Дело № 2-970/2011 ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приозерский городской суд Ленинградской области
в составе: судьи Ханриковой Е.В.
при секретаре: Осиповой М.А.
с участием: помощника Приозерского городского прокурора Менис Г.А., представителя ответчика – администрации муниципального образования Красноозерное сельское поселение Мишекиной С.И.; представителя третьего лица – Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Приозерском районе Сивурова Д.Н., действующего на основании доверенности от 30.06.2011 года;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Красноозерное сельское поселение об обязании разработать проект зон санитарной охраны подземного сооружения водоподготовки и получить санитарно – эпидемиологическое заключение по нему в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Приозерский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в Приозерский городской суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Красноозерное сельское поселение об обязании разработать проект зоны санитарной охраны подземного сооружения водоподготовки в поселке Красноозёрное Приозерского района и получить санитарно – эпидемиологическое заключение по нему в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование иска указал, что в результате проведения проверки, выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии организации зоны санитарной охраны источника водоснабжения питьевого назначения, отсутствии разработанного проекта зоны санитарной охраны, создающие реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно – эпидемиологической обстановки, а также заболевании населения.
В судебном заседании помощник прокурора Менис Г.А. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить, пояснив, что поскольку нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, исковое заявление предъявлено в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурором.
Представитель ответчика – администрации МО Красноозёрное сельское поселение Мишекина С.И принципиальных возражений против удовлетворения заявленных требований не высказала, однако просил учесть отсутствие в бюджете денежных средств для проведения необходимых мероприятий по разработке проекта зоны санитарной охраны и получения заключения по нему.
Представитель третьего лица – Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Приозерском районе Сивуров Д.Н. заявленные требования поддержал, пояснив, что требования прокурора обоснованы, поскольку ни один источник водоснабжения, расположенный на территории Приозерского района, находящийся на учете в водном реестре, не имеет согласованный и утвержденный в установленном порядке проект зон санитарной охраны и проект ВОС, соответствующий СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, представителей третьих лиц, изучив материалы дела в их совокупности и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В ходе проведенной Приозерской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере санитарно – эпидемиологической благополучия населения выявлено отсутствие природоохранной документации зоны санитарной охраны подземного сооружения водоподготовки, находящейся в пос. Красноозерное Приозерского района Ленинградской области.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Основной целью создания и обеспечения режима зон санитарной охраны источников водоснабжения (ЗСО) является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения», в соответствии с п. 1.4 которых зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Пунктом 2 данной статьи установлено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Установлено, что в нарушение указанных норм законодательства проекты зон санитарной охраны на эксплуатируемые предприятием артезианские скважины отсутствуют.
В соответствии со ст.2 федерального закона российской федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статья 11 указанного Федерального Закона требует от юридических лиц обязательного выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 4 ст. 6 Устава МО Мельниковское сельское поселение к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения.
Из материалов дела усматривается, и не оспаривалось ответчиком, что подземного сооружения водоподготовки, расположенного в пос. Красноозерное является муниципальной собственностью и расположена в границах поселка Красноозёрное муниципального образования Красноозерное сельское поселение, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества.
01 мая 2011 года между администрацией МО Красноозерное сельское поселение (арендодателем) и ЗАО «ВодоканалТВЭЛ» (арендатором) заключен договор аренды №91, согласно которому имущественный комплекс систем водоснабжения и водоотведения, с находящимся в нем оборудованием и электро – сетевым участком передан во временное пользование и владение на срок до 31.12.2012 года ЗАО «ВодоканалТВЭЛ» для использования в целях решения хозяйственных задач по выработке, сбору, передаче и распределению воды и стоков, о чем также имеется акт приема-передачи объектов водоснабжения и водоотведения по договору аренды.
Отсутствие зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за администрацией МО Мельниковское сельское поселение права собственности на артезианскую скважину, находящуюся в черте населенного пункта – пос.Красноозерное и передача имущественного комплекса системы водоснабжения и водоотведения, с находящимся в нем оборудованием и электро – сетевым участком во временное пользование и владение ЗАО «ВодоканалТВЭЛ» по договору аренды, не исключают обязанности администрации МО Плодовское сельское поселение по санитарной охране эксплуатируемых артезианских скважин, поскольку обязанность по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения возложена на органы местного самоуправления.
Доказательства, подтверждающие, что подземного сооружения водоподготовки в пос. Красноозерное находится в собственности иных лиц, сторона ответчика в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представила.
Создание санитарных зон предусмотрено Федеральным законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ в редакции от 28.09.2010 N 243-ФЗ), а именно в соответствии со ст. 18 данного закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно п. 1.6. Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4. 1110-02), введенных в действие постановлением от 14 марта 2002 г. № 10 Главного государственного санитарного врача РФ, организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий зон санитарной охраны.
Как установлено в судебном заседании Приозерской городской прокуратурой была проведена проверка санитарного законодательства в части охраны источников питьевого водоснабжения. У эксплуатируемого подземного сооружения водоподготовки не разработан проект зоны санитарной охраны, включающий в себя определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; отсутствует санитарно – эпидемиологическое заключение.
Факт нарушения режима зон санитарной охраны источника водоснабжения нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
По информации территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в результате проверки требований санитарного законодательства в части охраны источников питьевого водоснабжения выявлены нарушения требований СанПиН 2.1.4. 1110-02, заключающиеся в том, что ни один источник водоснабжения, расположенный на территории Приозерского района, находящийся на учете в водном реестре, не имеет согласованный и утвержденный в установленном порядке проект зон санитарной охраны и проект ВОС соответствующий СанПиН 2.1.4.111-02.
У ЗАО«ВодоканалТВЭЛ» санитарно – эпидемиологического заключения по проекту зоны санитарной охраны у водозаборной системы хозяйственного водоснабжения подземного сооружения водоподготовки не имеется, что подтверждается соответствующим сообщением в материалах дела.
В настоящее время ЗАО «ВодоканалТВЭЛ» по договору аренды, заключенному с администрацией МО Красноозерное сельское поселение продолжает осуществлять деятельность по водоснабжению населения посредством эксплуатации артезианских скважин без разработанных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данных источников.
Бездействие ответчика по разработке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и их установлению в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями способствует загрязнению источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, а также создает постоянную угрозу для здоровья жителей населения Красноозерное сельского поселения Приозерского района Ленинградской области и других граждан, временно пребывающих на территории сельского поселения, тем самым нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.
Доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете поселения денежных средств, необходимых для выполнения требований прокурора, суд находит несостоятельными, поскольку организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения относится к вопросам местного значения поселения независимо от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете.
Учитывая, что спорное подземного сооружения водоподготовки расположено в границах пос. Красноозерное муниципального образования Красноозерное сельское поселение, суд приходит к выводу о том, что разработку проекта зоны санитарной охраны и получение санитарно – эпидемиологического заключения должен осуществить ответчик.
Отсутствие достаточных источников финансирования на разработку проекта зоны санитарной охраны и получение соответствующего заключения не может служить основанием для отказа прокурору в удовлетворении заявленного иска.
При этом суд исходит из того, что межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности. Муниципальные образования являются лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включены в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней.
Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерацией и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существует изолированно – они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.
Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается в частности посредством использования правовых механизмов (дотаций и субсидий местным бюджетам, средства, выделенные из фонда финансовой поддержки).
Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане, обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Срок, в который прокурор просит обязать ответчика исполнить решение, суд находит разумным и достаточным для проведения ответчиком указанных в иске работ, с учетом отсутствия со стороны ответчика обоснованных возражений по сроку исполнения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Красноозёрное сельское поселение - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области разработать проект зоны санитарной подземного сооружения водоподготовки в поселке Красноозёрное Приозерского района и получить санитарно – эпидемиологическое заключение по нему в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и (или) представление в Судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда в течение 10 дней через Приозерский городской суд.
Судья Е.В.Хандрикова