Решение по иску прокурора



Дело года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Пристенский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Курочкиной И.А.,

при секретаре Мартынковой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пристенского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «поселок <данные изъяты>» <адрес> по непринятию мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах поселка незаконным и обязании администрации муниципального образования «поселок <данные изъяты>» <адрес> привести автомобильные дороги в соответствии с требованиями законодательства РФ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пристенского района Курской области Катыхин И.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального образования «поселок <данные изъяты>» <адрес>, ссылаясь, в обоснование своих требований, на то, что администрация <адрес> не обеспечивает безопасность дорожного движения, не принимает мер к самостоятельному решению вопросов обеспечения безо­пасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в границах поселения.

Так, в нарушении пунктов 4.1.1, 4.6.1, 4.6.3, 3.1.1, 3.2.1 на автомобильных дорогах в гра­ницах поселения отсутствуют дорожные знаки: на пересечении <адрес> с <адрес>­ва отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с <адрес>­бы отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с <адрес>­нечная отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак «Пешеходный переход»; на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак «Усту­пите дорогу»; на пересечении <адрес> с пер. Южный отсутствуют дорожные знаки: «Уступите дорогу», «Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение макси­мальной скорости»; на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствуют дорожные знаки: «Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч); на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствуют дорожные знаки: «Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч); на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствуют дорожные знаки: «Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч); на пересе­чении <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на <адрес>, где организовано круговое движение со стороны <адрес> отсутствуют дорожные знаки: «Конец главной дороги», «Главная дорога», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч), «Пешеходный переход». По <адрес> от пересечения с <адрес> до пресечения с <адрес> отсутствует тротуар, по <адрес> от границы с <адрес> до здания автостанции отсутствует тротуар, по <адрес> от перекрестка с <адрес> до существующего тротуара отсутствует троту­ар, отсутствует освещение <адрес>, отсутствует освещение <адрес>, отсутству­ет освещение <адрес>, отсутствует освещение <адрес>.

Работа по устранению данных дефектов, установке знаков на 2011 год администрацией не планирова­лась.

Таким образом, администрацией поселка <данные изъяты> не выполняются требования действующего законодательства РФ в части содержания автомобильных дорог общего пользования в границах поселения.

Ненадлежащее содержание и отсутствие ремонта на автомобильных дорогах в рамках территории указанного сельсовета свидетельствует о бездействии администрации поселка <данные изъяты> по выполнению обязанностей, установленных действующим законодательством. Кроме того, бездействие администрации поселка Пристень создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, нарушает установленные Конституцией РФ права граждан на жизнь и охрану здоровья.

В судебном заседании помощник прокурора Пристенского района Курской области Катыхина И.В. поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель администрации муниципального образования «поселок <данные изъяты>» ФИО3, действующая на основании доверенности, требования прокурора признала в полном объеме и пояснила, что в настоящее время в администрации <адрес> запланирована работа по устранению выявленных прокурором недостатков, отраженных им в настоящем заявлении. ФИО3 подтвердила, что все нарушения действительно имеют место и в настоящее время. В бюджете муниципального образования на ремонт и содержание дорог на текущий год предусмотрено 100 тыс.руб., которых по имеющимся в администрации подсчетам должно быть достаточно для установки необходимых дорожных знаков. Эта работа будет начата в ближайшее время. Однако для устройства тротуаров и уличного освещения необходим более длительный срок, минимум до ДД.ММ.ГГГГ, так как для этого вида работ нужны не только более значительные суммы (более миллиона рублей), но и проектная документация, которыми администрация <адрес> в настоящее время не располагает.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора Пристенского района Курской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоя­тельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общест­венного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Статьей 14 пунктом 5 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам мест­ного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления до­рожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соот­ветственно все составляющие дорожной деятельности - проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог относятся к указанным выше полномочиям.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие со­стояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным доку­ментам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответ­ствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании уста­новленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным докумен­там возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 33 Устава муниципального образования «поселок <данные изъяты>» <адрес> (далее Устав), администрация поселка <данные изъяты> является испол­нительно-распорядительным органом местного самоуправления поселка <данные изъяты>. Адми­нистрацию возглавляет глава поселка <данные изъяты> на принципах единоначалия. Полномо­чиями по решению вопросов местного значения наделяется администрация <адрес>.

Согласно ст. 3 Устава к вопросам местного значения поселка относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населен­ных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использова­ния автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомо­бильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

1)      осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местно­го значения;

2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития ав­томобильных дорог местного значения;

3) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

4) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содер­жание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно ст. 3 вышеназванного закона автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструк­тивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и до­рожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения (относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства), искусственные дорожные сооружения (сооруже­ния, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона живот­ных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водо­токами, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, про­гона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения)), производственные объекты (сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог), элементы обустройст­ва автомобильных дорог (сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомо­бильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транс­портных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооруже­ний, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса). Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконст­рукции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной Прокуратурой Пристенского района Курской области, проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что администрацией <адрес> нарушаются требования действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Так, в нарушение пунктов 4.1.1, 4.6.1, 4.6.3, 3.1.1, 3.2.1 на автомобильных дорогах в гра­ницах поселения, что подтверждается Актами комплексной проверки участка автомобильных дорог, на пересечении <адрес> с улицами: М. Жуко­ва, Друж­бы, Сол­нечная, Народная, Лесная, Торговая, Советская, Коммунистическая отсутствуют дорожные знаки «Уступите дорогу». На пересечении <адрес> с улицами: Комсомольская, Коммунистическая, пер. Южный отсутствуют дорожные знаки: «Уступите дорогу», «Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение макси­мальной скорости». На пересечении <адрес> отсутствуют дорожные знаки: «Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч). На пересечении <адрес> отсутствуют дорожные знаки: «Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч). На пересечении <адрес> с улицей 8 Марта отсутствуют дорожные знаки: «Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч). На пересечении <адрес> отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу». На <адрес>, где организовано круговое движение со стороны <адрес> отсутствуют дорожные знаки: «Конец главной дороги», «Главная дорога», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч), «Пешеходный переход». Отсутствуют тротуары: по <адрес> до здания автостанции, по <адрес> до существующего тротуара. Отсутствует освещение улиц Кирова, Крестьянская, Колхозная, 23 Февраля, Фестивальная.

Вместе с тем, в нарушение указанных выше норм, администрация поселка <данные изъяты> не обеспечивает безопасность дорожного движения, не принимает мер к самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в границах поселения.

Согласно информации ОГИБДД МОБ ОВД по Пристенскому району на автомобильных дорогах местного значения, расположенных в границах поселка <данные изъяты> в январе 2011 года произошло 7 дорожно-транспортных происшествий с причинением материаль­ного ущерба.

При этом из письменного объяснения главы администрации поселка <данные изъяты> ФИО4, а также его пояснений в судебном заседании следует, что работа по устранению вышеперечисленных нарушений, в том числе, по установлению дорожных знаков на 2011 год муниципальным образованием не запланирована.

При таких данных суд находит, что администрацией поселка <данные изъяты> не выполняются требования действующего законодательства в части содержания автомобильных дорог общего пользования в границах поселения.

Ненадлежащее содержание и отсутствие ремонта на автомобильных дорогах в рамках территории поселка свидетельствует о бездействии администрации <адрес> по выполнению обязанностей, установленных действующим законодательством. Кроме того, бездействие администрации <адрес> создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, нарушает установленные Конституцией РФ права граждан на жизнь и охрану здоровья.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, и анализируя
положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что
бездействие администрации муниципального образования «поселок <данные изъяты>» <адрес>, выразившееся в непринятии установленных законных мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения на территории поселка, является незаконным.

С учетом положений ч.2 ст.206 и ч.3 ст.258 ГПК РФ суд, принимая во внимание финансовое положение муниципального образования «поселок <данные изъяты>» <адрес>, а также необходимость организационных работ, в том числе, в области бюджетных отношений, с учетом мнения прокурора, полагает, что будет разумным предоставить муниципальному образованию для устранения вышеуказанных нарушений срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации муниципального образования «поселок <данные изъяты>» <адрес> по непринятию мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах поселка, незаконным.

Обязать администрацию поселка <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к надлежащему содержанию автомобильных дорог в поселке <адрес>, устранив следующие недостатки:

Установить дорожные знаки:

«Уступите дорогу» на пересечении улиц Мирная и М. Жуко­ва, Мирная и Друж­бы, Мирная и Сол­нечная, Мирная и Народная, Мирная и Лесная, Мирная и Торговая, Мирная и Советская, Мирная и Коммунистическая; Гражданская и Коммунистическая, Гражданская и переулка Южный, Гражданская и Свердлова;

«Пешеходный переход» на пересечении улиц Гражданская и Комсомольская;

«Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение макси­мальной скорости» (40 км/ч) на пересечении улиц Гражданская и переулка Южный, Гражданская и Садовая, Гражданская и Первомайская, Гражданская и 8 Марта;

«Конец главной дороги», «Главная дорога», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч), «Пешеходный переход» на <адрес>, где организовано круговое движение со стороны <адрес>;

Обустроить тротуары по улицам: Гражданская от пересечения с <адрес>; Комсомольская от границы с <адрес> до здания автостанции; Мирная от перекрестка с <адрес> до существующего тротуара;

Установить приборы уличного освещения на улицах: Кирова, Крестьянская, Колхозная, 23 Февраля, Фестивальная.

Разъяснить Главе администрации поселка <адрес> ФИО4, что в силу положений части 3 статьи 206 и части 2 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должно быть исполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ, о чем должно быть сообщено Пристенскому районному суду Курской области и прокурору Пристенского района Курской области не позднее чем в течение месяца.

В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение 10 дней со дня его провозглашения.

Председательствующий судья И.А. Курочкина