Дело № 2-427/2011ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приозерский городской суд Ленинградской области
в составе: судьиКустарниковой И.Н.
при секретаре:Питалевой В.Ю.
с участием: помощника Приозерского городского прокурора Бурмагиной Е.А., представителя ответчика – заместителя главы администрации муниципального образования Раздольевское сельское поселение Ульяновой Т.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Раздольевское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об обязании установить дорожные знаки 1.23 «Дети» с дорожным знаком 8.2.1 «Зона действия» вблизи МОУ «Раздольская средняя общеобразовательная школа»,
УСТАНОВИЛ:
Приозерский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Раздольевское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об обязании установить дорожные знаки 1.23 «Дети» с дорожным знаком 8.2.1 «Зона действия» вблизи МОУ «Раздольская средняя общеобразовательная школа».
В судебном заседании помощник Приозерского городского прокурора Бурмагина Е.А. заявленное требование поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что отсутствие дорожных знаков ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц- учеников, учителей, других работников школы, иных лиц, посещающих учреждение, в связи с чем, исковое заявление предъявлено в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурором.
Представитель ответчика– заместитель главы администрации муниципального образования Раздольевское сельское поселение Ульянова Т.А., действующая на основании доверенности, позицию по иску оставила на усмотрение суда, пояснив, что автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные на территории поселения не признаны муниципальной собственностью и отсутствуют в реестре муниципальной собственности. После признания МУП «Сосновское ЖКХ» банкротом дороги не были переданы в собственность поселения, однако поселение занимается содержанием дорог общего пользования местного значения, в зимний период занимается расчисткой снега в соответствии с Уставом муниципального образования и ФЗ № 121 «Об органах местного самоуправления в Российской Федерации».
Третье лицо – ОГИБДД ОВД по Приозерскому району Ленинградской области в судебное заседание представителя не направило, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в ранее данных суду пояснениях заявленные прокурором требования поддержало.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика- главу администрации МО Раздольевское сельское поселение Ульянову Т.А., изучив материалы дела в их совокупности и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.
В ходе проведенной Приозерской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения выявлены факты ненадлежащего содержания ответчиком улично-дорожной сети, прилегающей к МОУ «Раздольская средняя общеобразовательная школа».
Проверкой установлено, что вблизи МОУ «Раздольская средняя общеобразовательная школа» в <адрес> отсутствуют необходимые технические средства организации дорожного движения, а именно дорожные знаки 1.23, информирующие водителей о приближении к участку дороги, на проезжей части которого возможно появление детей; должным образом оборудованные пешеходные переходы в местах перехода детей через проезжую часть при следовании в школу и обратно, искусственные неровности и ограничение скоростного режима.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции ФЗ от 30 декабря 2008 года №313-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
На основании пункта 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движении являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные на территории поселения не признаны муниципальной собственностью и отсутствуют в реестре муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, перечнем имущества передаваемого в муниципальную собственность муниципальным образованиям сельских поселений.
Сообщениями Территориального управления Росимущества в Ленинградской области, КУМИ администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области, Леноблкомимущества подтверждается, что объекты недвижимого имущества- автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах муниципального образования Раздольевское сельское поселение к учету в реестре федерального имущества, государственного имущества, муниципальной собственности МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области не числятся.
Указанные обстоятельства и доводы представителя ответчика об отсутствии в реестре муниципальной собственности дорог, по мнению суда, не могут быть положены в основу отказа в удовлетворении исковых требования прокурора по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 6 Устава муниципального образования Раздольевское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из пунктов 1,6,12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в понятие автомобильной дороги включаются дорожные сооружения, к которым относятся элементы обустройства автомобильных дорог (дорожные знаки, дорожные ограждения, пешеходные дорожки, тротуары; понятие дорожной деятельности помимо прочего характеризуется деятельностью по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги предполагает комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пунктам 1, 6 статьи 13 указанного выше закона следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Из анализа вышеизложенных норм следует, что администрация муниципального образования Раздольевское сельское поселение имеет право и обязана в надлежащем состоянии содержать автомобильные дороги местного значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, производить их ремонт, в том числе капитальный, реконструкцию, строительство.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, устанавливающие допустимые условия обеспечения безопасности дорожного движения, регламентированы Государственными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
Из положений указанных ГОСТов следует, что улицы и дороги населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными и размещенными в соответствии с требованиями ГОСТов.
В нарушении требований ГОСТов Р 50597-93, Р 52289-2004 вблизи муниципального образовательного учреждения «Раздольская средняя общеобразовательная школа» в <адрес> отсутствуют необходимые технические средства организации дорожного движения, а именно предварительный и повторный дорожные знаки 1.23 «Дети», информирующие водителей о приближении к участку дороги, на проезжей части которого возможно появление детей, с дорожным знаком 8.2.1 «Зона действия».
Установленные нарушения не оспариваются представителем ответчика.
Отсутствие достаточных источников финансирования на ремонт и содержание улиц в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, не может служить основанием для отказа в иске.
При этом суд исходит из того, что межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности. Муниципальные образования являются лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включены в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней.
Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерацией и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существует изолированно – они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.
Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается в частности посредством использования правовых механизмов (дотаций и субсидий местным бюджетам, средства, выделенные из фонда финансовой поддержки).
Таким образом, бездействием администрации муниципального образования «Раздольевское сельское поселение» при выполнении своих функций по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог в границах населенного пункта <адрес> затронуты предусмотренные статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права на жизнь и охрану здоровья неопределенного круга лиц, ежедневно участвующих в дорожном движении, как в качестве пешеходов, так и в качестве водителей.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Срок, в который прокурор просит обязать ответчика исполнить решение, суд находит разумным и достаточным для проведения ответчиком указанных в иске работ, с учетом отсутствия со стороны ответчика возражений по сроку исполнения заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требования
Поскольку от уплаты государственной пошлины прокурор на основании п.п. 19ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден, исковые требования удовлетворены в полном объеме, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере 2000 рублей, то есть в полном объеме в доход местного бюджета – МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области, как по требованию неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Раздольевское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об обязании установить дорожные знаки 1.23 «Дети» с дорожным знаком 8.2.1 «Зона действия» вблизи МОУ «Раздольская средняя общеобразовательная школа» удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Раздольевское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу установить дорожные знаки 1.23 «Дети» с дорожным знаком 8.2.1 «Зона Действия» вблизи Муниципального образовательного учреждения «Раздольская средняя общеобразовательная школа».
Взыскать с администрации муниципального образования Раздольевское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район ленинградской области в доход местного бюджета – МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области государственную пошлину в размере <данные изъяты>) рублей.
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и (или) представление в судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда в течение 10 дней через Приозерский городской суд.
СудьяИ.Н. Кустарникова