Дело № 2-949 /2011 ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приозерский городской суд Ленинградской области
в составе: судьи Хандрикова Е.В.
при секретаре: Осиповой М.А.
с участием: помощника Приозерского городского прокурора Бурмагиной Е.А., представителя ответчика – администрации муниципального образования Приозерского городское поселение Плаховой С.И. и Багдасаряна М.А., действующих на основании доверенности ; представителя третьего лица – МП «Приозерское районное агентство социально бытовых услуг» Петровой В.Ф., действующего на основании доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приозерское городское поселение об обязании организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов,
УСТАНОВИЛ:
Приозерский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в Приозерский городской суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Приозерское городское поселение об обязании организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов, путем вывоза обиходов, производства и потребления, незаконно размещенных в границах МО Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район <адрес> около <адрес>, возле гаражей по <адрес>, на территории бывшего аэродрома, воле КОС <адрес> специализированным транспортным средством и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон ТБО.
В порядке ст. 39 ГПК РФ истец уточнил свои исковые требования и просил и просил обязать организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов, путем вывоза обиходов, производства и потребления, незаконно размещенных в границах МО Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район <адрес> на территории бывшего аэродрома, возле КОС <адрес> специализированным транспортным средством и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон ТБО.
В обоснование иска указал, что в результате проведения проверки, выявлены нарушения, что не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов, складирование ведется беспорядочно, что повлекло несанкционированное скопление отходов производства и потребления в граница МО Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район <адрес> на территории бывшего аэродрома возле КОС <адрес>. Строительные отходы, отходы производства и потребления складируются на почвенном грунте, не неподготовленную для этих целей площадку, складируются хаотично. Ненадлежащие исполнение возложенных законом обязанностей по организации надлежащим образом процесса сбора и вывоза бытовых отходов ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Определением Приозерского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования в части обязания МО Приозерское городское поселение организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов в части об обязании организовать процесс сбора и вывоза отходов, путем вывоза отходов производства и потребления, незаконно размещенных в границах МО Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район около <адрес> в <адрес>, возле гаражей по ул. об обязании организовать процесс сбора и вывоза отходов, путем вывоза отходов производства и потребления, незаконно размещенных в границах МО Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район около <адрес> в <адрес>, возле гаражей по <адрес> прекращены в связи с отказом от иска.
В судебном заседании помощник прокурора Бурмагина Е.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что поскольку нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, исковое заявление предъявлено в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурором.
Представитель ответчика – администрации МО Приозерское городское поселение Плахова С.И. принципиальных возражений против удовлетворения заявленных требований не высказала, однако пояснила, что в бюджете отсутствуют денежные средства для проведения необходимых мероприятий.
Представитель ответчика администрации МО Приозерское городское поселение Багдасарян М.А. пояснил, что большинство свалок вывезено, и на бывшем аэродроме возле КОС также частично проведены работы.
Представитель третьего лица – МП «Приозерское районное агентство социально-бытовых услуг» Петрова В.Ф. заявленные требования поддержала, пояснив, что требования прокурора обоснованы, поскольку действительно существует возле КОС <адрес> на территории бывшего аэродрома свалка.
Выслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, изучив материалы дела в их совокупности и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В ходе проведенной Приозерской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере экологической безопасности в области обращения с отходами.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Ссылка о том, что в бюджете не хватает денежных средств судом не может быть принята во внимание, так в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ.
Так администрацией МО Приозерское городское поселение заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по санитарному содержанию общегородских территорий Приозерского городского поселения с МП «Приозерское районное агентство социально-бытовых услуг» и муниципальный контракт № на выполнение работ по приему и утилизации твердых бытовых отходов вывезенных с общегородских территорий <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО « Управляющая компания по обращению с отходами в <адрес>».
В соответствии со ст.2 федерального закона российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статья 11 указанного Федерального Закона требует от юридических лиц обязательного выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов для размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, а так же её защите от других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В силу ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ввод в эксплуатацию объектов (полигонов для отходов) допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.
Согласно ст. 13 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, в нарушение данных требований закона, органами местного самоуправления поселения сбор и вывоз бытовых отходов и мусора надлежащим образом не организован, вследствие чего, действуют вновь возникшие стихийные свалки.
Между тем, на территории муниципального образования Приозерское городское поселение на территорию бывшего аэродрома возле КОС в <адрес> свозятся бытовые и строительные отходы.
Таким образом, существование несанкционированной свалки бытовых отходов не просто нарушает требования природоохранного законодательства, но и может повлечь распространение опасных для здоровья человека заболеваний.
Неисполнение органами местного самоуправления указанных выше требований закона ведёт к несоблюдению санитарных и экологических норм, а так же влияет на состояние природной среды в местах размещения отходов. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ.
Круг жителей МО Приозерское городское поселение из-за широких миграционных процессов постоянно изменяется, в связи, с чем индивидуализировать круг лиц, чьи права и законные интересы в данном случае нарушены, не представляется возможным.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку вышеприведенные доводы напрямую свидетельствуют о нарушениях прав и законных интересов граждан, проживающих на территории МО Приозерское городское поселение, то указанные нарушения должны быть устранены.
Согласно справке, составленной по результатам рейдовой проверки с прокуратурой района по соблюдению санитарного законодательства в сфере экологии видно, что на территории муниципального образования Приозерское городское поселение имеются нарушения санитарного законодательства в сфере экологии, указанные прокурором в исковом заявлении. Из материалов дела следует, что на указанной территории отходы размещаются в местах:
- без выделения в установленном порядке земельного участка;
- без разработки рабочего проекта;
- без специальных геологических и гидрологических исследований;
- без получения заключения государственной экологической экспертизы;
- в отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.
Из пояснений представителя ответчика Багасаряна М.А. следует, что ликвидированы несколько несанкционированных свалок на территории МО Приозерское городское поселение в 2011 году видно, складирования твердых бытовых отходов, и частично устранена свалка на территории бывшего аэродрома возле КОС в <адрес>.
Также исходя их пояснений третьего лица следует, что денежные средства предусмотренные контрактом за вывоз несанкционированных свалок закон закончились.
Однако доказательств полного устранения выявленных нарушений ответчиком суду не представлено.
Таким образом, судом установлено, что на момент проверки и на момент рассмотрения настоящего гражданского дела на территории бывшего аэродрома возле КОС в <адрес> имеется не ликвидированная несанкционированная свалка, что свидетельствует о невыполнении ответчиком требований Федерального закона РФ №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», Федерального закона РФ №89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона РФ №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как указано ранее, право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ.
В соответствии с п.18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления по существу нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную и окружающую среду, в том числе права и интересы жителей муниципального образования Приозерское городское поселение.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, заявление прокурора подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район <адрес>. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения экологического вреда, защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В связи с изложенным, обращение прокурора с иском в защиту муниципальных и общественных интересов неопределенного круга лиц проживающих на территории муниципального образования Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район <адрес> является юридически обоснованным и законным.
Как было указано ранее, в результате проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, которые не устранены на момент рассмотрения гражданского дела, что приводит суд к выводу о том, что со стороны администрации МО Приозерское городское поселение в вопросе принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории бывшего аэродрома возле КОС в <адрес> допущено бездействие, в результате которого нарушается право жителей данного поселения на благоприятную природную и окружающую среду, а также их право на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, поскольку ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Кроме того, в судебном заседании на основании представленных прокурором материалов обосновывающих иск, достоверно установлено, что на территории бывшего аэродрома возле КОС в <адрес> в виду нахождения несанкционированных свалок, происходит загрязнение земель, что приводит к невозможности их безопасного использования.
Между тем, согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, а так же её защите от других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В силу ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ отходы производства и потребления подлежат сбору, запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Ссылка представителей ответчиков на заключение договоров о сборе и вывозе мусора несостоятельна, поскольку передача полномочий по уборке города иным организациям не освобождает МО «Приозерское городское поселение» от выполнения вышеназванных требований закона, а лишь свидетельствует о том, что указанные действия недостаточны для предотвращения образования несанкционированных свалок на территории поселения.
Как указано выше, несанкционированные свалки образовались по причине ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных на него законом обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в связи с чем обязанность по их устранению должна возложена на администрацию МО «Приозерское городское поселение».
В связи с изложенным, суд считает, что иск Приозерского городского прокурора об обязании администрации муниципального образования Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку на территории бывшего аэродрома возле КОС <адрес> подлежит удовлетворению.
При этом, в силу ст.206 ГПК РФ в случае, если суд обязывает совершить ответчика действия, которые могут быть совершены только им, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая принцип разумности, а также временные и финансовые факторы, погодные условия, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Разрешая иск прокурора в части взыскания с ответчика государственной пошлины, суд приходит к выводу, что данное требование в силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ удовлетворению не подлежит, поскольку органы местного самоуправления, выступающие по гражданским делам в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приозерское городское поселение - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов, путем вывоза отходов производства и потребления, незаконно размещенных в границах МО Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район на территории бывшего аэродрома, воле КОС в <адрес> специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон ТБО в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и (или) представление в Судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда в течение 10 дней через Приозерский городской суд.
Судья Е.В. Хандрикова