Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2011 года г. Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Иваниной Т.Н.,
при секретаре Маклиной Е.А.,
с участием
истицы Рыбаковой Е.С.,
представителя истца Рыбакова С.И. по доверенности Хвалева Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-460/11 по иску Рыбакова С.И., Рыбаковой Е.С., Черногорловой А.С. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании права собственности в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Рыбаков С.И., Рыбакова Е.С., Черногорлова А.С. обратились в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании права собственности в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что они зарегистрированы и проживают в квартире *, корпус *, дома № * по ... проезду в городе Тула. Рыбаков С.И. работал в ОАО «Центрсельэлектросетьстрой» водителем с 31 января 1983 года по 19 марта 1996 года и ему 6 мая 1988 года был выдан ордер * на занятие квартиры № * по вышеуказанному адресу. Реализуя свое право на бесплатную передачу жилья, предоставленную Законом «О приватизации жилищного фонда в РФ», они обратились в Территориальное управление по Тульской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с заявлением о приватизации. Им было разъяснено, что для приватизации квартиры необходимо решение суда и в подтверждение прав собственника были выданы копии выписок из реестра федерального имущества № *. Они проживают в доме более 22 лет. Оплату за коммунальные платежи производят в полном объеме. Документы, подтверждающие факт передачи данного дома в муниципальную собственность, отсутствуют. Однако право на приватизацию за ними сохраняется. Просят суд признать за ними в порядке приватизации право собственности на квартиру по адресу: г. Тула, ... проезд, д. *, корп. *, кв. *.
Истица Рыбакова Е.С., представитель по доверенности Хвалев Г.И. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Истица Черногорлова А.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ОАО «Центрсельэлектросетьстрой» по доверенности Киселева М.Н. в судебное заседания не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что дом, в котором расположена спорная квартира, является аварийным и ветхим. Считает, что с учетом положений ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», запрещающей приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях спорное жилое помещение не может быть приватизировано, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Данные объяснения были оглашены в порядке ст.ст.174, 181 ГПК Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения истицы Рыбаковой Е.С., представителя истца Рыбакова С.И. по доверенности Хвалева Г.И., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истцы проживают и постоянно зарегистрированы по адресу: г. Тула, ... проезд, д.* корп. * кв. *.
Данное изолированное жилое помещение они занимают на основании ордера * от 06 мая 1988 года, выданного Тульской мехколонной * треста ЦСЭСС на имя Рыбакова С.И.
В пункте 8 плана приватизации АО «Центрсельэлектросетьстрой», утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом Тульской области 29 декабря 1992 года, содержится стоимость объектов жилищного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в муниципальную собственность, выраженную в денежном эквиваленте. Пообъектный перечень такого имущества в плане приватизации отсутствует.
Вместе с тем, решением комитета по управлению государственным имуществом Тульской области от 18 октября 1999 г. *, принятым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года *, в п.8 плана приватизации АО «Центрсельэлектросетьстрой» внесены изменения. Этим решением утвержден перечень объектов социальной сферы, подлежащих передаче в муниципальную собственность, в силу которого в г.Туле подлежали передаче общежития, расположенные по адресу: г.Тула, ... проезд, д.*, к.*.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14 января 2011 года домовладение * по ... проезду г. Тулы, выданному на основании выписки из реестра федерального имущества от 03 декабря 2010 *, постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 *, является собственностью Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (с 23 декабря 1992 года Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Судом установлено, что АООТ «Центрсельэлектросетьстрой» 01 октября 1999 года обратилось в комитет по управлению имуществом Тульской области с заявлением, о выдаче свидетельства о внесении в реестр федерального имущества.
Спорный жилой дом, расположенный по адресу: г.Тула, ... проезд, д.* к.* был внесен в реестр федерального имущества, что подтверждается выписками из реестра от 26.10.2010 года *.
Таким образом, судом установлено, что при приватизации имущественного комплекса государственного предприятия "Проектно-строительного объединения «Центрсельэлектросетьстрой» в 1992 году общежитие, в котором проживает истица, не было включено в перечень приватизируемых объектов недвижимости правомерно.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
После вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статус данного дома как общежития был утрачен в силу закона, и у граждан, занимающих в этом доме изолированные жилые помещения, имеется право приобрести их в собственность в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.
Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (комнатой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу статьи 7 указанного выше Вводного закона, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение, если это жилое помещение на момент вступления в силу указанной статьи Вводного закона не было предоставлено в установленном порядке в пользование нескольких лиц, либо право пользования жилым помещением других лиц прекратилось по основаниям, предусмотренным законом (выезд в другое место жительства, смерть и т.п.).
В соответствии со ст.ст. 2, 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» /с последующими изменениями и дополнениями/ каждый гражданин имеет право на приобретение собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений.
В силу ст.ст.217, 218 ГК Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст.6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» /с последующими изменениями и дополнениями/ передача в собственность гражданам жилых помещений может осуществляться только соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом/ в настоящее время - органами местного самоуправления/, предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, либо учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд. Граждане занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, по договору социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом. Жилые помещения передаются в общую собственность либо собственность одного из совместно проживающих лиц.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья они вправе обратиться в суд.
Как следует из материалов дела, истцы фактически пользовалась изолированным жилым помещением - квартирой *, расположенной в доме * корп. * по ... проезду г.Тулы с 1988 года, с момента вселения и до момента рассмотрения спора в суде, оплачивали всю занимаемую жилую площадь указанной квартиры. Из копии ордера, выданного Рыбакову С.И. следует, что ему было предоставлено право на поселение в общежитии с указанием номера квартиры - 4. В настоящее время само жилое помещение, как и здание в целом, не обладает признаками общежития.
Доводы представителя ОАО «Центрсельэлектросетьстрой» Киселевой М.Н. о том, что жилой дом, в котором расположена спорная квартира, является ветхим и аварийным не нашел своего подтверждения.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со ст. 57 ГПК Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Однако на момент рассмотрения дела по существу необходимые доказательства, с достоверностью свидетельствующие о признания дома ветхим или аварийным суду представлены не были.
Порядок же признания помещения непригодным для проживания определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г.
Признание помещения непригодным для проживания осуществляется созданной для этой цели межведомственной комиссией, которая на основании заявления собственника жилого помещения или гражданина (нанимателя) признает жилое помещение пригодным или непригодным для проживания.
Как следует из сообщения Территориального управления администрации города Тулы по Привокзальному и Советскому районам от 11 октября 2010 года износ жилых домов равен 11%-16 %, что не может говорить об их аварийности.
Собственник жилых домов, которым является Российская Федерация, с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания не обращался.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области * от 29 сентября 2010 года о проведении проверки сохранности федерального имущества, не вошедшего в уставной капитал ОАО «Центрсельэлектросетьстрой», была образована рабочая группа.
04 октября 2010 года был составлен и утвержден акт проверки сохранности федерального имущества, не вошедшего в уставной капитал ОАО «Центрсельэлектросетьстрой», по результатом которой 2-х этажные здания жилых домов блочно-щитовые находятся в удовлетворительном состоянии. Внутри состоят из трех (четырех) квартир на каждом этаже и представляют собой полноценные жилые помещения, отвечающие требованиям. Ремонт внутренних помещений произведен за счет средств жильцов.
Как видно из копии технического паспорта износ жилых домов равен 11%-16%.
Обстоятельств, исключающих возможность признания права собственности в порядке приватизации, судом не установлено.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности в их совокупности, суд считает иск подлежащим удовлетворению, поскольку истцы зарегистрированы в спорной квартире, фактически там проживают, ранее в приватизации участия не принимали, а потому вправе приобрести занимаемое жилое помещение в собственность в порядке приватизации.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, судр е ш и л :
исковые требования Рыбакова С.И., Рыбаковой Е.С., Черногорловой А.С. удовлетворить.
Признать за Рыбаковым С.И., Рыбаковой Е.С., Черногорловой А.С. право собственности в порядке приватизации на квартиру *, расположенную в доме *, корпуса * по ... проезду г.Тулы по 1/3 доле в праве за каждым.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15.04.2011 года.
Председательствующий Т.Н. Иванина