решение 2-669 за 2011 год



Дело № 2-669/2011ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приозерский городской суд Ленинградской области

в составе: судьиКустарниковой И. Н.

при секретаре:Питалевой В.Ю.

с участием: прокурора Андреевой П.А., представителя ответчика – администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-Петровой Н. А., представителя ответчика МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №» -Ивановой Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 8» об обязании обеспечить здание детского сада необходимыми средствами пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Приозерский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 8» об обязании обеспечить здание «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 8» необходимыми средствами пожарной безопасности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование заявленного требования, что в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности, проведенной территориальным отделом государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ленинградской области, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно здание «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 8» не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.

В судебном заседании прокурор заявленное требование поддержал, пояснив, что органы местного самоуправления, должностные лица образовательных учреждений обязаны создавать для детей безопасные условия на время нахождения в образовательном учреждении, в частности, обеспечивать противопожарную безопасность. Неисполнение возложенной законом обязанности ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в общеобразовательном учреждении, в том числе детей, нарушая их право на получение образования в условиях, отвечающих требованиям пожарной безопасности. Отсутствие автоматической противопожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре является недопустимым нарушением действующего законодательства.

Представитель ответчика- администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области – Петрова Н. А., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения заявленного прокурором требования, пояснив, что в соответствии с п. № 2 Перечня муниципальных образовательных учреждений, в которых планируется проведение подготовки к новому учебному году за счет средств муниципального бюджета в 2011 году, утвержденного главой администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 8» предусмотрено выделение денежных средств в размере <данные изъяты> руб. для установки автоматизированной пожарной системы. Срок освоения денежных средств установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям МУ «Централизованная бухгалтерия Комитета образования администрации МО Приозерский муниципальный район» средства на установку автоматической пожарной сигнализации в помещениях Детского сада общеразвивающего вида № имеются, со сроком их освоения до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – заведующая МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №»-Иванова Е. А., действующая на основании приказа, не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что для выполнения работ по установке АПС необходимо проведение конкурса по заключению муниципального контракта на подрядные работы, в котором предусматривается срок выполнения муниципального контракта. Для проведения конкурса необходим пакет документов с проектно-сметной документацией. В настоящее время заключен договор с ООО «ФИО7» на выполнение работ по проектированию автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в помещениях МДОУ детский сад № 8.

3-е лицо: представитель Отдела надзорной деятельности Приозерского района ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области в судебное заседание не явилось. Согласно письменному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ просило о рассмотрении дела в отсутствии представителя, поддержав заявленные прокурором исковые требования.

Выслушав позицию прокурора, участвующего в деле, пояснения представителей ответчика, изучив материалы дела в их совокупности и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.

Статья 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» предусматривает обязанность образовательных учреждений создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Одним из основных направлений государственной политики в области образования, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», является приоритет жизни и здоровья человека.

В этих целях органы местного самоуправления, должностные лица образовательных учреждений обязаны создавать для детей (учащихся) безопасные условия на время нахождения в образовательном учреждении, в частности, обеспечивать противопожарную безопасность.

В ходе проведенной территориальным отделом государственного пожарного надзора Приозерского района ГУ МЧС России по Ленинградской областипроверки соблюдения требований пожарной безопасности, выявлены нарушения требования противопожарной безопасности, а именно отсутствие в здании детского сада № 8 автоматической пожарной сигнализации, что подтверждается актом территориального отдела государственного пожарного надзора Приозерского района ГУ МЧС России по Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ.

В целях устранения выявленных при проведении мероприятия по контролю нарушений требований пожарной безопасности, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дошкольному образовательному учреждению № 8 в лице заведующей Ивановой Е. А. ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОГПН Приозерского района вынесено Предписание №.

В судебном заседании установлено, что в установленные в Предписании сроки необходимые мероприятия, в том числе по оборудованию всех помещений детского сада автоматической пожарной сигнализацией, не выполнены.

Аналогичные нарушения выявлены ОГПН Приозерского района УГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области по результатам проверок здания МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 8» в ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается следующими документами:

- распоряжением о проведении мероприятий по надзору № от ДД.ММ.ГГГГ,

-протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением судьи Приозерского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о привлечении МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ,

-распоряжением органа государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ №,

-актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №,

-протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении,

-постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания.

Согласно п.п. 1.6., 1.7. Устава МДОУ «Детский сад № 11» является некоммерческой организацией, созданной для осуществления образовательной деятельности по реализации образовательных услуг населению, в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

На основании ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения, в частности, относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств.

Кроме того, образовательноеучреждениенесетвустановленномзаконом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Правилами пожарной безопасности, утвержденными Приказом МЧС России от 18 06.2003 года № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами.

Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности на всей территории Российской Федерации, являющиеся обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации собственники имущества лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Пунктом 1.1.1. Приложения А СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утв. Приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 года № 390, дошкольные образовательные учреждения отнесены к перечню общественных зданий.

В соответствии с п. 9 Таблицы 1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 315 здания общественного назначения подлежат оборудованию автоматической пожарной сигнализацией.

На основании п. 6 Таблицы 2 в 5 Разделе НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утв. Приказом МЧС России от 20.06.2003 года № 323, дошкольные учреждения подлежат оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В целях обеспечения противопожарной безопасности ст. 37 Закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению, а также проводить иные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно Уставу муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение,исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета, владение, пользование и распоряжениеимуществом,находящимсявмуниципальнойсобственности муниципального района.

На основании Устава МДОУ «Детский сад № 11» собственником указанного учреждения и собственником здания, в котором расположен детский сад, является муниципальное образование Приозерский муниципальный район Ленинградской области.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»квопросамместногозначениямуниципальногозначения муниципальногорайонаотноситсявладение,пользованиеираспоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Статьей210ГКРФнасобственникавозложенобремясодержания принадлежащего ему имущества.

Учитывая, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность и вправе привлекатьв порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных (ст.ст. 41, 43 Закона РФ «Об образовании»), решение вопроса, направленного на охрану учреждения с целью предотвращения последствий противоправных действий в отношении объекта и имущества, охраны жизни и здоровья лиц, находящихся на территории объекта, в случае недостаточного выделения финансовых средств на эти цели учредителем, должно приниматься руководителем образовательного учреждения самостоятельно.

Отсутствие автоматической противопожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре является недопустимым нарушением действующего законодательства.

Статьей 150 ГК РФ предусмотрено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Доводы представителя администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области и руководителя дошкольного учреждения о том, что, в связи с утверждением муниципальной целевой программы «Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений на 2010-2014 г.г.», финансирование предусмотрено в течение 2011 года, суд находит несостоятельными, так как отсутствие надлежащего финансирования не освобождает ответчиков от исполнения обязанности по обеспечению здания детского сада необходимыми средствами пожарной безопасности.

Поскольку несоблюдение требований законодательства в сфере пожарной безопасности влечет за собой нарушение прав детей на жизнедеятельность, образование и воспитание в безопасных условиях во время нахождения в образовательном учреждении, суд полагает, что срок для исполнения решения суда, указанный прокурором в исковом заявлении, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и обоснованным.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области совместно с МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 8» обязаны обеспечить оснащение образовательного учреждения МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 8» автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, суд приходит к выводу о том, что заявленное прокурором требование является обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, муниципального дошкольному образовательному учреждению МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 8» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области и муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 8» обеспечить здание МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 8» необходимыми средствами пожарной безопасности путем установки системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и представление в судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда в течение 10 дней через Приозерский городской суд.

СудьяИ.Н. Кустарникова