Гражданское дело № 2-1070/2011 ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:
судьи Морозовой О.Ю.
при секретаре Андреевой О.И.
с участием прокурора Грибуковой Л.Н.,
представителя ответчика - ОАО «Энерго-Ресурс» Пшеничниковой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании иск Приозерского городского прокурора к ОАО «Энергоресурс» об обязании представить в Северо-Западное Управление Ростехнадзора необходимый пакет документов для регистрации котельной № в государственном реестре опасных производственных объектов и для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта,
Установил:
Приозерский городской прокурор обратился в Приозерский городской суд Ленинградской области с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Энерго-Ресурс».
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Приозерской городской прокуратурой Ленинградской области в порядке надзора была проведена проверка готовности объектов жилищно-коммунального комплекса к осенне-зимнему периоду 2010-2011 гг. и выполнения задач по повышению надежности и устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения, улучшения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. В ходе проведенной проверки проведено обследование котельной № <адрес>, принадлежащей ООО «Энерго-Ресурс». Котельная состоит из паровой и водогрейной частей. Максимальная производительность котельной составляет 46,88 Гкал/ч: по пару-6,89 Гкал/ч (10,6 т/ч), по воде 39,99 Гкал/ч (46,5 МВт).
В исковом заявлении прокурор просил суд: обязать ОАО «Энерго-Ресурс» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу представить в Северо- Западное Управление Ростехнадзора необходимый пакет документов для регистрации котельной № в государственном реестре опасных производственных объектов; обязать ОАО «Энерго-Ресурс» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу представить в Северо-Западное Управление Ростехнадзора необходимый пакет документов для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта; взыскать с ответчика госпошлину в доход государства в размере <данные изъяты>.
В судебное заседание явился прокурор ФИО4, исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование которых придерживалась позиции, изложенной в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в иске, так как доводы прокурора не обоснованные, придерживался позиции, изложенной в отзыве на заявление.
Третье лицо – Ростехнадзор по Ленинградской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие.
Выслушав пояснения прокурора, лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Согласно Уставу ООО «Энерго-Ресурс» от 2011 года является юридическим лицом (л.д. 26) и осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, передачи и перераспределении тепловой энергии (л.д. 11), на основании инвестиционного договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48).
ДД.ММ.ГГГГ Приозерской городской прокуратурой совместно с государственным инспектором Северо-Западного управления Ростехнадзора отдела по государственному надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения проведена проверка соблюдения ОАО «Энерго-Ресурс» Федерального законодательства, что подтверждается материалами обследования
В ходе проверки проведено обследование котельной № <адрес>, принадлежащей ООО «Энерго-Ресурс». Котельная состоит из паровой и водогрейной частей. Максимальная производительность котельной составляет 46,88 Гкал/ч: по пару-6,89 Гкал/ч (10,6 т/ч), по воде 39,99 Гкал/ч (46,5 МВт) (л.д.л.д. 76-92).
В соответствии со ст.4 Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно п.28 ст. 17 Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О лицензировании отдельных видов деятельности" к Перечню видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, относится эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов.
Руководствуясь ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 3 настоящего Постановления, сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
В нарушение ст. 15 ФЗ №116 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов;), Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов ОАО «Энергоресурс» котельная №1 в государственном реестре в установленном правительством РФ порядке в качестве опасного производственного объекта не зарегистрирована.
Руководствуясь Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов") данные Правила, разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и устанавливают порядок регистрации действующих на территории Российской Федерации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведения этого государственного реестра, обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов, федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук, имеющими подведомственные опасные производственные объекты, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены опасные производственные объекты, а также органами местного самоуправления.
В настоящих Правилах под объектами понимаются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к Федеральном) закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
На основании Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества жидкости, газы, пыли, способныесамовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления и пр.
В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ОАО «Энерго-Ресурс» и ОАО «Тепловые сети» предметом договора является подача энергоснабжающей организацией (ОАО «Энерго-Ресурс») покупателю (ОАО «Тепловые сети») тепловой энергии в горячей воде на условиях, определенных Договором, за плату согласно действующим тарифам для последующей продажи в целях отопления и горячего водоснабжения объектов, расположенных в городе <адрес>, поименованных в Приложении № к договору.
Согласно данным, представленным ОАО «Тепловые сети» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. ОАО «Тепловые сети» были получены от ОАО «Энерго-Ресурс счета на общую сумму - <данные изъяты> руб., оплачено по платежным поручениям <данные изъяты> руб., по взаимозачету <данные изъяты> (л.д. 105). Срок действия указанного договора истек.
Данные обстоятельства подтверждают факт того, что котельная № эксплуатируется и производит тепловую энергию.
Кроме того, в нарушение действующего законодательства у ООО«Энерго-Ресурс» отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, на котором используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0.07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, что является нарушением требования Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599, ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 Лг° 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Отсутствует регистрация опасного производственного объекта в государственном реестре в установленном правительством РФ порядке, предусмотренном ст. 15 ФЗ №116 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Таким образом судом установлено, что вследствие бездействия ОАО «Энерго-Ресурс» по регистрации Котельной № в государственном реестре опасных производств и получении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта создаётся угроза жизни и здоровью граждан, а также имуществу.
Представленные договор об инвестиционной деятельности, акты взаимозачетов, счета (л.д. 48-75) подтверждают, что производится отпуск тепловой энергии, в связи с чем производится оплата за поставляемую энергию, и оплата производится на счет ООО «Энерго-Ресурс» за горячее водоснабжение и отопление.
На основании ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Учитывая изложенное, суд делает вывод о том, что отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - сотрудников котельной №, других лиц, которые могут посетить данный объект (специалисты контролирующих органов и иные лица), что является основанием для обращения прокурора в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
Кроме того, доводы ответчика о наличии задолженности ОАО «Тепловые сети» и о том, что в настоящее время все системы котельной находятся не в режиме эксплуатации, а в режиме пуска-наладки нельзя признать состоятельными для отказа в иске и не могут служить основанием для освобождения ответчика от необходимости исполнения установленных действующим законодательством требований.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.12.94 г. №68 –ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Все собранные по делу доказательства судом оценены исходя из требований закона об их относимости, допустимости, достоверности и достаточности как в отдельности так и в их совокупности и приняты в качестве средств обоснования выводов суда о том, что исковое заявление Приозерского городского прокурора к ОАО «Энергоресурс» об обязании представить в Северо-Западное Управление Ростехнадзора необходимый пакет документов для регистрации котельной № в государственном реестре опасных производственных объектов и для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 103 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в местный бюджет муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в сумме <данные изъяты>.
руководствуясь п.5 ст.198, ст.199 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск Приозерского городского прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО «Энерго-Ресурс» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу представить в Северо-Западное Управление Ростехнадзора необходимый пакет документов для регистрации котельной №, принадлежащей ОАО «Энерго-Ресурс», в государственном реестре опасных производственных объектов.
Обязать ОАО «Энерго-Ресурс» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу представить в Северо-Западное Управление Ростехнадзора необходимый пакет документов для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта.
Взыскать с ОАО «Энерго-Ресурс» государственную пошлину в доход МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области в размере <данные изъяты>.
На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в Ленинградский областной суд в течение 10 дней через Приозерский городской суд.
Судья О.Ю. Морозова