решение по делу



Гражданское дело № 2-105/2011ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:

судьиГорбунцовой И.Л.

при секретареМироновой Е.А.

с участием прокурора Бурмагиной Е.А., представителя ответчика ООО «Энергоресурс» Сидорова В.В., по доверенности, представителя ответчика ОАО «Тепловые сети» по доверенности Афроськиной В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приозерского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО Приозерское городское поселение, ОАО «Тепловые сети», ОАО «Тепло- сервис», ООО «Энерго-Ресурс» об обязании произвести мероприятия по организации на территории МО Приозерское городское поселение обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, поддержание необходимых параметров энергоносителей, обеспечения нормативного температурного режима в зданиях и обеспечения нормативного запаса топлива в отопительный сезон

Установил:

Приозерский городской прокурор обратился в Приозерский городской суд <адрес> с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО Приозерское городское поселение об обязании произвести мероприятия по организации на территории МО Приозерское городское поселение обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, поддержание необходимых параметров энергоносителей, обеспечения нормативного температурного режима в зданиях и обеспечения нормативного запаса топлива в отопительный сезон, улучшения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. В обоснование иска указано, что Приозерской городской прокуратурой <адрес> в порядке надзора была проведена проверка подготовки к осенне-зимнему периоду 2010-2011 гг. и выполнения задач по повышению надежности и устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения, улучшения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. В ходе проведенной проверки было установлено, что несмотря на то что на начало отопительного сезона нормативный запас топлива на предприятиях муниципального образования Приозерское городской поселение должен составлять 900 тонн угля, 1400 жидкого топлива, на ДД.ММ.ГГГГ по информации МО Приозерский муниципальный район ЛО запас угля - 170 тонн и 60 тонн мазута, на ДД.ММ.ГГГГ год запас угля составил 170 тонн, запас мазута – 60 тонн, что также не соответствует установленным нормам. ДД.ММ.ГГГГ из-за отсутствия мазута был снижен температурный режим в жилых домах <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ из-за отсутствия мазута было произведено отключение теплоснабжения районов <адрес> в результате останова котельной №. Потребителями тепловой энергии от котельной № являются 70% населения <адрес>, в том числе два детских сада, две общеобразовательные школы и <адрес> больница.

В исковом заявлении просит суд обязать администрацию муниципального образования Приозерское городское поселение произвести мероприятия по организации на территории МО Приозерское городское поселение обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, поддержание необходимых параметров энергоносителей, обеспечения нормативного температурного режима в зданиях и обеспечения нормативного запаса топлива в отопительный период.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены соответчики ОАО «Тепловые сети», ОАО «Тепло-Сервис», ООО «Энерго-Ресурс».

В судебном заседании прокурор требования поддержал. В обоснование требований придерживался позиции, изложенной в иске, пояснив, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации теплоснабжения в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Ответчик – администрация муниципального образования Приозерское городское поселение в судебное заседание своего представителя не направила, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеется в материалах дела расписка в получении судебной повестки (том 1 л.д.226)

Представитель ответчика ООО «Энерго-Ресурс» требования не признал, просил отказать, придерживался отзыва на иск.

Представитель ответчика ОАО «Тепловые сети» требования не признал, просил в иске отказать.

Ответчик ООО Тепло-Сервис в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Суд, выслушав мнение прокурора, сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Для нормальной организации в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в зимних условиях необходимо надлежаще провести подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону.

Правовые основы подготовки объектов ЖКХ к отопительному сезону регламентированы Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым были утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, установлен срок готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях – 15 сентября.

Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием:

- паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение N 9);

- актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;

- актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;

- обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади;

- актов о готовности уборочной техники и инвентаря;

- актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.

Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.

Согласно п.9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:

- бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;

- бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Сложившаяся ситуация ставит под угрозу отопительный сезон 2010-2011 гг. в МО Приозерское городское поселение.

На основании пункта 2.6.3 постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.

Из ответа администрации муниципального образования Приозерское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имели место неоднократные отключения горячего водоснабжения и теплоснабжения жилых домов. Также ДД.ММ.ГГГГ котельная № работала с пониженным параметрами теплоносителя. Имели место отключения от теплоснабжения детских садов № и № на территории <адрес>. По сведениям аварийно- диспетчерской службы №» имели место также отключения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

В соответствии с п.1.4 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил подготовки и проведения отопительного сезона в <адрес>» основной задачей органов исполнительной власти <адрес>, органов местного самоуправления, организаций жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса <адрес> является обеспечение устойчивого тепло-, водо-, электро-, газо- и топливоснабжения потребителей, поддержание необходимых параметров энергоносителей и обеспечение нормативного температурного режима в зданиях с учетом их назначения и платежной дисциплины энергопотребления.

Руководствуясь п.п. 4, 8 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Аналогичные нормы предусмотрены п.п.4, 8 ст.6 Устава МО Приозерское городское поселение.

ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием Приозерское городское поселение с ОАО «Тепловые сети» заключен муниципальный контракт № на выполнение муниципального заказа по обеспечению населения муниципального образования Приозерское городское поселение услугами по теплоснабжению и горячему водоснабжению.

Согласно п. 1.2. муниципального контракта заказчик (администрация) поручает, а поставщик (ОАО «Тепловые сети») принимает на себя обязательство по обеспечению населения, проживающего на территории Приозерского городского поселения услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения в объемах, определенных в Приложении 1 и гарантируемыми параметрами качества услуг, в соответствии с требованиями ГОСТа и иных нормативных документов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО «Тепловые сети» является поставщиком тепловой энергии населению на основании муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, исполнителем коммунальной услуги по предоставлению горячего водоснабжения жителям <адрес> выступает ОАО «Тепловые сети», на которое возложена обязанность по предоставлению жителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.

В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 к коммунальным услугам надлежащего качества отнесены коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также условиям договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации по предоставлению коммунальных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Тепловые сети» заключило договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде с ООО «Энерго-Ресурс» на подачу тепловой энергии с котельной 1 МКР.

Согласно п. 1.1. указанных договоров предметом договора является подача ООО «Энерго-Ресурс» покупателю ОАО «Тепловые сети» тепловой энергии в горячей воде для последующей продажи в целях отопления и горячего водоснабжения объектов, расположенных в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Тепловые сети» заключило договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде с ОАО «Тепло-Сервис» на подачу тепловой энергии с котельной 3 МКР.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Тепловые сети» заключило договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде с ОАО «Тепло-Сервис» на подачу тепловой энергии с котельной 4 МКР.

Согласно п. 1.1. указанных договоров предметом договора является подача ОАО «Тепло-Сервис» покупателю ОАО «Тепловые сети» тепловой энергии в горячей воде для последующей продажи в целях отопления и горячего водоснабжения объектов, расположенных в <адрес>.

В соответствии с вышеуказанными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, каждый потребитель должен быть обеспечен бесперебойной подачей в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в необходимых объемах.

Материалами дела подтверждается, что в ходе рассмотрения дела администрация МО Приозерское городское поселение начало претензионную работу с поставщиками коммунальных услуг, энергоснабжающими организациями, <адрес> по вопросу обеспечения населения <адрес> горячей водой надлежащего качества, о чем свидетельствует многочисленная переписка, заседания комиссий (том 2 л.д.197-243).

В соответствии с п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов ОАО «Тепловые сети».

Аналогичные правила предусматривают п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и п. 76 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что теплоснабжение, организованное в <адрес> не соответствует предъявляемым требованиям к бесперебойности и температурному режиму и не освобождает как органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции по поставке тепловой энергии населению надлежащего качества.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.12.94 г. №68 –ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Доводы ответчиков о наличии задолженности по оплате поставленной тепловой энергии в связи с чем возник дефицит топочного мазута не могут служить основанием для неисполнения обязанностей, возложенных на них действующим законодательством.

Отсутствие запаса топочного мазута может привести к срыву отопительного сезона, а как следствие размораживанию внутренних систем теплоснабжения (водоснабжения).

Согласно п.2.1. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил подготовки и проведения отопительного сезона в <адрес>» ответственность и контроль за подготовкой и проведением отопительного сезона предприятиями, организациями и службами, расположенными на территории <адрес>, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности возлагаются на органы местного самоуправления.

Руководствуясь п.1.5. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил подготовки и проведения отопительного сезона в <адрес>» ответственность за подготовку и проведение отопительного сезона устанавливается в соответствии с федеральным законодательством и областным законодательством.

В результате сложившейся ситуации нарушаются права граждан на бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода, потому настоящее исковое заявление предъявляется Приозерским городским прокурором в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту неопределенного круга лиц.

Требования прокурора заявлены в интересах неопределенного круга лиц, поскольку не проведение необходимых мероприятий по организации обеспечения в границах поселения необходимого запаса топлива может привести к срыву отопительного сезона и нарушению прав граждан в жилищно-коммунальной сфере. Круг лиц, права которых могут быть затронуты бездействием ответчика, определить не представляется возможным.

В силу положений ст. 196 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Прокурором заявлены требования только в администрации муниципального образования Приозерское городское поселение, соответственно суд полагает, что данное требование подлежит удовлетворению в полном объеме, так как заявлено к надлежащему ответчику и наличие нарушение прав неопределенного круга лиц доказано. Доводы представителя администрации о необходимости возложения ответственность на всех соответчиков признаются судом необоснованными, так как на администрацию как на орган местного самоуправления возложена ответственность за решение вопросов местного значения, к которым относится теплоснабжение населения.

Все собранные по делу доказательства судом оценены исходя из требований закона об их относимости, допустимости, достоверности и достаточности как в отдельности так и в их совокупности и приняты в качестве средств обоснования выводов суда о том, что исковое заявление Приозерского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО Приозерское городское поселение, ОАО «Тепловые сети», ОАО «Тепло- сервис», ООО «Энерго-Ресурс» об обязании произвести мероприятия по организации на территории МО Приозерское городское поселение обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, поддержание необходимых параметров энергоносителей, обеспечения нормативного температурного режима в зданиях и обеспечения нормативного запаса топлива в отопительный сезон подлежит удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 103 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в местный бюджет муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек исходя из размера удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Приозерского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО Приозерское городское поселение, ОАО «Тепловые сети», ОАО «Тепло- сервис», ООО «Энерго-Ресурс» об обязании произвести мероприятия по организации на территории МО Приозерское городское поселение обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, поддержание необходимых параметров энергоносителей, обеспечения нормативного температурного режима в зданиях и обеспечения нормативного запаса топлива в отопительный сезон удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию муниципального образования Приозерское городское поселение произвести мероприятия по организации на территории МО Приозерское городское поселение обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, поддержание необходимых параметров энергоносителей, обеспечения нормативного температурного режима в зданиях и обеспечения нормативного запаса топлива в отопительный период 2010 – 2011 года.

Взыскать с Администрации муниципального образования Приозерское городское поселение государственную пошлину в местный бюджет муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ленинградский областной суд в течении 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Приозерский городской суд.

Судья:И.Л. Горбунцова