Дело № 2-125/2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Пристень 04 мая 2011 года
Пристенский районный суд Курской области в составе: председательствующей судьи Курочкиной И.А.,
с участием помощника прокурора Пристенского района Курской области Долинной Т.В.,
представителя УВД Курской области – юрисконсульта отдела правового обеспечения УВД Курской области Площенко Д.В., действующего на основании доверенности от 11 марта 2011 года №13,
при секретаре Мартынковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пристенского района Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия УВД по Курской области и ОВД по Пристенскому району Курской области, выразившегося в несоблюдении требований Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года №103-ФЗ и о их понуждении привести изолятор временного содержания МОБ ОВД по Пристенскому району Курской области в соответствие с требованиями указанного закона,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пристенского района Курской области в порядке ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Пристенский районный суд Курской области с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия УВД по Курской области и ОВД по Пристенскому району Курской области, выразившегося в несоблюдении требований Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года №103-ФЗ и о понуждении УВД по Курской области и ОВД по Пристенскому району Курской области привести изолятор временного содержания МОБ ОВД по Пристенскому району Курской области в соответствие с требованиями Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года №103-ФЗ, а именно: обеспечить установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей в случае пожара, произвести замеры электропроводки на сопротивление изоляции, устранить применение горючих материалов (масляная краска) для окраски стен на путях эвакуации, а также установить в каждой камере столы и скамейки по лимиту мест в камере, санитарный узел с соблюдением необходимых требований приватности, кран с водопроводной водой, полку для туалетных принадлежностей, радиоприемник для вещания общегосударственной программы, оснастить камеры тазами для гигиенических целей и стирки одежды, в камере №3 заменить штукатурку методом набрызга, увеличить площадь каждой камеры изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (далее - ИВС) в соответствии с предусмотренной законом нормой на каждого человека, создать специально оборудованное помещение для свиданий.
В судебном заседании прокурор Долинная Т.В. заявленные требования поддержала, пояснив, что прокуратурой Пристенского района Курской области 19.04.2011 года проведена проверка ИВС ОВД по Пристенскому району, в результате которой выявлены нарушения требований Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995г. №103-ФЗ; Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. №69-ФЗ; Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005г. №950; Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313.
Так, в камерах ИВС не соблюдается норма санитарной площади на одного человека (4 кв.м.), отсутствуют столы и скамейки по лимиту мест в камере, санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности, краны с водопроводной водой, полка для туалетных принадлежностей, тазы для гигиенических целей и стирки одежды, средства радиовещания, стены камеры №3 оштукатурены методом набрызга «шуба», отсутствует специальное оборудованное помещение для свиданий. Кроме того, в ИВС отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей в случае пожара, не произведены замеры электропроводки на сопротивление изоляции, стены на путях эвакуации окрашены масляной краской, являющейся горючим материалом.
По результатам проверки на имя и.о. начальника ОВД по Пристенскому району 26 августа 2010 года внесено представление. Однако мер устранению нарушений не принято, в связи с чем, просила признать указанное бездействие незаконным и обязать УВД по Курской области и ОВД по Пристенскому району Курской области привести ИВС в соответствие с требованиями, предъявляемыми указанными нормативными актами Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица – УВД по Курской области Площенко Д.В., возражал против удовлетворения заявленных требований прокурора, пояснив, что ИВС ОВД по Пристенскому району с 2007 года включен в перечень объектов УВД по Курской области, планируемых к капитальному ремонту, однако до настоящего времени финансовые средства на указанные цели МВД России Минфином Российской Федерации не выделены.
Вместе с тем он полагает, что требования прокурора о понуждении УВД по Курской области привести изолятор временного содержания МОБ ОВД по Пристенскому району Курской области в соответствие с требованиями Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года №103-ФЗ, а именно: обеспечить установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей в случае пожара, произвести замеры электропроводки на сопротивление изоляции, устранить применение горючих материалов (масляная краска) для окраски стен на путях эвакуации, а также установить в каждой камере столы и скамейки по лимиту мест в камере, санитарный узел с соблюдением необходимых требований приватности, кран с водопроводной водой, полку для туалетных принадлежностей, радиоприемник для вещания общегосударственной программы, оснастить камеры тазами для гигиенических целей и стирки одежды, в камере №3 заменить штукатурку методом набрызга, увеличить площадь каждой камеры изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (далее - ИВС) в соответствии с предусмотренной законом нормой на каждого человека, создать специально оборудованное помещение для свиданий не основаны на законе, поскольку ОВД по Пристескому району Курской области является самостоятельным юридическим лицом, отвечающим по своим обязательствам самостоятельно.
Представитель ОВД по Пристенскому району Курский области в судебное заседание не явился. Начальник ОВД по Пристенскому району Курский области о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении слушания дела по каким-либо уважительным причинам не ходатайствовал.
Суд с учетом положений ст.ст. 167 и 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил возможным рассмотреть заявление прокурора в его отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав прокурора, объяснения представителя УВД по Курской области Площенко Д.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации; субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее подозреваемые и обвиняемые).
На основании статьи 9 вышеуказанного Федерального закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Внутренний распорядок в ИВС органов внутренних дел, требования к бытовым условиям, необходимым для обеспечения нормальной жизнедеятельности подозреваемых и обвиняемых регламентируются Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 года № 950 (далее Правил).
В соответствии с пунктами 42, 45 Правил подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека. Камеры ИВС оборудуются в том числе: столом и скамейками по лимиту мест в камере; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; полкой для туалетных принадлежностей; краном с водопроводной водой; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
В силу пункта 139 Правил свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.
Согласно п.п. 12, 13 Положения об отделе внутренних дел по Пристенскому району, утвержденного приказом УВД по Курской области от 12.01.2007 года № 51, финансирование ОВД по Пристенскому району Курской области осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Курской области, местного бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ. Материально-техническое обеспечение ОВД осуществляется в порядке, определяемом законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России.
На основании п.п. 18 п. 17 Положения Отдел в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России и в пределах компетенции осуществляет содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания.
Судом установлено, что в 2010-2011г.г. прокуратурой Пристенского района в ИВС ОВД по Пристенскому району Курской области были выявлены несоответствия условий содержания подозреваемых и обвиняемых требованиям, установленным законом.
По выявленным нарушениям прокурором района в адрес и.о. начальника ОВД по Пристенскому району 26 августа 2010 года вносилось представление, которое в полном объеме выполнено не было.
Проведенной прокуратурой 19 апреля 2011 года проверкой соблюдения требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений было установлено, что в камерах ИВС ОВД по Пристенскому району Курской области, в которых содержатся, подозреваемые и обвиняемые не соблюдается норма санитарной площади на одного человека (4 кв.м.), отсутствуют столы и скамейки по лимиту мест в камере, санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности, краны с водопроводной водой, полка для туалетных принадлежностей, тазы для гигиенических целей и стирки одежды, средства радиовещания, стены камеры № 3 оштукатурены методом набрызга «шуба», отсутствует специальное оборудованное помещение для свиданий, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, то есть подозреваемых и обвиняемых, содержащих в ИВС на бытовые условия содержания, отвечающие требованиям гигиены и санитарии, на свидания с родственниками и иными лицами, установленными законом.
Указанные обстоятельства не оспаривались представителями заинтересованных лиц в судебном заседании.
Кроме того, проведенной прокуратурой проверкой было установлено отсутствие в ИВС автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей в случае пожар, стены на путях эвакуации окрашены масляной краской, являющейся горючим материалом.
Так, в нарушение требований ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ, Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС России №313 от 18 июня 2005г., в ИВС отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, для окраски стен применены горючие материалы. Не соблюдение указанных требований пожарной безопасности, по мнению суда, препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, а также своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне пожара, нарушает нрава подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС, а также сотрудников ИВС на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях.
Федеральные законы Российской Федерации и принятые во исполнение их подзаконные акты, подлежат исполнению всеми гражданами, должностными лицами. При этом, недостаток финансовых средств не освобождает их от исполнения законов в полном объеме.
Таким образом, суд считает установленным, что Управлением внутренних дел по Курской области и Отделом внутренних дел по Пристенскому району Курской области допущены нарушения норм действующего законодательства, выражающиеся в бездействии по приведению изолятора временного содержания в соответствие с требованиями законодательства, не обеспечении необходимых бытовых условий для нормальной жизнедеятельности, а также охраны здоровья содержащихся в ИВС лиц, что ставит в опасность как жизнь и здоровье этих лиц, так и иных лиц, которые контактируют с ними, права неопределенного круга лип на безопасные условия жизнедеятельности.
Доводы, представителя УВД, о том, что Управление внутренних дел по Курской области настоящему делу не может отвечать за бездействие ОВД по Пристенскому району Курской области в связи с тем, что последнее является самостоятельным юридическим лицом, самостоятельно отвечающим по своим обязательствам, суд считает несостоятельным.
Так, в силу ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации Отдел внутренних дел по Пристенскому району Курской области является получателем бюджетных средств. Деятельность ОВД по Пристенскому району Курской области, в том числе и содержание ИВС финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджета Курской области, местного бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 12 подпунктов 12, 36, 37, п. 16 Положения об Управлении внутренних дел по Курской области, утвержденное Приказом МВД РФ от 20.01.2007 года №70, финансирование УВД по Курской области осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Курской области, местных, бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ. УВД по Курской области обеспечивает в соответствии с Законодательством РФ содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, осуществляет контроль за деятельностью подчиненных органов внутренних дел, распределяет выделенные бюджетные ассигнования и осуществляет материально-техническое обеспечение подчиненных органов внутренних дел.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, и анализируя
положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что
бездействие УВД по Курской области и ОВД по Пристенскому району Курской области, выразившееся в непринятии установленных законных мер по приведению помещения ИВС в соответствие с требованиями Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года, Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, требованиям Правил пожарной безопасности, является незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Признать бездействие Управления внутренних дел по Курской области и Отдела внутренних дел по Пристенскому району Курской области выразившееся в несоблюдении требований Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года №103-ФЗ, незаконным.
2. Обязать Управление внутренних дел по Курской области и Отдел внутренних дел по Пристенскому району Курской области привести изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых МОБ ОВД по Пристенскому району Курской области в соответствие с требованиями указанного закона, устранив следующие недостатки:
обеспечить установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей в случае пожара;
произвести замеры электропроводки на сопротивление изоляции;
устранить применение горючих материалов для окраски стен на путях эвакуации;
установить в каждой камере изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых столы и скамейки по лимиту мест в камере, санитарный узел с соблюдением необходимых требований приватности, кран с водопроводной водой, полку для туалетных принадлежностей, радиоприемник для вещания общегосударственной программы;
оснастить камеры изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых тазами для гигиенических целей и стирки одежды;
в камере №3 изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых заменить штукатурку методом набрызга;
увеличить площадь каждой камеры изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых до нормы площади, предусмотренной законом;
создать специально оборудованное помещение для свиданий.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение 10 дней со дня его провозглашения.
Председательствующая судья И.А. Курочкина