Решение по иску Б. о признании права собственности на наследственное имущество



Дело года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Пристенский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Бобровского С.С.,

при секретаре Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.В.А. к А. о признании права собственности на наследственное имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Б.В.А. обратилась в суд с иском к А. о признании права собственности на наследственное имущество, ссылаясь на то, что её муж - Б.А.К. умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать - Б.М.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ. После их смерти открылось наследство, состоящее из двух земельных долей, размером по 6,7 га сельскохозяйственных угодий, каждая, находящихся в СХПК (колхозе) «им. Калинина» <адрес>.

Завещаний умершие Б.А.К. и Б.М.И. не оставили. Наследниками по закону 1-й очереди являются она – Б.В.А. и сын – Б.А.А., который на наследство не претендует.

Установленный законом срок для принятия наследства ею пропущен. Однако, наследственное имущество этих наследодателей ею фактически было принято, так как она проживала вместе с матерью и мужем и продолжает проживать по месту наследования, в связи с чем, для оформления своего наследственного права вынуждена обратиться в суд.

В судебном заседании истица Б.В.А. свои исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила суд их удовлетворить и, давая аналогичные пояснения по обстоятельствам дела, указала, что её муж - Б.А.К. умер 19.04.1992 года, а мать - Б.М.И. умерла 10.06.1992 года. После их смерти открылось наследство, состоящее, кроме прочего, из двух земельных долей, размером по 6,7 га сельскохозяйственных угодий, каждая, находящихся в СХПК (колхозе) «им. Калинина» <адрес>. Завещаний умершие не оставили. Наследниками по закону 1-й очереди являются она – Б.В.А. и сын – Б.А.А., который на наследство не претендует. Её старший сын - Б.С.А., умерший в 2005 году, свою долю наследства после смерти отца не принимал. Установленный законом срок для принятия наследства ею пропущен. Однако, она фактически приняла наследство, оставшееся после смерти своих мужа и матери, так как проживала вместе с ними до момента наступления их смерти и продолжает проживать по месту наследования. При этом истица также сообщила, что её покойный муж и она в своих личных документах правильно были указаны по фамилии как Б., а в свидетельствах о рождении сыновей: покойного С. и А. их фамилия ошибочно указана как Б.Е..

Представитель ответчика – начальник отдела организационной, правовой работы и делопроизводства А. О., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен заранее надлежащим образом. В представленном отзыве О. исковые требования Б.В.А. признал полностью, не возражал против их удовлетворения и просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Третье лица: Б.А.А., Б. и Б. в судебном заседании изложили свое полное согласие с исковыми требованиями истицы Б.В.А. и, добровольно заявив о том, что они на данное наследство не претендуют, не возражали против удовлетворения иска судом. При этом Б.А.А. пояснил, что фамилия его родителей значится правильно как Б., а в свидетельствах о рождении самого его (Б.А.А.) и его ныне покойного старшего брата С., а также при оформлении их последующих личных документов фамилия была указана как Б.Е..

Выслушав пояснения истицы, третьих лиц: Б.А.А., Б. и Б., показания свидетелей Б. и Ш., изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Б.В.А. к <адрес> о признании права собственности на вышеуказанное наследственное имущество являются обоснованными, объективно подтверждаются всей совокупностью исследованных по делу доказательств и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 1114 ГК РФ, временем открытия наследства признается день смерти наследодателя.

Наследодатели: Б.А.К., умер ДД.ММ.ГГГГ, а Б.М.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти (л.д. 8, 26).

Из свидетельства собственности на земельный и имущественный пай от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), выписки из приложения к постановлению главы администрации <адрес> -а от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), справки о кадастровой стоимости земельного участка :19:05 00 00: 0005 (л.д. 15) усматривается, что Б.А.К. на праве общей долевой собственности принадлежала земельная доля из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 6,7 га, расположенная в СХПК (колхозе) «им. Калинина» <адрес>, которая не передана в уставной фонд хозяйства и числится за умершим (л.д.16).

Из свидетельства собственности на земельный и имущественный пай от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22), выписки из приложения к постановлению главы администрации <адрес> -а от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27), справки о кадастровой стоимости земельного участка :19:05 00 00: 0005 (л.д. 28) усматривается, что Б.М.И. на праве общей долевой собственности также принадлежала земельная доля из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 6,7 га, расположенная в СХПК (колхозе) «им. Калинина» <адрес>, которая не передана в уставной фонд хозяйства и числится за умершей (л.д. 29).

Таким образом, в день смерти Б.А.К. и Б.М.И. открылось вышеуказанное наследство.

В силу ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.

В суде достоверно установлено, что наследодатели завещаний не оставили.

На основании ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Из справок администрации В. сельсовета <адрес> (л.д. 10, 11), усматривается, что наследодатель Б.А.К., ДД.ММ.ГГГГ р., умерший ДД.ММ.ГГГГ, постоянно и на день смерти проживал в <адрес>. В состав его семьи входили: жена – Б.В.А., сын – Б.С.А., умерший ДД.ММ.ГГГГ, сын – Б.А.А..

При этом в справке администрации Верхнеплосковского сельсовета <адрес> также отражено, что гражданин Б.А.К., ДД.ММ.ГГГГ р., на территории этого сельсовета не проживал и не проживает (л.д. 18).

В состав семьи умершего Б.С.А. входили: жена – Б.С.Е., умерла ДД.ММ.ГГГГ, сын – Б., дочь – Б.Е.С. (л.д. 20).

Таким образом, наследником первой очереди по закону к имуществу умерших Б.А.К. и Б.М.И. является истица Б.В.А., в виду отказа третьих лиц от принятия наследства.

Других наследников, предусмотренных ст.ст. 1142, 1148 п. 2, 1149 ГК РФ, по делу не установлено.

В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество, переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Однако реализовать своё право на получение вышеуказанного наследства через нотариальную контору наследник Б.В.А. не может, в связи с пропуском установленного срока для принятия наследства.

В соответствии с п. 1 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.

Принятие наследства, согласно п. 1 ст. 1153 ГК РФ, осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Нотариусами Пристенского и Солнцевского нотариальных округов <адрес> представлены сообщения, согласно которым наследственных дел к имуществу умерших Б.А.К. и Б.М.И. не имеется (л.д. 33, 44).

В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Таким образом, истица Б.В.А. пропустила установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства.

Согласно ст. 1151 ГК РФ имущество умершего считается выморочным и переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, в случае если никто из наследников не принял наследство.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 80 Земельного кодекса РФ выморочные земли из земель сельскохозяйственного назначения поступают в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно Закону Курской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»» от 5.03.2004 г. № 8–ЗКО, специально уполномоченный орган исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Курской области осуществляют полномочия по управлению и распоряжению землями сельскохозяйственного назначения на территории Курской области, в том числе земельными участками, отнесенными в фонд перераспределения земель.

Исходя из этого, указанное имущество отвечает признакам выморочного, и должно было поступить в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.

Однако, представителем ответчика не представлено сведений о том, что данные две наследственные земельные доли находятся в фонде перераспределения земель.

В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ, признается пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

Допрошенные в качестве свидетелей Б. и Ш. суду пояснили, что истица Б.В.А. действительно постоянно и на день смерти наследодателей: её мужа – Б.А.К. и её родной матери – Б.М.И. проживала совместно с ними. Похоронив этих умерших лиц, она приняла их наследственное имущество в виде вещей и предметов домашнего обихода, пользуется и распоряжается ими, обеспечивает сохранность этого наследственного имущества и продолжает проживать по месту наследования. Кроме того, эти свидетели также указали, что Б.А.А. и ныне уже покойный Б.С.А. являются родными сыновьями истицы Б.В.А. и наследодателя Б.А.К.

Факт постоянного проживания истицы по месту наследования объективно подтверждается также отметкой о регистрации по месту жительства в её паспорте (л.д. 6).

Таким образом, судом достоверно установлено, что Б.В.А. фактически уже приняла часть наследуемого имущества, оставшегося после смерти её мужа и матери, поскольку приняла его, и распорядилась им по своему усмотрению.

В силу п. 2 ст. 1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Следовательно, у суда имеются все основания для признания за истицей Б.В.А. права собственности на наследственное имущество в виде двух земельных долей (паев), принадлежавших её ныне покойным мужу и матери.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Б.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на наследственное имущество, состоящее из двух земельных долей, размером по 6,7 га сельскохозяйственных угодий, каждая, находящихся в сельскохозяйственном производственном кооперативе (колхозе) «им. Калинина» <адрес>, принадлежавших ее покойному мужу - Б.А.К., умершему ДД.ММ.ГГГГ, и ее покойной матери - Б.М.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Пристенский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья С.С. Бобровский