Дело № года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Пристенский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Курочкиной И.А.,
при секретаре Мартынковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пристенского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «поселок <данные изъяты>» <адрес> по непринятию мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах поселка незаконным и обязании администрации муниципального образования «поселок <данные изъяты>» <адрес> привести автомобильные дороги в соответствии с требованиями законодательства РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пристенского района Курской области Катыхин И.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального образования «поселок <данные изъяты>» <адрес>, ссылаясь, в обоснование своих требований, на то, что администрация <адрес> не обеспечивает безопасность дорожного движения, не принимает мер к самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в границах поселения.
Так, в нарушении пунктов 4.1.1, 4.6.1, 4.6.3, 3.1.1, 3.2.1 на автомобильных дорогах в границах поселения отсутствуют дорожные знаки: на пересечении <адрес> с <адрес>ва отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с <адрес>бы отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с <адрес>нечная отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак «Пешеходный переход»; на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на пересечении <адрес> с пер. Южный отсутствуют дорожные знаки: «Уступите дорогу», «Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости»; на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствуют дорожные знаки: «Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч); на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствуют дорожные знаки: «Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч); на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствуют дорожные знаки: «Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч); на пересечении <адрес> с <адрес> отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу»; на <адрес>, где организовано круговое движение со стороны <адрес> отсутствуют дорожные знаки: «Конец главной дороги», «Главная дорога», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч), «Пешеходный переход». По <адрес> от пересечения с <адрес> до пресечения с <адрес> отсутствует тротуар, по <адрес> от границы с <адрес> до здания автостанции отсутствует тротуар, по <адрес> от перекрестка с <адрес> до существующего тротуара отсутствует тротуар, отсутствует освещение <адрес>, отсутствует освещение <адрес>, отсутствует освещение <адрес>, отсутствует освещение <адрес>.
Работа по устранению данных дефектов, установке знаков на 2011 год администрацией не планировалась.
Таким образом, администрацией поселка <данные изъяты> не выполняются требования действующего законодательства РФ в части содержания автомобильных дорог общего пользования в границах поселения.
Ненадлежащее содержание и отсутствие ремонта на автомобильных дорогах в рамках территории указанного сельсовета свидетельствует о бездействии администрации поселка <данные изъяты> по выполнению обязанностей, установленных действующим законодательством. Кроме того, бездействие администрации поселка Пристень создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, нарушает установленные Конституцией РФ права граждан на жизнь и охрану здоровья.
В судебном заседании помощник прокурора Пристенского района Курской области Катыхина И.В. поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям.
Представитель администрации муниципального образования «поселок <данные изъяты>» ФИО3, действующая на основании доверенности, требования прокурора признала в полном объеме и пояснила, что в настоящее время в администрации <адрес> запланирована работа по устранению выявленных прокурором недостатков, отраженных им в настоящем заявлении. ФИО3 подтвердила, что все нарушения действительно имеют место и в настоящее время. В бюджете муниципального образования на ремонт и содержание дорог на текущий год предусмотрено 100 тыс.руб., которых по имеющимся в администрации подсчетам должно быть достаточно для установки необходимых дорожных знаков. Эта работа будет начата в ближайшее время. Однако для устройства тротуаров и уличного освещения необходим более длительный срок, минимум до ДД.ММ.ГГГГ, так как для этого вида работ нужны не только более значительные суммы (более миллиона рублей), но и проектная документация, которыми администрация <адрес> в настоящее время не располагает.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора Пристенского района Курской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьей 14 пунктом 5 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно все составляющие дорожной деятельности - проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог относятся к указанным выше полномочиям.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 33 Устава муниципального образования «поселок <данные изъяты>» <адрес> (далее Устав), администрация поселка <данные изъяты> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселка <данные изъяты>. Администрацию возглавляет глава поселка <данные изъяты> на принципах единоначалия. Полномочиями по решению вопросов местного значения наделяется администрация <адрес>.
Согласно ст. 3 Устава к вопросам местного значения поселка относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
3) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
4) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ст. 3 вышеназванного закона автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения (относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства), искусственные дорожные сооружения (сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения)), производственные объекты (сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог (сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса). Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной Прокуратурой Пристенского района Курской области, проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что администрацией <адрес> нарушаются требования действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Так, в нарушение пунктов 4.1.1, 4.6.1, 4.6.3, 3.1.1, 3.2.1 на автомобильных дорогах в границах поселения, что подтверждается Актами комплексной проверки участка автомобильных дорог, на пересечении <адрес> с улицами: М. Жукова, Дружбы, Солнечная, Народная, Лесная, Торговая, Советская, Коммунистическая отсутствуют дорожные знаки «Уступите дорогу». На пересечении <адрес> с улицами: Комсомольская, Коммунистическая, пер. Южный отсутствуют дорожные знаки: «Уступите дорогу», «Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости». На пересечении <адрес> отсутствуют дорожные знаки: «Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч). На пересечении <адрес> отсутствуют дорожные знаки: «Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч). На пересечении <адрес> с улицей 8 Марта отсутствуют дорожные знаки: «Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч). На пересечении <адрес> отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу». На <адрес>, где организовано круговое движение со стороны <адрес> отсутствуют дорожные знаки: «Конец главной дороги», «Главная дорога», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч), «Пешеходный переход». Отсутствуют тротуары: по <адрес> до здания автостанции, по <адрес> до существующего тротуара. Отсутствует освещение улиц Кирова, Крестьянская, Колхозная, 23 Февраля, Фестивальная.
Вместе с тем, в нарушение указанных выше норм, администрация поселка <данные изъяты> не обеспечивает безопасность дорожного движения, не принимает мер к самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в границах поселения.
Согласно информации ОГИБДД МОБ ОВД по Пристенскому району на автомобильных дорогах местного значения, расположенных в границах поселка <данные изъяты> в январе 2011 года произошло 7 дорожно-транспортных происшествий с причинением материального ущерба.
При этом из письменного объяснения главы администрации поселка <данные изъяты> ФИО4, а также его пояснений в судебном заседании следует, что работа по устранению вышеперечисленных нарушений, в том числе, по установлению дорожных знаков на 2011 год муниципальным образованием не запланирована.
При таких данных суд находит, что администрацией поселка <данные изъяты> не выполняются требования действующего законодательства в части содержания автомобильных дорог общего пользования в границах поселения.
Ненадлежащее содержание и отсутствие ремонта на автомобильных дорогах в рамках территории поселка свидетельствует о бездействии администрации <адрес> по выполнению обязанностей, установленных действующим законодательством. Кроме того, бездействие администрации <адрес> создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, нарушает установленные Конституцией РФ права граждан на жизнь и охрану здоровья.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, и анализируя
положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что
бездействие администрации муниципального образования «поселок <данные изъяты>» <адрес>, выразившееся в непринятии установленных законных мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения на территории поселка, является незаконным.
С учетом положений ч.2 ст.206 и ч.3 ст.258 ГПК РФ суд, принимая во внимание финансовое положение муниципального образования «поселок <данные изъяты>» <адрес>, а также необходимость организационных работ, в том числе, в области бюджетных отношений, с учетом мнения прокурора, полагает, что будет разумным предоставить муниципальному образованию для устранения вышеуказанных нарушений срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации муниципального образования «поселок <данные изъяты>» <адрес> по непринятию мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах поселка, незаконным.
Обязать администрацию поселка <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к надлежащему содержанию автомобильных дорог в поселке <адрес>, устранив следующие недостатки:
Установить дорожные знаки:
«Уступите дорогу» на пересечении улиц Мирная и М. Жукова, Мирная и Дружбы, Мирная и Солнечная, Мирная и Народная, Мирная и Лесная, Мирная и Торговая, Мирная и Советская, Мирная и Коммунистическая; Гражданская и Коммунистическая, Гражданская и переулка Южный, Гражданская и Свердлова;
«Пешеходный переход» на пересечении улиц Гражданская и Комсомольская;
«Главная дорога», «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч) на пересечении улиц Гражданская и переулка Южный, Гражданская и Садовая, Гражданская и Первомайская, Гражданская и 8 Марта;
«Конец главной дороги», «Главная дорога», «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч), «Пешеходный переход» на <адрес>, где организовано круговое движение со стороны <адрес>;
Обустроить тротуары по улицам: Гражданская от пересечения с <адрес>; Комсомольская от границы с <адрес> до здания автостанции; Мирная от перекрестка с <адрес> до существующего тротуара;
Установить приборы уличного освещения на улицах: Кирова, Крестьянская, Колхозная, 23 Февраля, Фестивальная.
Разъяснить Главе администрации поселка <адрес> ФИО4, что в силу положений части 3 статьи 206 и части 2 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должно быть исполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ, о чем должно быть сообщено Пристенскому районному суду Курской области и прокурору Пристенского района Курской области не позднее чем в течение месяца.
В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение 10 дней со дня его провозглашения.
Председательствующий судья И.А. Курочкина