о признании противоправным действия Администрации по заявлению о включении семей в список участнико



ВЫПИСКА Дело № 2-5/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Глядянское 28 февраля 2011 года

Притобольный районный суд Курганской области в составе председательствующего

судьи Сартаковой Л.А.,

при секретаре Тутукове Р.Б.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бересневой Ольги Викторовны, Викторовой Натальи Леонидовны, Григорьевой Надежды Алексеевны, Потаповой Ирины Анатольевны, Сухаревой Ирины Алексеевны, Черепановой Светланы Леонидовны, Шмаковой Елены Михайловны к Правительству Курганской области, Субъекту РФ – Курганская область, Департаменту сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, Муниципальному образованию Притобольный район, Администрации Притобольного района, Муниципальному образованию Глядянский сельсовет, Администрации Глядянского сельсовета о признании противоправными действий по заявлениям о включении семей в список участников мероприятий по обеспечению жильём молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года» и взыскании. .. рублей в счёт возмещения убытков,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Береснева О.В., Викторова Н.Л., Григорьева Н.А., Илларионова О.В., Потапова И.А., Сухарева И.А., Черепанова С.Л. и Шмакова Е.М. обратились в суд с иском к Администрации Притобольного района МО Притобольный район о взыскании убытков, причинённых органами местного самоуправления в результате незаконных действий по рассмотрению их заявлений на получение социальных выплат в рамках федеральной и региональной программы «Социальное развитие села до 2012 года».

В ходе подготовки дела к слушанию истец Илларионова О.В. отказалась от иска. Определением Притобольного районного суда от Дата обезличена года отказ Илларионовой от иска принят судом, в этой части производство по делу прекращено.

По ходатайству представителя истцов, судом по делу привлечены соответчиками Правительство Курганской области, Субъект РФ Курганская область, Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, Администрация Глядянского сельсовета, МО Глядянский сельсовет.

Неоднократно уточняя исковые требования, истцы мотивировали их тем, что при осуществлении мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в Притобольном районе, в рамках федеральной и региональной целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года», по вине ответчиков были нарушены права истцов на получение социальных выплат. В результате неправомерных требований к истцам при подаче заявлений об участии в программе по улучшению их жилищных условий - предоставить в Администрацию Притобольного района правоустанавливающие документы истцов на жильё, которое должно быть приобретено в соответствии с программой, истцы приобрели жильё до получения в установленном порядке Свидетельства на право получения социальных выплат. Таким образом, истцы в Дата обезличена и начале Дата обезличена года были спровоцированы в срочном порядке приобрести жильё и предъявить в Администрацию Притобольного района правоустанавливающие документы на это жильё, включая регистрацию права собственности на него, вместе с пакетом документов, прилагаемым к заявлениям истцов на получение социальных выплат на приобретение жилья. Истцы были введены в заблуждение, что привело к необратимости наступивших последствий. После того как истцы получили надежду на скорейшее получение социальных выплат в рамках программы, они приобрели жильё в кредит на явно невыгодных для себя условиях. Досрочное приобретение жилья истцами по требованию Администрации Притобольного района, как предварительное условие включения истцов в число участников мероприятий по улучшению их жилищных условий, явилось причиной, в результате которой все истцы утратили право на социальную выплату, в размерах, рассчитанных для каждого из них при подаче заявления на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий. Эти суммы стали суммами ущерба, причинённого каждому из истцов, как и суммы расходов, непосредственно связанных с компенсацией этого вреда за счёт вынужденно полученных истцами кредитов и займов, а также процентов за пользование ими.

Так как истцами фактически поданы заявления и приняты Администрацией Притобольного района на получение субсидий: Бересневой О.В.- Дата обезличена., Викторовой Н.Л. – Дата обезличена г., Григорьевой Н.А. - Дата обезличена г., Потаповой И.А. - Дата обезличена года, Сухаревой И.А. - Дата обезличена г., Черепановой С.Л. - Дата обезличена г., Шмаковой Е.М. - Дата обезличена года, а кредитные договора и договоры займа соответственно были заключены истцами: Бересневой – Дата обезличена. и Дата обезличена г., Викторовой – Дата обезличена г., Григорьевой – Дата обезличена., Потаповой - Дата обезличена г., Сухаревой – Дата обезличена г., Черепановой – Дата обезличена года, Шмаковой – Дата обезличена года; договоры купли- продажи жилых помещений истцами в качестве покупателей заключены и получены свидетельства о праве собственности на жильё соответственно: Бересневой - Дата обезличена года и Дата обезличена года, Викторовой Дата обезличена г. и Дата обезличена г., Григорьевой - Дата обезличена г. и Дата обезличена., Потаповой - Дата обезличена г. и Дата обезличена г., Сухаревой Дата обезличена г. и Дата обезличена г., Черепановой – Дата обезличена г. и Дата обезличена г., Шмаковой - Дата обезличена г. и Дата обезличена г. по требованию представителя Администрации Притобольного района, в результате чего все истцы утратили право на социальные выплаты в размерах, рассчитанных для каждого из них при подаче заявления на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий: Бересневой –. .. рублей, Викторовой -. .. рублей, Григорьевой –. .. рублей, Потаповой –. .. рублей, Сухаревой –. .. рублей, Черепановой –. .. рублей, Шмаковой –. .. рублей; по вине ответчиков не только утрачено право на получение социальных выплат, но и по графикам платежей в соответствии с кредитными договорами должны погашать банковские проценты от сумм социальных выплат и платежи по кредитам: Береснева –. .. рублей до Дата обезличена года, платежи –. .. рублей; Викторова – Дата обезличена рублей до Дата обезличена года и. .. рублей; Сухарева -. .. рублей до Дата обезличена года и. .. рублей; Черепанова. .. рублей до Дата обезличена года и. .. рублей; Шмакова –. .. рублей до Дата обезличена года и. .. рублей, поэтому в своих исковых требованиях истцы просили суд признать противоправными действия:

Правительства Курганской области, выразившиеся в ненадлежащем исполнении ч.2 п.16, ч.2 п. 44 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 28.04.2006 года №250; ч.2 п.26 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05.03.2008 года №144; ч.2 п.15 Типового Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009 года №83, в результате чего не установлен надлежащий порядок формирования и утверждения списков получателей социальных выплат граждан, молодых семей и молодых специалистов для улучшения их жилищных условий, исключающий нарушение их права на получение социальных выплат;

Признать неправомерными действия Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, не исполнившего нормы федерального и областного законодательства, относящиеся к порядку формирования и утверждения списков получателей социальных выплат и к предоставлению социальных выплат в отношении истцов, относящихся к категории молодых семей и молодых специалистов; ненадлежащим образом исполнившим п.31 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 28.04.2006 г. №250; п.38. Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05.03.2008 года №144; п. 26 Типового Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009г. №83; не исполнившего обязательства Департамента, предусмотренные в соглашении с Администрацией Притобольного района - о контроле за исполнением переданных полномочий по порядку формирования и утверждения списка получателей социальных выплат Администрацией Притобольного района;

Признать неправомерными действия Администрации Притобольного района, выразившиеся в превышении полномочий при истребовании от истцов, не предусмотренных никакими нормативными актами правоустанавливающих документов на жилые помещения, которые приобретены истцами по рекомендациям специалиста Администрации района до утверждения в Департаменте сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области списка участников мероприятий в рамках целевой Программы на 2009 год; ненадлежащем исполнении Постановлений Правительства Курганской области от 11.07.2006 года №228, от 12.08.2008 года №328 и от 25.05.2009 года №290, а также невыполнении обязательств по Соглашениям с Департаментом в 2008 и 2009 годах по предварительному надлежащему информированию истцов о порядке и условиях их участия в мероприятиях по улучшению их жилищных условий, включая особенности условий для молодых семей и молодых специалистов; нарушении всех норм, регулирующих порядок формирования и утверждения списка получателей социальных выплат на улучшение жилищных условий и выдачу Свидетельств, удостоверяющих право граждан, проживающих в сельской местности, на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий. Наиболее существенным нарушением в действиях Администрации Притобольного района стало формирование списков получателей социальных выплат в 2008 и 2009 годах не по датам обращения граждан в Администрацию Притобольного района, а произвольно, по усмотрению специалистов и должностных лиц. Ссылаясь на нормы ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №8, изложенные в Постановлении от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» о том, что по делам о взыскании убытков, понесённых истцами в связи с предоставлением предусмотренных законодательством льгот, если бездействие государства, включая и органы местного самоуправления, выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации истцам затрат, которые истцы не обязаны были нести, то истцы в силу статьи 1069 ГК РФ вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причинённого неправомерным бездействием государственных и (или) муниципальных органов, истцы просили суд взыскать солидарно за счёт казны Курганской области и за счёт казны Притобольного района соответственно с Правительства Курганской области, Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, Администрации Притобольного района убытки, причинённые ненадлежащим исполнением Постановлений Правительства Курганской области от 11.07.2006 года №228, от 12.08.2008 года №328 и от 25.05.2009 года №290, Правительства РФ от 28.04.2006 года №250 и от 05.03.2008 года №144, противоправными требованиями исполнительных органов Курганской области и Притобольного района, имеющие необратимые последствия в пользу:

Бересневой О.В.. .. рублей с возвратом госпошлины в размере. .. рубль;

Викторовой Н.Л.. .. рублей с возвратом госпошлины. .. рубля;

Григорьевой Н.А.. .. рублей с возвратом госпошлины. .. рублей;

Потаповой И. А.. .. рублей с возвратом госпошлины. .. рубль;

Сухаревой И.А.. .. рублей с возвратом госпошлины. .. рублей;

Черепановой С.Л.. .. рублей с возвратом госпошлины. .. рубля;

Шмаковой Е.М.. .. рублей с возвратом госпошлины. .. рублей.

Взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя по. .. рублей каждому истцу.

В судебном заседании представитель истцов по доверенностям л.д.18-25 т.1) Карабанов Б.Г., поддерживая заявленные требования доверителей в полном объёме, уточнил, что просит признать противоправными действия не только Правительства Курганской области, Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, Администрации Притобольного района, но и Администрации Глядянского сельсовета, которая вместо надлежаще оформленных документов в соответствии с требованиями ст.51 ЖК РФ, выдала истцам только справки о нуждаемости в улучшении жилищных условий…

Истица Береснева О.В. свои исковые требования поддержала полностью…

Истица Григорьева Н.А. исковые требования поддержала в суде полностью…

Истица Сухарева, поддержала исковые требования…

Истица Черепанова С.Л. свои исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении, уточнённым её представителем в судебном заседании…

Истица Шмакова Е.М. в судебном заседании поддержала свои исковые требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении и её представителем в судебном процессе…

Истицы Викторова и Потапова в суд не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок, просят дело рассмотреть в их отстутсвие.

Представитель ответчика Правительства Курганской области Данина М.С. исковые требования не признала ни в какой части по основаниям, изложенным ею в письменных возражениях на исковое заявление…

Представитель ответчика Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Брылёва О.В. в судебном заседании исковые требования не признала ни в какой части…

Представитель ответчика Администрации Притобольного района Курганской области, МО Притобольный район Позднякова Н.В. исковые требования не признала…

Представитель ответчика Администрации Гядянского сельсовета Григорьева Н.А. исковые требования к Администрации Глядянского сельсовета не признала…

Представитель третьего лица Финансового отдела Администрации Притобольного района Тарасова Л.Е. с иском не согласна…

Третье лицо без самостоятельных требований Гарейс в судебном заседании Дата обезличена года (т.2л.д.107) суду пояснил, что считает требования истцов не обоснованными…

Третье лицо без самостоятельных требований Кускова в судебном заседании…Давая аналогичные пояснения в более сжатой форме дополнила, что после того как были приняты документы на участие в Программе в феврале 2009 года ничего не говорили о договоре купли- продажи дома, только в августе сообщили, что документы утверждены и нужно принести предварительный договор купли продажи для перечисления денег на счёт Кусковой, которые она сразу перечислила продавцу.

Третье лицо без самостоятельных требований Гурьянова суду пояснила, что каких-либо возражений против требований истцов не имеет. Сама о Программе узнала из газеты «Притоболье». В 2008 году написала заявление, собрала требуемые документы, но от участия в Программе пришлось отказаться, так как не нашла подходящего для покупки жилья. В январе- феврале 2009 года нашла соответствующий дом, вновь подала заявление на участие в Программе. Договорились с продавцом о стоимости дома. .. рублей. Представила от продавца правоустанавливающие документы на дом. Договор купли- продажи не заключали. В июне 2009 года от Воропаевой узнала, что поступили деньги. Положила на закрытый счёт недостающую сумму. .. рублей, после чего деньги были перечислены продавцу. Когда сообщили, что включена в список участников Программы, был составлен договор купли- продажи с оговоркой, что расчёт будет произведён после поступления денег.

Третье лицо без самостоятельных требований Иванова в судебном заседании Дата обезличена года (т.2л.д.108) суду пояснила, что считает требования истцов не обоснованными…

Третье лицо без самостоятельных требований Степанова… В судебное заседание Дата обезличена года Степанова не явилась, просила суд рассмотреть дело в её отсутствие.

Третье лицо без самостоятельных требований Яковлева в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела по существу извещена надлежащим образом, в срок.

Суд, заслушав истцов и их представителя, представителей ответчиков, третьих лиц, представителя третьего лица, свидетелей, исследовав письменные материалы дела с обозрением документов, которые были представлены истцами в управление сельского хозяйства Администрации Притобольного района для включения их в список граждан, желающих участвовать в мероприятиях по обеспечению жильём молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», а также аналогичных документов граждан получивших социальные выплаты в 2008 году и в 2010 году, полагает, что исковые требования, заявленные по настоящему делу, удовлетворению не подлежат.

Статья 254 ГПК РФ предусматривает право граждан оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

По настоящему делу истцы оспаривают действия органов государственной власти Правительства Курганской области и Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, органов местного самоуправления Администрации Притобольного района и Администрации Глядянского сельского совета, полагая, что их

незаконными действиями нарушено право истцов на получение социальных выплат, которые истцы имели право получить в 2009 году в рамках целевой Программы Курганской области «Социальное развитие села Курганской области до 2012 года» утверждённой постановлением Курганской областной Думы от 28.10.2003 года №2568 в соответствии с федеральной программой «Социальное развитие села до 2012 года», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года №858.

Действиями и бездействием, нарушившими права истцов, истцы считают следующее:

Правительство Курганской области не установило «в надлежащей, отдельной форме, пригодной для использования всеми участниками мероприятий получателями социальных выплат, порядок формирования и утверждения списков» и порядок выдачи свидетельств;

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности – не исполнил нормы федерального и областного законодательства, относящиеся к порядку формирования и утверждения списков получателей социальных выплат и к предоставлению социальных выплат в отношении истцов, относящихся к категории молодых семей или молодых специалистов, не выполнил требования о контроле за исполнением, переданных Администрации района полномочий;

Администрация Притобольного района превысила полномочия при истребовании от истцов, не предусмотренных никакими нормативными актами правоустанавливающих документов на жилые помещения, приобретённые истцами по рекомендации специалиста Администрации Притобольного района до утверждения списка участников мероприятий в рамках целевой Программы на 2009 год в Департаменте сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; ненадлежащим образом осуществляла предварительное информирование истцов о порядке и условиях их участия в мероприятиях по улучшению их жилищных условий; Администрация района формировала в 2008 г. и в 2009 г. списки получателей социальных выплат не по датам обращения граждан в Администрацию и оформления соответствующих заявлений, а произвольно по усмотрению специалистов и должностных лиц;

Администрация Глядянского сельсовета, по мнению истцов, предоставила им справки о нуждаемости в улучшении жилищных условий, не соответствующие требованиям закона по форме.

По делу не представлено доказательств, что указанные действия (бездействие) ответчиков нарушили право истцов на получение социальных выплат.

Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в рамках программ «Социальное развитие села до 2012 года» установлен утверждённым Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года (в редакции от 31.01.2009 года) Типовым Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

В соответствии с п. 14 указанного Положения, органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

В соответствии с п.4 Приложения №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009 года №83 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года» (далее Правила) и аналогичной Программы Курганской области право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание гражданина в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заёмных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не

обеспеченной за счёт средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; в) признание гражданина, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 5 Типового положения, гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основаниями признания граждан нуждающимися: 1) гражданин не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 2) являясь нанимателями жилого помещения или членами семьи нанимателя по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, при обеспечении общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Никто из истцов не обращался в Глядянский сельсовет и в Управление сельского хозяйства Администрации Притобольного района как нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям проживания в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям или в связи с проживанием в квартире нескольких семей, если в составе семьи имеется больной, что подтверждается пояснениями истцов и их представителя, ксерокопиями заявлений истцов, с которыми они обращались в Администрацию Глядянского сельсовета о признании их, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Береснева обратилась в Глядянский сельсовет Дата обезличена года по вопросу признания её и членов её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, с приложением свидетельства от Дата обезличена года на право совместной собственности истицы и её мужа на дом общей площадью. .. кв. метров по адресу: с.. .., ул.. .., дом Номер обезличен, а также справок ГП «Кургантехинвентаризация» об отсутствии регистрации недвижимого имущества за истицей, её супругом и за каждым из 2 детей, копий паспортов, свидетельств о рождении детей, справки с постоянного места жительства. В тот же день ей предоставлен документ названный справкой л.д.22 т.2), о том, что при наличии дома общей площадью. .. кв. м., при отсутствии другого жилья на территории Глядянского сельсовета, члены семьи Бересневых являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Дата обезличена года издано распоряжение Главы Глядянского сельсовета о признании Бересневой О.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий на Дата обезличена (а не на Дата обезличена года), со ссылкой на нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учётной норме площади жилого помещения л.д.21-27 т.2).

Викторова Н.Л. обратилась в Глядянский сельсовет с аналогичным заявлением Дата обезличена года, мотивируя тем, что жилья на праве собственности ни она, ни её муж, ни дочь не имеют, с приложением необходимого пакета документов, подтверждающих данные о её личности и членов её семьи - мужа и дочери, отсутствие у них недвижимости на праве собственности по данным Регистрационной службы и ГП «Кургантехинвентаризация», о постоянном месте жительства семьи в с.. .., ул.. .., Номер обезличен, в доме, принадлежащем

на праве собственности Викторовой Татьяне Викторовне л.д.28-36 т.2). В тот же день истице Викторовой представлен документ в виде справки, заверенный подписью Главы Администрации Глядянского сельсовета и печатью, о нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи истицы в связи с отсутствием у кого-либо из членов семьи жилья на праве собственности и проживания их не по договору социального найма. Распоряжением от 23.09.2009 года Главы Администрации Глядянского сельсовета Викторова Т.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на 13.11.2007 года, а не на день вынесения Распоряжения л.д.35, т.2).

Истица Григорьева в Глядянский сельсовет за документом о нуждаемости в жилье её семьи, состоящей из 4 человек, с приложением документов о составе семьи, о личности каждого члена семьи и об отсутствии недвижимости у каждого члена семьи, обратилась Дата обезличена года с указанием мотивов признания нуждающимися – это отсутствие жилья на праве собственности и проживание в доме, принадлежащем ФИО7, при этом, как отражено в её заявлении, предоставила договор найма жилого помещения, указала в заявлении постоянное место жительства с.. .., ул.. .., Номер обезличен л.д.37- 46 т.2). Дата обезличена года Григорьевой был предоставлен документ в виде справки о признании её и членов её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий по основанию отсутствия у кого-либо из них жилья на праве собственности л.д.38 т.2).

Потапова обратилась в Глядянский сельсовет за подтверждением её нуждаемости в улучшении жилищных условий Дата обезличена года, приложив документы о составе семьи из 2 человек, паспорта, свидетельство о рождении, справки регистрирующих органов об отсутствии жилья у истицы и её дочери на праве собственности на территории Глядянского сельсовета с указанием постоянного места жительства: с.. .., ул.. .., д. Номер обезличен кв.Номер обезличен по договору найма л.д.53-59 т.2). В тот же день получила справку Администрации Глядянского сельсовета, что является нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как на праве собственности жилья не имеют, проживают по договору найма л.д.54 т.2).

Истица Сухарева И.А. с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий членов её семьи из 3 человек, с приложением соответствующих документов, обратилась в Администрацию Глядянского сельсовета Дата обезличена года и Дата обезличена года получила документ в виде справки, о том, что не имеют на праве собственности жилья, проживают в доме, принадлежащем ФИО8 по адресу: с.. .., ул.. .., Номер обезличен, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий л.д.47-52 т.2).

Истица Черепанова с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий обратилась в Глядянский сельсовет Дата обезличена года, указав в заявлении, что проживает по адресу: с.. .., ул.. .., Номер обезличен с мужем и двумя детьми, ссылаясь на отсутствие жилья на праве собственности у неё и членов её семьи, проживание на квартире, принадлежащей ФИО9. При этом предоставила справки Регистрационной службы от Дата обезличена года на каждого члена семьи об отсутствии у них прав на объекты недвижимости по преимущественному проживанию с.. .. ул...., Номер обезличен и аналогичных справок от Дата обезличена года ГП «Кургантехинвентаризация». В тот же день ей выдана справка за подписью Главы Глядянского сельсовета о том, что Черепановы нуждаются в улучшении жилищных условий по основаниям отсутствия жилья на праве собственности у каждого члена семьи и проживания по договору найма по адресу пер.. .. с регистрацией в доме матери по адресу с.. .., ул.. .., Номер обезличен л.д.3-11 т.2).

Шмакова Е.М., с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий членов её семьи из 3 человек, обратилась в Глядянский сельсовет Дата обезличена года, предоставив необходимый пакет документов о составе семьи, постоянном месте жительства в доме Номер Обезличен по ул. … в с. …, принадлежащем на праве собственности Никоновой В.А. на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность, об отсутствии у членов семьи истицы и у самой истицы объектов недвижимости по данным Регистрационной службы и ГП «Кургантехинвентаризация». В тот же день ею получен документ Администрации Глядянского сельсовета о нуждаемости в улучшении жилищных условий по основаниям

отсутствия у членов семьи Шмаковой Е.М. жилья на праве собственности, проживания в доме, принадлежащем на праве собственности гражданину л.д.12-20).

Анализируя представленные суду доказательства, суд считает, что Администрацией Глядянского сельсовета при выдаче документов истицам о нуждаемости в улучшении жилищных условий, обоснованно указывались основания нуждаемости, предусмотренные п/п.1 и 2 п.1 ст.51 ЖК РФ, поскольку такие выводы органа местного самоуправления соответствовали данным, указанным самими истицами, подтверждённым официальными справками регистрирующих организаций, предоставленных в сельсовет также истицами. При наличии в деле данных о том, что все справки были приняты от истиц компетентным органом при подаче их заявлений на участие в мероприятиях по обеспечению жильём молодых семей и молодых специалистов, граждан проживающих в сельской местности в рамках целевой программы Курганской области «Социальное развитие села Курганской области до 2012 года» как основание выполнения одного из 3- условий – нуждаемости в жилье, названные документы компетентными органами в Администрацию Глядянского сельсовета как ненадлежаще оформленные не возвращались, что не оспаривается сторонами, поэтому суд не находит оснований для признания действий Администрации Глядянского сельсовета незаконными, повлекшими нарушение прав истиц. По вине ответчика Администрации Глядянского сельсовета права граждан на участие в целевой Программе не нарушались, поэтому в иске к Администрации Глядянского сельсовета следует отказать.

Свидетель ФИО10 суду пояснила, что в соответствии с действующим законодательством она, как специалист Управления сельского хозяйства Администрации Притобольного района, являющийся членом комиссии, созданной Главой администрации Притобольного района для реализации мероприятий по программе «Социальное развитие села до 2012 года», на которого была возложена обязанность по приёму документов от граждан на участие в этой Программе была обязана принимать все заявления от желающих участвовать в названной Программе при наличии у заявителей документов, подтверждающих их нуждаемость в улучшении жилищных условий. При подаче заявлений от граждан требовались документы: паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей, документ о прописке и документ о нуждаемости в улучшении жилищных условий. Гражданам, в том числе и истцам она объясняла, что позднее будет необходимо заключить договор купли-продажи. Истцам разъяснялось, что они могут самостоятельно заключить с продавцом договор купли-продажи, но нет гарантии, что они будут участниками Программы. Некоторые заявляли, что будут оформлять кредиты, так им поясняла, что если они оформят договора, то уже могут не надеяться на субсидию, поскольку в 2009 году было указано на нарушения, когда деньги были перечислены покупателю, а не продавцу, как указано в законе. Всех обратившихся граждан она включала в список, который утверждала комиссия при администрации Притобольного района, которая могла внести изменения в предварительные списки. Впоследствии сформированные списки и документы, на основании которых они составлялись, предоставлялись в Департамент сельского хозяйства на утверждение, все свидетельства участников Программы Воропаева получала в Департаменте после утверждения им списка участников, эти свидетельства вместе с пакетом документов сдавала в банк при поступлении денежных средств. Граждане приносили свидетельства о праве собственности продавца на жильё, затем договора купли- продажи и при поступлении средств, деньги перечислялись продавцу. Соглашение с отметкой банка и свидетельством участника Программы сдавалось в Департамент сельского хозяйства. Истцы не стали участниками программы, так как не было возможности перечислить денежные средства на счета продавцов. Истцы приобрели в собственность жильё до включения их в список участников Программы, скорее всего потому, что не захотели ждать решения вопроса по предоставлению субсидий, не хотели терять жильё и приобрели его сами. Со всеми людьми, желающими участвовать в программе, принцип был одинаков, на личной беседе разъясняла условия, давала список необходимых документов и объясняла, что будет решаться вопрос по лимитам, после чего будет решаться вопрос по участию в Программе. Список документов печатала для граждан на основании постановления Правительства, в котором предусмотрено,

что договор предоставляется после утверждения списка Департаментом, уверена, что это людям объясняла. При оформлении заявления говорила гражданам, рассчитывайте на свои силы, Программа может быть отменена, размер субсидий никому не обещала, так как не знала процентную ставку. В июне были утверждены Департаментом окончательные списки, после чего выписывались свидетельства в районе, а подписывались эти свидетельства Департаментом после проверки, свидетельства вручались участникам. В обязательном порядке покупать жильё никого не заставляла, говорила, что необходимо предоставить договор и свидетельство о государственной регистрации права покупателя.

Свидетель ФИО2. суду пояснил, что с 2008 года в Притобольном районе существует программа развития села, согласно которой граждане могут получить деньги и улучшить свои жилищные условия. В 2009 году были составлены предварительные списки желающих участвовать в Программе, но ряд граждан не соответствовал главному условию участия в Программе, что гражданин должен нуждаться в улучшении жилищных условий. На момент формирования списков для утверждения Департаментом сельского хозяйства истцы уже имели в собственности жильё и не могли быть признаны в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий. Граждане, подавшие заявления во второй половине 2009 года, стали участниками программы 2010 года. Являясь с 2010 года председателем комиссии района, ответственной за мероприятия по осуществлению Программы, встречался с гражданами, не ставшими участниками программы в 2009 году, которые спрашивали, возможно ли включить их в списки участников Программы, чтобы погасить проценты по кредитам. Согласно пояснениям сотрудника Департамента сельского хозяйства, включение в списки данных граждан невозможно. Специалист комиссии при приёме документов действовал в рамках закона, участие в программе гражданам не было гарантировано, нарушения прав граждан нет. Информационные письма гражданам о том, что они не включены в список участников Программы на 2009 год, были направлены в июне 2009 года и содержали всю необходимую информацию.

Свидетель ФИО3. суду пояснил, что работал в Управлении сельского хозяйства Притобольного района с Дата обезличена года. Был председателем комиссии, созданной распоряжением Главы Администрации Притобольного района для выполнения мероприятий по Программе социального развития села по жилью. Ответственными за Программу были назначены ФИО10 и ФИО11. В 2005 году жильё получили 3 человека, в 2006 году – 6 человек, а в 2007 году – 24 семьи. В марте 2009 года была проверка. .., после чего пришло письмо с замечаниями начальника Департамента сельского хозяйства Логинова о недопустимости включения в список участников Программы лиц, у которых имеются уже договора купли-продажи. В июне 2009 года сформировали списки из 5 человек и направили на утверждение в Департамент. Было решение суда отменить решение комиссии об отказе во включении в список нескольким гражданам, поэтому были сформированы новые списки из людей, которые были комиссией исключены из списков участников программы. Вновь сформированные списки направлялись в Департамент, откуда пришел ответ, что лимит денежных средств закончился. В августе заседала второй раз комиссия. Договора купли- продажи предоставляли не все граждане, желающие участвовать в мероприятиях по Программе, такие договора от них никто не требовал. ФИО10 им объясняла, что потом потребуются договора купли продажи. ФИО10 была привлечена к дисциплинарной ответственности за то, что включила в список на получение социальных выплат лиц, уже имеющих жильё по договорам купли- продажи.

Свидетель ФИО12 суду пояснил, что с женой жили на съёмной квартире 5 лет, не имели своего жилья, поэтому обратились в Администрацию Притобольного района в апреле 2008 года. ФИО10 разъяснила, какие документы необходимо предоставить для участия в Программе, дала список. С апреля по август 2008 года подыскивали жильё, приходили к ФИО10 за консультацией по размеру жилья, она говорила, что не подходит по квадратным метрам и по сумме. Потом нашёл подходящее жильё и купил его. Заявление уже было подано ФИО10. Когда сделали документы на дом, ФИО10 сказала ждать к весне 2009 года результат. Весной 2009 года сообщила, что в программу семью Сухаревых не включил

Департамент. Позже получили письменный ответ, что орган местного самоуправления отказал включить их в список, а не Департамент. Воропаева поясняла, что после октября 2008 года списки желающих участвовать в Программе будут направлены в Департамент и весной 2009 года будет результат. Она не гарантировала получение субсидии в обязательном порядке. Заявление на участие в Программе написали и отдали Воропаевой весной 2008 года, а дом купили осенью 2008 года. Раз есть Программа сами решили приобрести дом за счёт Программы. Деньги должны были вернуть. Дом купил до утверждения списка Департаментом сельского хозяйства. Воропаева говорила, что субсидия будет на погашение обязательства, взятого перед банком на покупку жилья. На руки деньги не дадут.

Имеющиеся в деле ксерокопии договоров купли – продажи жилых помещений, свидетельств о праве собственности на жилые помещения, заявлений истцов на участие в мероприятиях по обеспечению жильём, договоры займов и кредитные договоры истцов с банками свидетельствуют о том, что:

Истица Береснева О.В. обратилась в Администрацию Притобольного района с заявлением о включении её и членов семьи в список участников мероприятий по обеспечению жильём молодых семей и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» Дата обезличена года. В заявлении указала, что жилищные условия намерена улучшить путём приобретения жилого помещения в с.. .. на семью из 4 человек. С условиями участия в мероприятиях по обеспечению жильём молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ознакомлена и обязуется выполнить л.д.44-45 т.1). Зарегистрировано право общей совместной собственности на жилой дом. .. кв. метров в с.. .. Дата обезличена года при постоянном месте жительства в с.. .., ул.. .., Номер обезличен на супругов Бересневых л.д.60 т.1) без регистрации права собственности на приобретённое жильё детей, дочери и сына Бересневых.

Викторовой Н.Л. заявление в Администрацию Притобольного района подано 29.09.2008 года с приложением копий паспортов, свидетельств о рождении, справки сельского совета от Дата обезличена года о нуждаемости в улучшении жилищных условий и справки сельсовета о составе семьи из 2 человек, копии трудовой книжки, справки о заработной плате. На основании договора купли- продажи жилого дома и земельного участка от Дата обезличена года, зарегистрированного Дата обезличена года, зарегистрировано её право собственности на землю и жилой дом Дата обезличена года по адресу:. .. область,. .. район, ул.. .., дом Номер обезличен л.д.61 т.1) без регистрации права собственности дочери Юлии на эти объекты недвижимости, не смотря на указание в заявлении на улучшение жилищных условий путём приобретения жилья, что дочь также нуждается в улучшении жилищных условий.

От Григорьевой Н.А. принято заявление Дата обезличена года на участие в мероприятиях по обеспечению жильём в рамках целевой Программы с приложением копии паспортов, свидетельства о рождении ребёнка, справки сельсовета о составе семьи из 3 человек, копий трудовых книжек супругов, справок с места работы, копии кредитного договора, договора купли- продажи дома и свидетельства о регистрации и справки сельсовета от Дата обезличена года о нуждаемости в улучшении жилищных условий всех членов семьи, копий сберегательных книжек. л.д.48-49 т.1). На основании договора купли- продажи жилого помещения и земельного участка от Дата обезличена года зарегистрировано Дата обезличена года её право собственности на жилой дом. .. кв. метра по адресу: с.. .., ул.. .., д. Номер обезличен, являющемуся её постоянным местом жительства л.д.62 т.1). Ни муж, ни сын истицы не являются собственниками жилья по адресу: с.. .., ул.. .., д. Номер обезличен.

Истица Потапова обратилась в Администрацию Притобольного района с заявлением о включении её и дочери ФИО13 1994 года рождения в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий Дата обезличена года с приложением необходимых документов, в том числе договора купли- продажи и свидетельства о регистрации права без указания на чьё имя свидетельство и кто покупатель по договору л.д.52,53 т.1). После принятия заявления Потаповой И.А., её право собственности на квартиру. .. кв. метра, расположенную по адресу:

с.. .., ул.. .., д.Номер обезличен, кв. Номер обезличен, на основании договора купли-продажи квартиры от Дата обезличена года, зарегистрировано Дата обезличена года. В свидетельстве отражено постоянное место жительства истицы на момент получения свидетельства: с.. .., ул.. .., д. Номер обезличен, квНомер обезличен л.д.64, т.1). При обращении на участие в Программе истицей указывалось о приобретении жилого помещения для улучшения жилищных условий не только своих, но и дочери, однако собственником приобретённого жилья дочь истицы не зарегистрирована.

С заявлением в Администрацию Притобольного района на участие в Программе истица Сухарева обратилась Дата обезличена года с приложением справки сельсовета о составе семьи, копии трудовой книжки, сберкнижки, паспортов и свидетельства о рождении ребёнка, копии договора купли- продажи и свидетельства на дом без даты и указания собственника, кому принадлежит дом и свидетельство л.д.54-55 т.1). После этого на основании договора купли- продажи жилого дома и земельного участка от Дата обезличена года супруги Сухаревы зарегистрировали жилой дом общей площадью. .. кв. метра в совместную собственность Дата обезличена года л.д.65 т.1) без регистрации права собственности дочери ФИО4 Дата обезличена года рождения на этот дом.

Черепанова с заявлением о включении её и членов её семьи: мужа, дочери ФИО5 и сына ФИО6 в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий обратилась в Администрацию Притобольного района Дата обезличена года с приложением копий паспортов, свидетельств о браке, о рождении детей, справки сельсовета о составе семьи, копии сберкнижки, копии трудовой книжки и справки о заработной плате л.д.57 т.1). На основании договора купли продажи жилого дома и земельного участка от Дата обезличена года она приобрела жилой дом общей площадью. .. кв. метров и зарегистрировала своё право собственности на этот дом Дата обезличена года л.д.66 т.1), без регистрации на него права собственности других членов свой семьи.

Истица Шмакова с соответствующим заявлением обратилась в компетентный орган Дата обезличена года, указав в составе семьи мужа и дочь Дата обезличена года рождения, предоставив как и другие истцы справку сельсовета, как документ подтверждающий признание Шмаковых нуждающимися в улучшении жилищных условий, также приложила копии паспортов, свидетельство о рождении ребёнка, справку сельсовета о составе семьи, копию трудовой книжки, копию сберкнижки, справку о заработной плате, указала, что прилагает копию договора купли- продажи, свидетельство о регистрации права и копию кредитного договора без даты и иных индивидуальных признаков этих документов л.д.58-59 т.1). На основании договора купли-продажи квартиры от Дата обезличена года Шмаковой была приобретена в свою собственность квартира общей площадью. .. кв. метров, расположенная по адресу: с.. .., ул.. .., д. Номер обезличен кв.Номер обезличен л.д.67 т.1).

Согласно п. 12 Приложения №1 к Правилам, гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в п. 4 настоящего Типового положения, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты предоставляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению №2 с приложением:

а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;

б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;

в) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных или заёмных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счёт социальной выплаты;

г) выписок из домовой книги или копий финансового лицевого счёта;

д) документа, подтверждающего признание гражданина, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

е) копий трудовых книжек.

Факт предоставления истцами указанных документов с заявлением об участии в реализации мероприятий Программы в орган местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством подтверждён в судебном заседании представленным суду для обозрения пакетом надлежаще заверенных копий этих документов, хранящихся в Комиссии, а также имеющимися в деле ксерокопиями, соответствующими тем, которые приняты Комиссией.

Пунктом 23 Постановления Правительства РФ от 05.03.2008 года №144 и п.14 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданами, проживающими в сельской местности, в том числе молодыми семьями, утверждённого постановлением Правительства РФ №83 от 31.01.2009 года «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года» предусмотрено, что органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в п. 21 Правил и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях, предусмотренных приложением №1 к Программе, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

Таким образом, в компетенцию органов местного самоуправления входит формирование списка желающих участвовать в мероприятиях, предусмотренных приложением №1 программы, проверка достоверности и правильности составления документов, что было сделано комиссией, созданной распоряжением Главы Администрации Притобольного района от 29.01.2008 года на заседании 03.06.2009 года л.д.197 т.1), список был подписан главой Администрации Притобольного района и утверждён Директором Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Логиновым 04.06.2009 года л.д.202-203). В утверждённых списках отсутствуют истцы в связи с тем, что они самостоятельно, до включения в список, утверждённый Департаментом сельского хозяйства, приобрели жильё и на дату принятия решения комиссией, утверждения списка Департаментом сельского хозяйства и выдачи свидетельств, подтверждающих, что истцы являются получателями субсидий.

В соответствии с п. 15 Типового положения «О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», Приложения №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009г. №83 уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учётом объёма субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению №3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки. Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 указанного Типового положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению №1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее – свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи указанного свидетельства. Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется уполномоченным органом. По настоящему делу уполномоченным органом является Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области.

Таким образом, действующим законодательством обязательной стадией для получения социальной выплаты является утверждение сводных списков Департаментом сельского хозяйства, с учётом объёма субсидий, предусмотренных на эти мероприятия и право граждан на получение социальной выплаты должно быть удостоверено свидетельством. Ни один из истцов не был утверждён в списке получателей субсидий, уполномоченным органом – Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области и не отрицают, что не получали свидетельств о праве на социальные выплаты. Ссылка истцов и их

представителей на предварительные списки, состоящие из 12 человек и из 16 граждан, не могут быть приняты во внимание, так как утверждение предварительных списков не предусмотрено действующим законодательством, а имеющиеся в деле списки л.д.204 – 206 т.1) являются, свидетельством о выполнении обязанности органа местного самоуправления по формированию списков всех желающих участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках Программы, с последующим проведением проверки правильности оформления документов приложенных к заявлениям, и достоверности указанных в документах данных. Именно в результате надлежащего контроля со стороны уполномоченного органа Департамента сельского хозяйства (письмо об устранении выявленных нарушений в Притобольном районе по незаконному включению в список получателей социальных выплат граждан, самостоятельно приобретавших жильё до обращения в Администрацию района и до формирования списка для утверждения л.д.211 т.1), а также невозможности учитывать родителей, совместно проживающих с молодой семьёй при расчёте причитающейся молодой семье социальной выплаты л.д.119 т.1), проведение учебных семинаров после проверки в феврале 2009 года, был усилен надлежащий контроль за поступившими документами от желающих участвовать в программе, со стороны Администрации Притобольного района, прекращено принятие заявлений от граждан на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения в рамках целевой программы Курганской области «Социальное развитие села Курганской области до 2012 года» после фактического приобретения жилья, которое гражданин указывал как объект, приобретаемый после получения социальных выплат и за счёт этих социальных выплат.

По делу, бесспорно установлена недостоверность данных о нуждаемости в улучшении жилищных условий, основанных на документах, представленных истцами в Администрацию Глядянского сельсовета, на момент формирования списков получателей социальных выплат в 2009 году в мае, начале июня 2009г. Судом установлены фактические данные об отсутствии нуждаемости всех истиц, на день формирования списков Администрацией района 03.06.2009 года для утверждения получателей социальных выплат Департаментом сельского хозяйства по причине приобретения истцами жилья без участия в Программе.

Ссылка представителя ответчика на то, что деньги, направленные в районный бюджет в качестве субсидий на выполнение Программы, являются социальными выплатами именно истцов, не состоятельна, так как до октября 2008 года заявление на участие в мероприятиях по Программе было подано только Григорьевой, Сухаревой и Шмаковой, никто из истцов не получал свидетельств о получении субсидий, и не был в списках, утверждённых Департаментом сельского хозяйства в качестве получателей социальных выплат, ни в 2008, ни в 2009 году. Во исполнение требований действующего законодательства, списки граждан, предоставивших достоверные данные о нуждаемости в улучшении жилищных условий и наличие средств для обеспечения оплаты стоимости предстоящей покупки, в размере превышающем размер предстоящих социальных выплат, а также постоянное проживание в сельской местности, были составлены компетентным органом Администрацией Притобольного района и утверждены уполномоченным органом Департаментом сельского хозяйства л.д.202-203 т.1). В соответствии с соглашением №30 от 04.06.2009 года между Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области и Администрацией Притобольного района л.д.212-214 т.1), заключённом на основании Соглашения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Департамента от 04.05.2009 г. № 1029/10 «О порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджету Курганской области на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» и Законом Курганской области от 05.05.2009 года №456 «О внесении изменений в Закон Курганской области «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» возможность и размеры получения субсидий Притобольным районом стали известны только после 04.05. 2009.года, следовательно, в ноябре

2008 года и в первом квартале 2009 года невозможно было определить, будут поступления субсидий в региональный и районные бюджеты на социальные выплаты для улучшения жилищных условий граждан и каковы будут объёмы этих поступлений. При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что субсидии, поступившие в Притобольный район были рассчитаны только для истцов. Более того, суду представлены доказательства, что при утверждении списков в отношении Гурьяновой, Яковлевой, Степановой, Кусковой и Гарейс, привлечённых по делу в качестве 3-х лиц л.д.202 -203 т.1), отражены размеры социальных норм, расчётной стоимости приобретения жилья, размер предоставленных средств за счёт бюджетов и размер собственных средств получателя свидетельств с указанием общей площади жилья каждого получателя. Именно эти расчёты объёмов субсидий из федерального бюджета и из областного бюджета, с учётом внебюджетных источников, размер которых соответствует размеру собственных средств, утверждённых Департаментом получателей социальных выплат, проживающих в Притобольном районе, отражен в Приложениях 1 и 2 к соглашению от 04.06. 2009 года между Департаментом и Администрацией Притобольного района л.д.215 т.1). При этом отсутствуют в расчётах какие-либо объёмы средств, привлечённых за счёт муниципального бюджета. Заявка на получение субсидий бюджету муниципального образования Притобольный район направлена в Департамент л.д.216. т.1). В соответствии с Приложением №4 к Соглашению от 04.06.2009 года №30 Глава Администрации Притобольного района и начальник финансового отдела отчитались о расходных обязательствах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и специалистов л.д.217 т.1). Целевое использование субсидий на получение социальных выплат гражданами для улучшения жилищных условий с перечислением бюджетных средств не покупателю - участнику программы, а продавцу жилого помещения, подтверждается имеющимися в деле ксерокопиями платёжных поручений Администрации Притобольного района ОСБ №8599 о перечислениях денежных средств на закрытые счета Яковлевой, Кусковой, Ивановой, Гурьяновой, Гарейс, Степановой л.д.198-211 т.2). Пояснениями третьих лиц в суде о неполучении денежных средств в банке, а перечислении их на счета продавцов при предоставлении свидетельств покупателей о включении в список получателей социальных выплат и договоров купли-продажи.

Доводы истцов относительно заёмных средств полученных истцами от других граждан и по кредитным договорам и использованных на покупку жилья, не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с п. 20 Типового положения перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией: А) продавцу, указанному в договоре купли- продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение; б) исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома, для получения социальной выплаты; в) застройщику, указанному в договоре долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, в котором получатель социальной выплаты является участником долевого строительства, оформленному в соответствии с требованиями Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации; г) продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами, осуществляемого получателем социальной выплаты; д) кредитной организации или юридическому лицу, указанным в кредитном договоре (договоре займа) на предоставление гражданину ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья.

Таким образом, социальные выплаты за счёт федерального бюджета, бюджета субъекта Российской федерации и местных бюджетов предоставляются на строительство (приобретение) жилья, а истцами жилые дома уже приобретены, право собственности на приобретённое жильё в установленном законом порядке зарегистрировано Бересневой Дата обезличена года, Викторовой Дата обезличена года, Григорьевой Дата обезличена года, Потаповой Дата обезличена года, Сухаревой Дата обезличена года, Черепановой Дата обезличена года, Шмаковой Дата обезличена года.

Ссылка истцов и их представителей на принуждение со стороны государственных органов и органов местного самоуправления приобрести жилое помещение для семьи до утверждения истцов в списке получателей социальных выплат департаментом и до получения истцами свидетельств на получение социальной выплаты, опровергается пояснениями самих истцов о том, что ФИО10 разъясняла необходимость ждать решения из области, что приём документов в районе не означает безусловное участие в Программе. Пояснениями третьих лиц, о получении от ФИО10 в 2008 году, в начале 2009 года разъяснений о предоставлении только документов о нуждаемости и о составе семьи, о постоянном проживании в сельской местности при подаче заявления на участие в мероприятиях. О необходимости предоставления правоустанавливающих документов на приобретённое имущество после утверждения получателем социальных выплат Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области и поступления денежных средств на закрытый счёт в банке для перечисления продавцу. Перечень документов, предоставляемый истцам как примерный образец необходимого списка, не является официальным документом, подлежащим обязательному исполнению, так как не подписан никем из должностных лиц, никем не утверждён, являлся рабочим документом, подлежащим оценке исполнителем с учётом требований Типового положения и Правил, условий участия в мероприятиях по обеспечению жильём молодых специалистов и молодых семей, проживающих в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», с которыми истицы были знакомы при подаче заявления, согласно их росписям в заявлениях. Статья в газете «Притоболье» л.д.1 т.3) является толкованием действующего законодательства, носит консультационный характер с разъяснениями нормативных актов, при этом в статье обоснованно указано о том, что право гражданина на получение субсидии удостоверяется свидетельством, выдаваемым Департаментом сельского хозяйства, что только свидетельство даёт право гражданину открыть в отделении Сбербанка РФ именной блокированный счёт, предназначенный для зачисления бюджетных средств, направляемых на оплату приобретения жилья. Нормативными актами федерального и регионального значения не предусмотрен компенсационный характер получения социальных выплат, ни о каких компенсациях на приобретение жилья не указано и в статье за подписью специалиста ФИО10. Нет в статье разъяснений о предоставлении свидетельства о праве собственности именно получателя социальной выплаты на покупаемый им дом и договора купли продажи с участием получателя социальной выплаты в качестве покупателя с полной оплатой стоимости приобретаемого жилья.

Доказательств вины ответчиков в причинении убытков истцам, суду не представлено. Право истцов на получение социальных выплат ответчиками не нарушалось, поскольку истцы самостоятельно приобрели жилые помещения, не дожидаясь утверждения списков получателей социальных выплат Притобольного района на 2009 год в Департаменте сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области.

Довод представителя истца о ненадлежащем исполнении Правительством Курганской области требований Постановлений Правительства РФ об установлении порядка формирования списков получателей социальных выплат и порядка выдачи свидетельств на получение социальных выплат опровергается Постановлениями Правительства Курганской области от 11.07.2006 года №228 «Об утверждении порядка предоставления средств областного бюджета на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности», от 12.08.2008 года № 328 «О порядке предоставления за счёт средств областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Курганской области на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности», от 25.05.2009 года №290 «О внесении изменений в целевую программу Курганской области «Социальное развитие села Курганской области до 2012 года», которыми утверждены Порядок и Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

Решение Притобольного районного суда от Дата обезличена года, которым была возложена обязанность на Администрацию Притобольного района включить Шмакову, Викторову и Бересневу в список граждан- получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по Притобольному району в 2009 году, отменено определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от Дата обезличена года с направлением дела на новое судебное рассмотрение в тот же суд. Определением Притобольного районного суда от Дата обезличена года производство по делу по заявлению Бересневой, Викторовой, Шмаковой об оспаривании решения комиссии при администрации Притобольного района от Дата обезличена года Номер обезличен об отказе заявителям включить их в список получателей социальных выплат по заявлению граждан о получении субсидий на улучшение жилищных условий, производство по делу прекращено в связи с отказом заявителей от заявленных требований. Определение вступило в законную силу.

Решением Притобольного районного суда от Дата Обезличена года было удовлетворено заявление Черепановой о признании решения комиссии при Администрации Притобольного района Номер обезличен от Дата обезличена года в части не включения Черепановой в список граждан - получателей свидетельств. Действия Администрации Притобольного района и Департамента сельского хозяйства, Правительства Курганской области Черепановой не обжаловались, судебного решения в отношении ответчиков по настоящему делу, Дата Обезличена года судом не выносилось.

Руководствуясь ст.258, ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Бересневой Ольге Викторовне, Викторовой Наталье Леонидовне, Григорьевой Надежде Алексеевне, Потаповой Ирине Анатольевне, Сухаревой Ирине Алексеевне, Черепановой Светлане Леонидовне, Шмаковой Елене Михайловне в иске к Правительству Курганской области, Субъекту РФ – Курганская область, Департаменту сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, Муниципальному образованию Притобольный район, Администрации Притобольного района, Муниципальному образованию Глядянский сельсовет, Администрации Глядянского сельсовета о признании противоправными действий по заявлениям о включении семей в список участников мероприятий по обеспечению жильём молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года» и взыскании. .. рублей в счёт возмещения убытков отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в срок 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Притобольный районный суд.

Судья: Сартакова Л.А.