решение по делу 2-1104/2011



Дело № 2-1104/2011                                  ДД.ММ.ГГГГ

                                                 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приозерский городской суд Ленинградской области

в составе судьи                                                                      Морозовой О.Ю.

при секретаре                                                                         Андреевой О.И.

с участие: прокурора                                                              Менис Г.А.

представителя 3-го лица от администрации МО Петровское сельское поселение заместителя главы администрации Цветковой Т.И., представителя 3-го лица от Департамента по недропользованию по Северо-<адрес> по доверенности – Керовой А.А.

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приозерского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Уют – Сервис» о признании незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Уют – Сервис» по осуществлению пользования недрами без разрешительных документов (лицензии), обязать общество с ограниченной ответственностью «Уют – Сервис» осуществить действия по получению решения на право пользования недрами (номера водозаборов с целью добычи подземных вод до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для цели добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденных Приказом министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ,

УСТАНОВИЛ:

     Приозерский городской прокурор, действуя в интересах в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Приозерский городской суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Уют – Сервис» о признании незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Уют – Сервис» по осуществлению пользования недрами без разрешительных документов (лицензии), обязать общество с ограниченной ответственностью «Уют – Сервис» осуществить действия по получению решения на право пользования недрами (номера водозаборов ) с целью добычи подземных вод до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для цели добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденных Приказом министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ,

     В обоснование иска указал, что в результате проведения проверки, выявлены нарушения, выразившиеся в осуществлении добычи подземных вод в целях питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения населения из артезианских скважин (номер водозабора в поселках Петровское и <адрес>.

     В судебном заседании прокурор Менис Г.А. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить, пояснив, что ответчик, используя скважины, не имеет документации, в частности лицензии на добычу недр.

     Представитель ответчика – ООО « Уют – Сервис» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен. При подготовке к рассмотрению дела представитель ответчика Прилипко В.Ф. принципиальных возражений против удовлетворения заявленных требований не высказал, пояснив, что идет работа по передаче земельного участка от Министерства обороны, поскольку это необходимо для дальнейшего оформления лицензии на добычу подземных вод, не отрицал, что скважины действующие, производится водозабор без лицензии, в конечном итоге лицензия будет получена.

     Третье лицо – представитель Департамента по недропользованию по Северо – Западному федеральному округу Федерального округа Керова А.А. считала иск обоснованным и подлежащим удовлетворению (отзыв л.83)

     3-е лицо- заместитель главы администрации МО Петровское сельское поселение Цветкова Т.И. полагала иск подлежащим удовлетворению.

     Выслушав пояснения прокурора, представителей третьих лиц, изучив материалы дела в их совокупности и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.

     Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

     Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

     В ходе проведенной Приозерской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере санитарно – эпидемиологической благополучия населения выявлено отсутствие разрешительных документов (лицензии) артезианских скважин (номера водозабора - находящейся в <адрес> и <адрес>.

     В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Основной целью создания и обеспечения режима зон санитарной охраны источников водоснабжения (ЗСО) является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

     Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

     Эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения», в соответствии с п. 1.4 которых зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

     В соответствии со ст. 19 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Пунктом 2 данной статьи установлено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

     В судебном заседании установлено, что разрешительные документы (лицензия) на эксплуатируемые предприятием артезианские скважины отсутствуют.

      В силу ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

     Статья 11 указанного Федерального Закона требует от юридических лиц обязательного выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

     Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения.

     Материалами дела подтверждается и не оспаривалось ответчиком, что артезианские скважины, расположенные в <адрес> и <адрес> (номера водозабора - находятся в федеральной собственности.

     Согласно сведеньям, представленным отделом по г. С- Петербургу и <адрес> Департамента по недропользованию по Северо -западному федеральному округу Федерального округа по недропользованию, заявка на получение лицензии обществом ООО « Уют- сервис» не подавалась, необходимые лицензии ответчику не выдавались.

     Доказательства, подтверждающие, что артезианские скважины в <адрес> и <адрес> (номера водозабора - находится в собственности иных лиц, сторона ответчика в соответствие со ст. 56 ГПК РФ не представила.

     Создание санитарных зон предусмотрено Федеральным законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ в редакции от 28.09.2010 N 243-ФЗ), а именно в соответствии со ст. 18 данного закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

     Согласно п. 1.6. Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4. 1110-02), введенных в действие постановлением от 14 марта 2002 г. № 10 Главного государственного санитарного врача РФ, организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий зон санитарной охраны.

     Как установлено в судебном заседании Приозерской городской прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что ООО «Уют- Сервис» до настоящего времени осуществляет деятельность по добыче подземных вод в целях питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения населения из артезианских скважин (номера водозабора - без соответствующей лицензии.

     Факт нарушения деятельностью по добыче подземных вод в целях питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения населения из артезианских скважин (номера водозабора - без соответствующей лицензии нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

     В настоящее время ООО « Уют- сервис» продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность по добыче подземных вод в целях питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения населения из артезианских скважин (номера водозабора -) в отсутствие требуемой действующим законодательством лицензии.

     Бездействие ответчика по разработке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и их установлению в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями способствует загрязнению источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, а также создает постоянную угрозу для здоровья жителей населения Плодовского сельского поселения <адрес> и других граждан, временно пребывающих на территории сельского поселения, тем самым нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.

     Доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете поселения денежных средств, необходимых для выполнения требований прокурора, суд находит несостоятельными, поскольку организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения относится к вопросам местного значения поселения независимо от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете.

      Учитывая, что спорные артезианские скважины (номера водозабора - расположены в границах <адрес> и <адрес>, суд приходит к выводу о том, что получение разрешительных документов (лицензии) должен осуществить ответчик.

      Отсутствие разрешительных документов (лицензии), либо имеющиеся препятствия с оформлением права на земельные участки, где находятся скважины, либо с установлением хозяйствующего субъекта на данном земельном участке не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.

     При этом суд исходит из того, что межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности.

           Учитывая, что спорные артезианская скважина (номер водозабора – расположена в границах <адрес>, суд приходит к выводу о том, что получение разрешительных документов (лицензии) должен осуществить ответчик.

     Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерацией и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существует изолированно – они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

     Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов (дотаций и субсидий местным бюджетам, средства, выделенные из фонда финансовой поддержки).

     Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане, обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

     Срок, который прокурор просит обязать ответчика исполнить решение, суд находит разумным и достаточным для проведения ответчиком указанных в иске работ, с учетом отсутствия со стороны ответчика обоснованных возражений по сроку исполнения заявленных требований.

             На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

     Исковые требования Приозерского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Уют – Сервис» о признании незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Уют – Сервис» по осуществлению пользования недрами без разрешительных документов (лицензии), обязать общество с ограниченной ответственностью «Уют – Сервис» осуществить действия по получению решения на право пользования недрами (номера водозаборов установленные в перечне водозаборов Роспотребнадзора) с целью добычи подземных вод до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для цели добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденных Приказом министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить.

      Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью « Уют- сервис» по осуществлению пользования недрами без разрешения документов (лицензии)

     Обязать ООО « Уют- Сервис» осуществить действия по получению разрешения на право пользования недрами (номера водозаборов целью добычи подземных вод до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для цели добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденным Приказом министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

     На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и (или) представление в судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда в течение 10 дней через Приозерский городской суд.

     Судья                                                                       О.Ю. Морозова.