Дело № 2-777/2010ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приозерский городской суд Ленинградской области
в составе судьи Переверзиной Е. Б.,
при секретаре Ботковой М. Б.,
с участием истца- представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области Луценко Н. М., действующей на основании доверенности,
ответчика - представителей администрации муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области Плаховой С. И., Денисова С. В., Берстнева А. Р., действующих на основании доверенностей,
соответчика - представителей ООО «Энерго-Ресурс» Пшеничниковой Т. И., Борисова М. Г., действующих на основании доверенностей,
соответчика – представителя ОАО «Тепло-Сервис» Сучковой Ю. Г.. действующей на основании доверенности,
соответчика – представителя ОАО «Тепловые сети» Афроськиной В. В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к администрации муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, ООО «Энерго-Ресурс», ОАО «Тепло-Сервис», ОАО «Тепловые сети» о признании действий ответчиков, выразившихся в предоставлении некачественной коммунальной услуги горячего водоснабжения, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, обязании ответчиков поставлять горячую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, ГН 2.1.5.1315-03, обязании ответчиков в случае удовлетворения требований довести до сведения потребителей судебное решение в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области обратилось с иском в Приозерский городской суд к ОАО «Тепловые сети» о признании действий ОАО «Тепловые сети», выразившихся в предоставлении некачественной коммунальной услуги горячего водоснабжения, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, обязании ОАО «Тепловые сети» поставлять горячую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, ГН 2.1.5.1315-03, обязании ОАО «Тепловые сети», в случае удовлетворения требований, довести до сведения потребителей судебное решение в установленный судом срок с момента вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации. В обосновании заявленных требований истец указал, что по результатам лабораторных исследований качество горячей воды в <адрес> не соответствует СанПиН 2.1.4.2496-09, ГН 2.1.5.1315-03 по физико-химическим показателям: запах, цветность, железо общее, перманганатная окисляемость, наличие взвешенных веществ. ОАО «Тепловые сети» осуществляет функции ресурсоснабжающей организации, т.е. осуществляет продажу коммунальных ресурсов. В отношении генерального директора ОАО «Тепловые сети» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.5. Кодекса об административных правонарушениях РФ и на основании постановления № ДД.ММ.ГГГГ назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Обязанности по обеспечению населения <адрес> горячим водоснабжением не выполняются ответчиком надлежащим образом.
Впоследствии истец неоднократно изменял исковые требования и окончательно, указав в качестве ответчиков ОАО «Тепловые сети», ООО «Энерго-Ресурс», ОАО «Тепло-Сервис», администрацию муниципального образования Приозерское городское поселение, просил: признать действия ответчиков, выразившихся в предоставлении некачественной коммунальной услуги горячего водоснабжения, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, обязать ответчиков поставлять горячую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, ГН 2.1.5.1315-03, обязать ответчиков, в случае удовлетворения требований, довести до сведения потребителей судебное решение в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации (том 2 л.д.153-155).
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить.
Ответчик – представитель ОАО «Тепло-Сервис» исковые требования не признал, пояснив, что ОАО «Тепло-Сервис» является ненадлежащим ответчиком по делу.
Соответчик – представители ООО «Энерго-Ресурс» исковые требования не признали, пояснив, что ООО «Энерго-Ресурс» является ненадлежащим ответчиком по делу.
Соответчик – представитель ОАО «Тепловые сети» исковые требования не признал, пояснив, что ОАО «Тепловые сети» является ненадлежащим ответчиком по делу.
Соответчик – представители администрации муниципального образования Приозерское городское поселение исковые требования не признали, пояснив, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ граждане имеют право на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», ст. 18 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление мер по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения органами местного самоуправления производится за счет собственных средств.
Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро -, тепло -, газо – и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения.
ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием Приозерское городское поселение с ОАО «Тепловые сети» заключен муниципальный контракт № на выполнение муниципального заказа по обеспечению населения муниципального образования Приозерское городское поселение услугами по теплоснабжению и горячему водоснабжению (том 2 л.д.114-116).
Согласно п. 1.2. муниципального контракта заказчик (администрация) поручает, а поставщик (ОАО «Тепловые сети») принимает на себя обязательство по обеспечению населения, проживающего на территории Приозерского городского поселения услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения в объемах, определенных в Приложении 1 и гарантируемыми параметрами качества услуг, в соответствии с требованиями ГОСТа и иных нормативных документов.
Из протоколов лабораторных исследований № № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, №- от ДД.ММ.ГГГГ, №10 от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.13-20), № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что пробы горячей воды в <адрес> не отвечают гигиеническим нормативам по температуре, запаху, величине цветности, содержанию железа (том 1 л.д.180-188).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> были составлен протокол об административном правонарушении № по статье 6.5 КоАП РФ в отношении генерального директора ОАО «Тепловые сети» ФИО1 и ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 6.5. КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей (том 1 л.д.27-31).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО «Тепловые сети» является поставщиком горячей воды населению.
Договоров с управляющими компаниями на отпуск тепловой энергии ОАО «Тепловые сети» не заключало.
Согласно сведениям, представленными <данные изъяты> плата от физических лиц по услуге «горячее водоснабжение» производится на расчетный счет ОАО «Тепловые сети» (том 2 л.д.152).
Таким образом, исполнителем коммунальной услуги по предоставлению горячего водоснабжения жителям <адрес> выступает ОАО «Тепловые сети», на которое возложена обязанность по предоставлению жителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 к коммунальным услугам надлежащего качества отнесены коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также условиям договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации по предоставлению коммунальных услуг.
В данном случае обстоятельств того, что нарушение качества предоставляемой коммунальной услуги по горячему водоснабжению произошло вследствие аварии, либо других обстоятельств непреодолимой силы, в силу чего ОАО «Тепловые сети» подлежит освобождению от ответственности, судом не установлено.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения главы администрации МО Приозерское городское поселение № от ДД.ММ.ГГГГ произведена остановка <данные изъяты> ОАО «Тепловые сети» с ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.203).
Однако, по истечению указанного периода запуск <данные изъяты> произведен не был.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Тепловые сети» заключило договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде с ОАО «Тепло-Сервис» на подачу тепловой энергии с котельной <данные изъяты> (том 2 л.д. 38-45).
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Тепловые сети» заключило договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде с ОАО «Тепло-Сервис» на подачу тепловой энергии с котельной <данные изъяты> (том 2 л.д. 46-53).
Согласно п. 1.1. указанных договоров предметом договора является подача ОАО «Тепло-Сервис» покупателю ОАО «Тепловые сети» тепловой энергии в горячей воде для последующей продажи в целях отопления и горячего водоснабжения объектов, расположенных в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Тепловые сети» заключило договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде с ООО «Энерго-Ресурс» на подачу тепловой энергии с котельной <данные изъяты> (том 2 л.д.60-72).
Согласно п. 1.1. указанных договоров предметом договора является подача ООО «Энерго-Ресурс» покупателю ОАО «Тепловые сети» тепловой энергии в горячей воде для последующей продажи в целях отопления и горячего водоснабжения объектов, расположенных в <адрес>.
В ходе рассмотрения дела истцом повторно проведены лабораторные исследования горячей воды.
Из протоколов лабораторных исследований №, №, №, №, №. № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проба горячей воды в <адрес> не отвечает гигиеническим нормативам по величине цветности, содержанию железа, перманганатной окисляемости (том 2 л.д. 183-188).
Из экспертного заключения по результатам лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что горячая вода, подаваемая населению <адрес> не соответствует СанПин 2.1.42496-09 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения: по температуре, запаху, цветности, мутности, перманганатной окисляемости, железа общего (том 1 л.д.107-109).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что материалами дела установлена вина ОАО «Тепловые сети» в том, что являясь юридическим лицом, ответственным за оказание коммунальных услуг и обеспечение нормативных параметров и режима коммунальных услуг (горячего водоснабжения), не обеспечило представление надлежащей коммунальной услуги по горячему водоснабжению жителям домов <адрес>.
В соответствии с вышеуказанными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, каждый потребитель должен быть обеспечен бесперебойной подачей в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в необходимых объемах.
Доводы представителя ОАО «Тепловые сети» о том, что причиной некачественной подачи горячей воды явилось неудовлетворительное исполнение ООО «Энерго-Ресурс» и ОАО «Тепло-Сервис» обязательств по договорам, а также ненадлежащее осуществление технического обслуживания внутридомового инженерного оборудования управляющими компаниями, являются несостоятельными, поскольку ОАО «Тепловые сети», заключив муниципальный контракт на поставку горячей воды населению и договоры на отпуск тепловой энергии в горячей воде, приняло на себя обязательства и должно отвечать за действия третьих лиц.
Таким образом, требования истца о признании действий всех ответчиков, выразившихся в предоставлении некачественной коммунальной услуги горячего водоснабжения, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей подлежит удовлетворению в части признания действий ОАО «Тепловые сети», выразившихся в предоставлении некачественной коммунальной услуги горячего водоснабжения, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, так как ООО «Энерго-Ресурс», ОАО «Тепло-Сервис», администрация МО Приозерское городское поселение не являются поставщиками горячей воды населению.
В силу ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» администрация МО Приозерское городское поселение обязана осуществлять контроль над режимом и качеством коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отопления), поставляемых в многоквартирные дома, в случаях выявления фактов некачественного предоставления коммунальных услуг или в случае перерывов предоставления коммунальных услуг направлять соответствующие претензии поставщикам соответствующих услуг, принимать меры для поставки услуг надлежащего качества.
Материалами дела подтверждается, что в ходе рассмотрения дела администрация МО Приозерское городское поселение начало претензионную работу с поставщиками коммунальных услуг, энергоснабжающими организациями, <адрес> по вопросу обеспечения населения <адрес> горячей водой надлежащего качества, о чем свидетельствует многочисленная переписка, заседания комиссий(том 2 л.д.197-243).
В соответствии с п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов ОАО «Тепловые сети».
Аналогичные правила предусматривают п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и п. 76 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что качество горячей воды, подаваемое в <адрес> не отвечает гигиеническим нормативам по цветности, мутности, перманганатной окисляемости, содержанию железа, не отвечает санитарными правилами и нормами СанПин и не освобождает как органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции, так и ОАО «Тепловые сети» по поставке горячей воды надлежащего качества.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Требование истца направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования Приозерское городское поселение по обеспечению горячей водой надлежащего качества.
Из ст. 1 ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» следует, что санитарно – эпидемиологическое благополучие населения это – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на принципах соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и ответственности органов местного самоуправления за соблюдение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Таким образом, судом установлено, что организация подачи горячей воды населению осуществляется администрацией муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, ОАО «Тепловые сети» с нарушением требований законодательства, без учета санитарных норм и требований, не обеспечивает санитарно – эпидемиологическое благополучие населения, что свидетельствует о том, что в <адрес> сложилась неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка.
На основании изложенного, требования истца об обязании ответчиков обеспечить подачу горячей воды в <адрес>, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, ГН 2.1.5.1315-03 со дня вступления в законную силу решения суда, подлежит удовлетворению в части обязания администрации муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, ОАО «Тепловые сети» обеспечить подачу горячей воды в <адрес>, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, ГН 2.1.5.1315-03 со дня вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования, заявленные истцом к ООО «Энерго-Ресурс», ОАО «Тепло-Сервис» удовлетворению не подлежат, так как ООО «Энерго-Ресурс», ОАО «Тепло-Сервис» не являются поставщиками горячей воды населению.
В силу ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд считает необходимым обязать орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области довести до сведения потребителей судебное решение в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации – <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области удовлетворить частично.
Признать действия ОАО «Тепловые сети», выразившихся в предоставлении некачественной коммунальной услуги горячего водоснабжения, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать администрацию муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, ОАО «Тепловые сети» обеспечить подачу горячей воды в <адрес>, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, ГН 2.1.5.1315-03 со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать администрацию муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области довести до сведения потребителей судебное решение в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации – <данные изъяты>
В остальной части иска отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Ленинградский областной суд в течение 10 дней через Приозерский городской суд.
СудьяЕ. Б. Переверзина