Приговор по делу № 1-2/2011



П Р И Г О В О Рп о д е л у № 1-2

Именем Российской Федерации

г. Приозерск Ленинградской областиДД.ММ.ГГГГ.

Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Маламан И.Б.

с участием государственного обвинителя - помощника Приозерского горпрокурора Россоловского П.А.,

подсудимого Кравцова Павла Александровича,

защитника - адвоката Харченко М.С.,

при секретаре Мальт А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Кравцова Павла Александровича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, гражданина РФ, образование среднее специальное, не женатого, официально не работающего, проживающего в <адрес>, не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Кравцов совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в период с 17 часов 00 минут по 19 часов 30 минут Кравцов, находясь в состоянии алкогольного опьянения в <адрес>, на почве личных неприязненных отношений, возникших в результате ссоры со своим отцом ФИО1, умышленно нанес ФИО1 не менее пяти ударов кулаками и ногами в обуви в область головы и грудины, причинив телесные повреждения в виде сочетанной травмы головы и грудной клетки, сопровождавшейся кровоизлияниями под мозговые оболочки, переломами костей грудного каркаса (переломами правых ребер и грудины) и осложнившейся отеком, сдавлением и дислокацией головного мозга, а также гнойно-воспалительными процессами мягких тканей в проекциях переломов и интоксикацией организма. От полученных телесных повреждений, а именно комплекса повреждений, составивших сочетанную закрытую травму головы и грудной клетки, квалифицирующихся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, потерпевший ФИО1 скончался ДД.ММ.ГГГГ около 19 часов 30 минут в реанимационном отделении <адрес>

Подсудимый Кравцов виновным себя в совершении преступления признал частично и показал, что он проживал со своим отцом, который часто употреблял спиртное, в состоянии опьянения был нечистоплотен, мог справить естественные надобности в комнате, он постоянно убирал за ним. ДД.ММ.ГГГГ он и его отец распивали спиртные напитки, он ходил к знакомым, потом вернулся домой, они с отцом в течение примерно 2 часов распивали спиртное, потом отец ушел в маленькую комнату, когда он зашел туда, то увидел, что отец справил там естественные надобности. Он разозлился, ударил отца рукой два раза в челюсть, отец упал, после этого он два раза кулаком ударил отца в область грудной клетки. Затем он закрыл дверь на ключ и ушел к своим знакомым, был там примерно 4 дня, вернулся, отец находился в квартире, он вновь ушел, через день вернулся, отец также был дома. Потом отец стал плохо передвигаться, примерно через 2 дня он вызвал скорую помощь, доставил отца, который уже был без сознания, в больницу. У отца на лбу, на теле и на конечностях были синяки, отец говорил, что его побили, когда он ходил в общежитие, было это ДД.ММ.ГГГГ, либо в другой день, он сказать не может. Также отец, когда был в нетрезвом состоянии, часто падал. Он допускает, что к ним в квартиру в его отсутствие мог кто-нибудь прийти. Он убивать отца и причинять ему тяжкий вред не хотел.

Виновность подсудимого подтверждается следующими доказательствами:

Так, свидетель ФИО2 показала, что она работает врачом анестезиологом-реаниматологом в <адрес>. Днем ДД.ММ.ГГГГ на машине скорой помощи привезли ФИО1, с ним приехал его сын, который помог доставить отца в отделение и сразу ушел. ФИО1 был в бессознательном состоянии, на его теле имелись гематомы, ему была сделана томограмма, обнаружена внутричерепная гематома. ФИО1 стали готовить к операции, но он умер от остановки сердца.

Свидетель ФИО3 показала, что она является соседкой Кравцова, который после смерти матери в течение 2 лет проживал со своим отцом. Кравцов злоупотреблял спиртными напитками, в состоянии алкогольного опьянения становился агрессивным, часто избивал своего отца, она неоднократно слышала доносившиеся из квартиры крики отца ФИО1, который звал на помощь, просил сына не бить его, иногда отец Кравцова приходил к ней, просил разрешения переночевать, так как боялся сына. В конце ДД.ММ.ГГГГ она видела отца Кравцова, у которого на теле были кровоподтеки, он сказал, что его избил сын. Потом она уезжала, вернулась, когда отец Кравцова уже умер. Отец Кравцова также часто употреблял спиртное, но в состоянии опьянения был спокойным, доброжелательным.

Согласно протоколу осмотра места происшествия и фототаблицы к нему от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 7-21/, зафиксирована обстановка в <адрес>. В комнате № на кровати и кресле обнаружены пятна вещества бурого цвета, похожего на кровь. С места происшествия изъяты фрагмент ткани с матраса на кровати и фрагмент материи с кресла, которые постановлением /л.д. 166/ приобщены к делу в качестве вещественных доказательств, осмотрены по протоколу /л.д. 164-165/.

Согласно протоколу осмотра трупа от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. /23-26/, в помещении морга <адрес> осмотрен труп ФИО1, на правой половине лица трупа от скуловой области до подбородочной имеется желтушно-зеленоватый кровоподтек, на передней поверхности грудной клетки имеются множественные зеленовато-желтушные неправильно овальные кровоподтеки с довольно четкими контурами.

Согласно протоколу явки с повинной /л.д. 54/, Кравцов пояснил, что в <адрес> он, будучи в состоянии алкогольного опьянения, в <адрес> в ходе ссоры со своим отцом ФИО1 нанес отцу несколько ударов по голове и по телу.

Согласно протоколу следственного эксперимента от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 140-146/, Кравцов показал при помощи манекена, каким образом и при каких обстоятельствах он нанес ФИО1 два удара тыльной частью кисти правой руки в скуловисочную область справа, после чего, когда ФИО1 находился в положении лежа на спине, нанес ему два удара кулаком правой руки в область грудной клетки.

Согласно заключениям судебно-медицинского эксперта /л.д. 116-123, 151-154/, при исследовании трупа ФИО1 были установлены следующие телесные повреждения: кровоизлияние под твердой мозговой оболочкой объемом 150 мл., очаговое кровоизлияние под мягкими мозговыми оболочками правой височной доли; множественные переломы ребер справа (переломы 2-5 правых, без смещения отломков), полный перелом грудины между 2-3 ребрами с обширным кровоизлиянием в тканях переднего средостения, кровоподтеки в области грудной клетки, - составившие сочетанную травму головы и грудной клетки; а также на трупе имелись множественные кровоподтеки и ссадины в области верхних и нижних конечностей.

Смерть ФИО1 последовала в 19 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ около в реанимационном отделении <адрес> от сочетанной травмы головы и грудной клетки, сопровождавшейся кровоизлияниями под мозговые оболочки, переломами костей грудного каркаса (переломами правых ребер и грудины) и осложнившейся отеком, сдавлением и дислокацией головного мозга, а также гнойно-воспалительными процессами мягких тканей в проекциях переломов и интоксикацией организма. Означенные телесные повреждения, составившие сочетанную закрытую травму головы и грудной клетки, взаимно отягощали друг друга и осложнились отеком, сдавлением и дислокацией головного мозга, а также гнойно-воспалительными процессами мягких тканей в проекции переломов и интоксикацией организма. Поэтому оценка тяжести вреда здоровью человека производится по их совокупности. Комплекс данных телесных повреждений, составивших сочетанную травму головы и грудной клетки у ФИО1 по признаку опасности для жизни относится к категории тяжкого вреда здоровью человека, и в данном случае повлекший наступление смерти. Вышеозначенная сочетанная травма головы и грудной клетки состоит в прямой причинной связи со смертью.

С установленными телесными повреждениями, составляющими сочетанную травму головы и грудной клетки, ФИО1 прожил период времени, ориентировочно исчисляющийся не менее 7-10 суток.

Часть кровоподтеков в области правого и левого плеча на передней поверхности грудной клетки могли образоваться несколько позже установленной сочетанной травмы головы и грудной клетки, ориентировочно не менее 3-4 суток до наступления смерти.

Множественные кровоподтеки и ссадины в области верхних и нижних конечностей, как не влекущие расстройства здоровья, обычно расцениваются как телесные повреждения, не причинившие вреда здоровью человека. Они возникли от взаимодействий с тупым твердым предметом (предметами), в том числе некоторые из них (в области локтевых суставов, правого предплечья) могли образоваться вследствие ударов о таковые предметы.

Комплекс имевшихся телесных повреждений, составляющий сочетанную травму головы и туловища, и повлекших наступление смерти, образовался от множественных (не менее 4-5) травматических воздействий тупого твердого предмета (предметов) с ограниченной контактировавшей поверхностью, например от ударов кулаками и (или) ногами. Эти телесные повреждения образовались от травматических воздействий значительной силы, достаточной для возникновения установленных телесных повреждений.

Практически одинаковое состояние реактивности мягких тканей в зонах повреждений при микроскопическом исследовании не позволяют разграничить последовательность образования телесных повреждений, однако можно полагать, что все они возникли одно за другим в какой-то неопределенно короткий промежуток времени.

В ходе проведенного следственного эксперимента обвиняемый Кравцов указал только о нанесении своему отцу ФИО1. ударов кулаком в область правой половины лица и передней поверхности грудной клетки. Анатомическая локализация телесных повреждений на теле ФИО1 не противоречит следственным данным о характере, локализации и виде травмирующих воздействий. Однако возникновение множественных переломов правых ребер (от 2-го по 5-е) и перелома грудины на трупе ФИО1 только от двух ударов кулаком по передней поверхности грудной клетки представляется сомнительным.

Согласно показаниям судебно-медицинского эксперта ФИО4, оглашенных с согласия сторон в судебном заседании /л.д. 157-161/, эксперт подтвердил заключения судебно-медицинских экспертиз, пояснил, что все повреждения, составляющие сочетанную травму головы и туловища, причинены ФИО1 одно за другим, в короткий промежуток времени, исчисляющийся десятками минут или единичными часами. Комплекс повреждений, составивший сочетанную травму головы и туловища, образовался не менее чем от 4-5 травматических воздействий, а наличие переломов грудины и 2-5 ребер свидетельствует о воздействии значительной силы на область грудной клетки, что вероятно при сочетании ударов, как кулаками, так и ногами, для падения с высоты собственного роста данная травма не характерна, как отдельно взятая, так и в совокупности с травмой головы. Дата и время причинения ФИО1 повреждений, составивших сочетанную травму головы и грудной клетки, не противоречат установленным данным следствия, указанные повреждения могли быть причинены ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению судебной биологической экспертизы /л.д. 130-137/, на фрагменте ткани с матраса на кровати и фрагмент материи с кресла найдена кровь человека, которая могла произойти от потерпевшего ФИО1 с вероятностью 99,45 %.

Оценив исследованные в судебном заседания доказательства в их совокупности, суд признает вину подсудимого Кравцова в совершенном им преступлении доказанной, как показаниями самого подсудимого, так и показаниями свидетелей ФИО3, ФИО2, судебно-медицинского эксперта ФИО4, так и протоколом явки с повинной Кравцова, протоколом осмотра места происшествия, протоколом осмотра трупа, протоколом осмотра вещественных доказательств, протоколом следственного эксперимента, заключениями судебно-медицинских, биологической экспертиз, поскольку данные доказательства получены в соответствии с законом, являются достоверными и объективными.

Оценивая добытые доказательства, суд, считает несостоятельной позицию подсудимого Кравцова в том, что он нанес ФИО1 только два удара рукой в скуловисочную область головы и два удара кулаком в область грудной клетки, и от его ударов ФИО1 умереть не мог, отца мог побить кто-либо другой, так как его позиция опровергается заключениями судебных медицинских экспертиз; показаниями судебно-медицинского эксперта ФИО4, пояснившего, что повреждения причинены ФИО1 одно за другим, в короткий промежуток времени, исчисляющийся десятками минут или единичными часами, образовались не менее чем от 4-5 травматических воздействий, а наличие переломов грудины и 2-5 ребер свидетельствует о воздействии со значительной силы на область грудной клетки, что вероятно при сочетании ударов, как кулаками, так и ногами, для падения с высоты собственного роста данная травма не характерна, как отдельно взятая, так и в совокупности с травмой головы; протоколом явки с повинной Кравцова; показаниями свидетеля ФИО3, пояснившей, что Кравцов на протяжении длительного времени неоднократно избивал своего отца. Кроме того, показания подсудимого являются непоследовательными и противоречивыми, Кравцов в ходе предварительного следствия при допросе его в качеств подозреваемого и обвиняемого /л.д. 91-95, 96-99, 103-108/, показал, что после того, как он нанес удары отцу вечером ДД.ММ.ГГГГ, он ушел из квартиры, закрыв дверь на ключ, чтобы отец никуда не выходил, ни у кого из посторонних ключей от квартиры не было, они жили с отцом вдвоем, посторонние граждане их квартиру не посещали, отец ему не жаловался на то, что его кто-то избивал. Установленные в судебном заседании обстоятельства о том, что телесные повреждения, составившие сочетанную травму головы и туловища, от которой наступила смерть ФИО1, причинены в короткий промежуток времени, исчисляющийся десятками минут или единичными часами, около 18 часов ДД.ММ.ГГГГ, в квартире находились ФИО1 и Кравцов П.А., которые распивали спиртное около 2 часов, после чего Кравцов П.А. нанес своему отцу удары по голове и в область грудной клетки, а затем ФИО1 находился в квартире, будучи закрытым на ключ, исключают участие в причинении повреждений ФИО1 других лиц. Для падения же с высоты собственного роста данная травма, по мнению эксперта, не характерна. Суд расценивает позицию подсудимого Кравцова как способ защиты.

Суд квалифицирует действия подсудимого Кравцова по ст. 111 ч. 4 УК РФ, как совершившего умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Как установлено в судебном заседании, прямой умысел у Кравцова на причинение ФИО1 тяжких телесных повреждений отсутствовал, но между тем, Кравцов нанося удары своему отцу ФИО1 по лицу и по телу, сознательно допускал причинение вреда его здоровью, не представляя конкретно объема этого вреда, то есть действовал с косвенным, неконкретизированным умыслом на причинение вреда здоровью человека. Действия Кравцова подлежат квалификации как умышленное причинение телесного повреждения по тяжести причиненных повреждений пострадавшему, повлекших по неосторожности его смерть.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие наказание. К смягчающим наказание обстоятельствам суд относит явку с повинной. Отягчающих наказание обстоятельств суд не усматривает. Подсудимый в быту характеризуется отрицательно, на учете у нарколога и психиатра не состоит, страдает <данные изъяты>.

С учетом изложенного, суд считает, что Кравцову должно быть назначено наказание в виде лишения свободы, так как его исправление возможно в условиях изоляции от общества.

Суд принимает во внимание явку с повинной подсудимого Кравцова и считает необходимым назначить ему наказание в соответствии со ст. 62 УК РФ.

Принимая во внимание тот факт, что подсудимый Кравцов вину признал, учитывая его состояние здоровья, явку с повинной, суд считает возможным назначить Кравцову минимальное наказание в виде лишения свободы в пределах санкции ст. 111 ч. 4 УК РФ.

Процессуальные издержки – средства на оплату труда адвоката, осуществляющего защиту осужденного в суде по назначению суда, подлежат взысканию с осужденного Кравцова в соответствии со ст. 132 ч. 2 УПК РФ в размере <данные изъяты>

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Признать Кравцова Павла Александровича виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ, и назначить ему по данной статье наказание в виде лишения свободы сроком 5 (пять) лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Кравцову до вступления приговора в законную силу в виде подписки о невыезде изменить на заключение под стражу, заключив его под стражу в зале судебного заседания, срок наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, зачесть в срок отбытия наказания время задержания Кравцова в период ДД.ММ.ГГГГ

Процессуальные издержки в размере <данные изъяты>. - средства на оплату труда адвоката Харченко М.С., осуществляющего защиту осужденного Кравцова П.А. в суде по назначению суда, взыскать с Кравцова Павла Александровича в доход федерального бюджета.

Вещественные доказательства: фрагмент ткани с матраса на кровати и фрагмент материи с кресла - уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным Кравцовым в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий судья: