулы и обязать ИП Алуханян Л.Г. освободить самовольно занимаемый земельный участок, расположенный по адресу: г. Тула, ...., д.*, используемый для эксплуатации холодильных шкафов. Руководствуясьст.ст.194-198 ГПКРФ, суд решил: исковые требования прокурора Привокзального района г. Тулы в интересах Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к ИП Алуханян Л.Г. об освобождении самовольно занимаемого земельного участка, удовлетворить. Обязать ИП Алуханян Л.Г. освободить самовольно занимаемый земельный участок, расположенный по адресу: г. Тула, ...., д.*, <данные изъяты>, используемый для эксплуатации холодильных шкафов, Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд путем подачи жалобы в Привокзальный районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Н.А.Свиренева
Часть 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.