о признании права собственности на жилой дом, надворные постройки и земельный участок



Дело № 2-256/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Глядянское 06 декабря 2011 года

Притобольный районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Сартаковой Л.А.,

при секретаре Тутукове Р.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Когодько Александра Николаевича к Администрации Нагорского сельсовета о признании права собственности на жилой дом, надворные постройки и земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании за ним права собственности на жилой дом, надворные постройки и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, д№. Исковые требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его бабушка ФИО7, проживающая на момент смерти в <адрес> области. В собственности бабушки находилось недвижимое имущество: жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м с инвентарным номером №, по адресу: <адрес>, д. №. Документов на покупку дома не сохранилось, а приусадебный земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по указанному адресу, был передан бабушке в собственность Администрацией Нагорского сельсовета в ДД.ММ.ГГГГ году, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ года бабушка уехала, а дом оставила внукам. До ДД.ММ.ГГГГ года в доме проживал со своей семьёй старший брат истца Когодько Игорь Николаевич, а с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время истец добросовестно, открыто и непрерывно проживает в оспариваемом доме, поэтому по закону приобрёл на него право собственности. Нотариус в выдаче свидетельства о праве на наследство отказала из-за несоответствия в документах фамилии и имени бабушки. В свидетельстве о браке неправильно указаны её фамилия и имя, в свидетельстве на земельный участок неправильно указано её имя. Факт родства с бабушкой, факт проживания в доме и владения им с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время могут подтвердить свидетели. В настоящее время на дом никто не претендует. В управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в регистрации права собственности истцу было отказано по причине того, что дом не прошёл техническую инвентаризацию.

В судебном заседании представитель истца Когодько А.Н. – Немирова Л.М. поддержала исковые требования в полном объёме, уточнив, что собственница дома № по ул. <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году выехала к дочери в <адрес> район, оставив дом в распоряжении своих детей дочери Лобовой Нины Петровны и сына Когодько Николая Петровича. Завещания никакого не было, договора дарения или иной сделки об отчуждении имущества мать с детьми не заключала. Через год после отъезда мать умерла. После смерти матери Когодько Николай Петрович принял наследство, выплатив половину стоимости дома второму наследнику – сестре Лобовой Н.П. и впустив в дом своей матери - бабушки истца, для проживания своих детей старшего сына ФИО20 и младшего ФИО9- истца по настоящему делу. После смерти бабушки домом стал распоряжаться ФИО8 и с его ведома, внуки наследодателя проживали в фактически унаследованном отцом истца доме, на день смерти принадлежавшем на праве собственности ФИО7. Именно бабушка истца получила в собственность в ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок, на котором расположен её дом. Других земельных участков в этом населённом пункте у ФИО7 не было.

Представитель истца, уточняя исковые требования, просит суд не только признать факт принятия наследства после смерти в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО7 её сыном ФИО8, факт проживания в доме и владения им как собственным истцом Когодько А..Н. в течение срока, дающего ему право собственности на этот дом по сроку давности. Также просит суд признать факт принадлежности ФИО7 на день её смерти ДД.ММ.ГГГГ, правоустанавливающего документа – свидетельства № о праве собственности на земельный участок 0,11 га в <адрес>, выданного на основании решения Администрации Нагорского сельсовета для личного подсобного хозяйства ФИО7, так как ошибка в имени владельца земельного участка допущена сельским советом. На основании установленных юридических фактов признать право собственности Когодько Александра Николаевича на жилой дом с инвентарным номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. метров, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. с холодным пристроем и надворными постройками: баней с предбанником, сараем, дворовыми сооружениями, а также на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, находящиеся по адресу: <адрес>, д№.

Представитель ответчика Администрации Нагорского сельсовета в суд не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие. В письменном заявлении, адресованном суду, исковые требования Когодько А.Н. признал.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области и Администрации Притобольного района в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания извещены надлежащим образом и в срок, просят дело рассмотреть без представителя службы Госрегистрации и Администрации Притобольного района.

Третьи лица Когодько И.Н., Когодько П.Н., Когодько Н.П., Лобова Н.П. самостоятельных требований на предмет спора не заявили, в суд не явились, просят дело рассмотреть в их отсутствие.

Заслушав пояснения представителя истца, свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии с п.2 ч.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Факт приобретения ФИО7 оспариваемого жилого дома в ДД.ММ.ГГГГ году на основании договора купли продажи никем не оспаривается, подтверждён в судебном заседании свидетельскими показаниями ФИО15 и ФИО16, справкой формы № Притобольного ТП УФМС России, согласно которой ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибыла в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ из <адрес>, прописана в с. <адрес> Нагорским сельсоветом с ДД.ММ.ГГГГ до выписки ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63). Выпиской из лицевого счёта № похозяйственной книги Нагорского сельсовета, согласно которой ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась главой хозяйства в собственном жилом доме, являющемся её личной собственностью на приусадебном земельном участке <данные изъяты> га, выбыла в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64-65).

По свидетельству на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, проживающая в <адрес>, получила в собственность земельный участок в <адрес>, <адрес>

района на землях населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью <данные изъяты> га на основании решения Администрации Нагорского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35). Суд считает, что в свидетельстве о праве собственности на землю, в имени собственника, допущена ошибка по вине работников Нагорского сельсовета, поскольку, несмотря на прибытие на территорию Нагорского сельсовета ФИО7, как отражено в справке форме № миграционной службы, предоставленной сельсовету для регистрации (л.д.63), в похозяйственной книге работники сельсовета регистрируют ФИО7, как ФИО7, что и послужило в дальнейшем причиной неверного отражения данных собственника в свидетельстве №. По делу установлено, что других ФИО7 с отчеством Даниловна, днём рождения ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> не проживало в течение рассматриваемого периода, по данным Администрации Нагорского сельсовета и свидетельских показаний ФИО7 имела в <адрес> только один земельный участок и один жилой дом, поэтому суд считает установленным факт принадлежности свидетельства на право собственности на землю КН-16-009507, выданное на имя ФИО7 – умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 на день её смерти. Факт смерти наследодателя ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по делу подтверждён справкой о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя органа ЗАГС <адрес>, согласно которой ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

Из справки, выданной Государственным предприятием «Кургантехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что в с. <адрес>, д. № <адрес> области расположен жилой дом с холодным пристроем, надворными постройками: 1 сараем, баней, дворовыми сооружениями, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв. м без правоустанавливающих документов (л.д. 15).

По данным технического паспорта на индивидуальный жилой дом в с. <адрес>, д. № <адрес> области установлено, что по указанному адресу расположен индивидуальный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв. метра с холодным пристроем, с 1сараем, баней, дворовыми сооружениями, владельцем которых никто не значится (л.д. 11-14).

Данные дома, надворных построек по справке «<данные изъяты>» и по техническому паспорту на дом не противоречат друг другу. Объективность размера и местоположения оспариваемого недвижимого имущества по справке ГУП «<данные изъяты>» и данным технического паспорта, не вызывает сомнений.

Согласно справкам Нагорского сельсовета жилой дом, расположенный по адресу: с. <адрес>, д.№ <адрес> области собственностью Администрации Нагорского сельсовета не является (л.д.62). Владельцем спорного дома является Когодько Александр Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который зарегистрирован по указанному адресу (л.д.27)

Самостоятельных требований на оспариваемые объекты недвижимости, привлечённой по делу в качестве третьего лица Администрацией Притобольного района, являющейся представительным органом Муниципального образования Притобольный район, не заявлено (л.д.57).

Суду представлено достаточно доказательств по делу, подтверждающих право собственности ФИО7 на оспариваемое имущество при её жизни.

В соответствии с ч.2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

На основании ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Отец истца согласно свидетельству о рождении Когодько Александра Николаевича (л.д.18) - Когодько Николай Петрович (паспорт л.д.19-20) является сыном ФИО7, что подтверждается свидетельством о рождении Когодько Николая Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В документе в графе «мать» значится ФИО7 (л.д.44), которая приняла фамилию мужа ФИО7 после регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ, о чём свидетельствует справка о заключении брака органа ЗАГС от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

Согласно справке нотариуса Притобольного нотариального округа <адрес> ФИО13 и нотариуса <адрес> нотариального округа <адрес> ФИО14, наследственное дело ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не заведено (л.д.55-56).

Нотариусом <адрес> нотариального округа <адрес> удостоверен отказ второго наследника первой очереди Лобовой Нины Петровны, о том, что наследство после смерти матери ФИО7 Лобова не принимала, на него в чём бы оно не заключалось и где бы оно не находилось не претендует и оформлять свои наследственные права не желает. В суд для восстановления срока принятия наследства и раздела наследственного имущества обращаться не намерена (л.д.39). Других наследников первой очереди нет.

Внуки и правнуки наследодателя при жизни своих родителей наследниками по закону не являются. Они призываются к наследованию лишь в том случае, если к моменту открытия наследства нет в живых того из родителей, который был бы наследником (ч.2 ст.1142 ГК РФ), поэтому заявления Когодько И.Н., Когодько П.Н. – внуков наследодателя о том, что они знают об открывшемся наследстве бабушки ФИО7, умершей ДД.ММ.ГГГГ и на наследство не претендуют (л.д.41-42) являются несоотносимыми доказательствами по делу.

Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется не только подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (что не было сделано наследниками по настоящему делу - дочерью и сыном умершей), но и действиями наследника, свидетельствующими о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил в управление имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц.

Довод представителя истца Немировой о фактическом принятии отцом истца с согласия второго наследника – дочери умершей, наследственного имущества матери ФИО7 путём вступления в управление домом и земельным участком, принятия меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, ничем не опровергнут. Управление и сохранение дома наследником ФИО8 выразилось в передаче дома и земельного участка своим сыновьям ФИО20 и ФИО9 в течение 6 месяцев после смерти наследодателя, что подтверждается свидетельскими показаниями, справками Нагорского сельсовета, выписками из похозяйственных книг (л.д.47, 62-68).

Свидетель ФИО15 суду пояснила, что в 1984 году в <адрес> приехал Когодько Николай Петрович с двумя сыновьями и женой. Вскоре приехала его мать, которая купила спорный дом по <адрес>. 20 в <адрес>. Муж умер. Сама ФИО7 в ДД.ММ.ГГГГ году заболела и уехала к дочери, оставив дом своим детям. После смерти матери в ДД.ММ.ГГГГ году Николай принял наследство, распорядился им оставив в нём проживать истца и старшего сына Игоря. Впоследствии Игорь женился, отделился и живёт в другом доме, а истец с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время

проживает в оспариваемом доме на земельном участке, который до настоящего времени значится за его бабушкой, получившей эту землю в ДД.ММ.ГГГГ году. Умершая в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО7 является матерью отца истца и бабушкой ФИО9. После смерти матери Николай Петрович говорил, что оплатил вторую часть дома сестре, в связи с чем, сын Игорь вселился в дом бабушки.

Свидетель ФИО16 суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес> приехал Когодько Николай Петрович с двумя сыновьями Игорем и Александром. Александр до настоящего времени проживает по адресу ул. <адрес> д. № в с. <адрес>.

По делу добыто достаточно доказательств свидетельствующих о том, что Когодько Николай Петрович фактически принял наследство после смерти своей матери ФИО7, имевшей на день смерти в собственности жилой дом с надворными постройками и земельный участок на праве собственности по адресу: с. <адрес>, д.№, <адрес> области и передал своим детям, в том числе истцу, который открыто, непрерывно и добросовестно владеет домом до настоящего времени.

Согласно п.1 ст. 234 ГК РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательская давность). Именно по этим основаниям истец просит признать за ним право собственности на земельный участок и жилой дом.

Лицо ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения всё время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

Наследование представляет собой общее или универсальное правопреемство и сингулярное правопреемство. Сингулярный правопреемник приобретает свои права или отдельное право не непосредственно от наследодателя, а от наследника, что и произошло в случае принятия имущества собственника ФИО7 её внуком Александром, получившего дом и земельный участок от наследника ФИО7 Когодько Н.П.

При таких обстоятельствах суд считает, что истец, как сингулярный правопреемник наследодателя вправе присоединить ко времени своего владения с 1995 года по 2011 год, всё время, в течение которого этим имуществом владела его бабушка с 1984 года, поэтому давность владения составит 27 лет, то есть более 15 лет как это предусмотрено действующим законодательством. Добросовестность, непрерывность и открытость владения Когодько Александра Николаевича оспариваемым домом и земельным участком никто не оспаривает, как его право собственности.

Руководствуясь, ст. 209, 218, 234, 1142, 1153 ГК РФ, ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать за Когодько Александром Николаевичем право собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв. м. с холодным пристроем, на надворные постройки: 1 сарай, баню, дворовые сооружения и на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. с регистрационным номером №, расположенные по адресу: <адрес>, д.№.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в срок 10 дней со дня вынесения решения через Притобольный районный суд.

Судья

Притобольного районного суда: Л.А. Сартакова