дело №2-1444/11



Дело № 2-1444/2011                        ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приозерский городской суд Ленинградской области

в составе: судьи                                                               Морозовой О.Ю.

при секретаре:                                                                  Андреевой О.И.

с участием: помощника Приозерского городского прокурора Бурмагиной Е.А., представителя ответчика – администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение Германовой В.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> об обязании в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести паспортизацию дорог по <адрес> в <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ВСН 1-83, утвержденной Минавтодором РСФСР,

УСТАНОВИЛ:

     Приозерский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Приозерский городской суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> об обязании в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести паспортизацию дорог по <адрес> в <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ВСН 1-83, утвержденной Минавтодором РСФСР.

     В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Приозерской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>. В ходе проведенной проверки установлено, что технические паспорта на дороги по <адрес> в <адрес> в <адрес> в администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> отсутствуют.

Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, круг которых определить невозможно.

В судебном заседании помощник прокурора Бурмагина Е.А. заявленные требования поддержала, просила обязать администрацию муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести паспортизацию дорог по <адрес> в <адрес> в <адрес>.

     Представитель ответчика – администрации МО Плодовское сельское поселение Германова В.В. принципиальных возражений против удовлетворения заявленных требований не высказала, однако просила учесть, что на данный момент кредиторская задолженность составляет <данные изъяты> рублей, в бюджете денег не заложено, этот вопрос будет рассматриваться в декабре 2011 года. Полагает, что 6 месяцев будет достаточно для решения вопроса о финансировании.

Третье лицо – администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.

     Выслушав мнение прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела в их совокупности и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.

     Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

     В ходе проведенной Приозерской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения выявлено отсутствие технического паспорта на дороги по <адрес> в <адрес> в <адрес>.

     Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

     Частью 8 статьи 6 вышеуказанного Закона определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

     Согласно ст. 7 Областного закона «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ и Правительством Ленинградской области. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог.

     В силу статьи 10 вышеназванного Закона к муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.

     Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования утв. Минавтодором РСФСР) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог (п. 1.1). Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2).

     Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.

     Из материалов дела следует, что паспортизация дорог по <адрес> в <адрес> в <адрес> не проводилась, технические паспорта на эти дороги в администрации МО Плодовское сельское поселение отсутствуют, что подтверждается перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения, актом проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, проведенной Приозерской городской прокуратурой.

     В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

     Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ст. 6 Устава МО Плодовское городское поселение к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 17).

     В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

     Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

     Из материалов дела усматривается, и не оспаривалось ответчиком, что спорные дороги по <адрес> в <адрес> в <адрес> являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения и расположены в границах поселков Плодовое и Соловьевка муниципального образования Плодовское сельское поселение.

     Доводы ответчика об отсутствии зарегистрированного за администрацией МО Плодовское сельское поселение права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения, находящиеся в черте населенного пункта – <адрес>, а также о недостаточности средств для финасирования, не исключают обязанности администрации МО Плодовское сельское поселение по техническому учету и паспортизации указанных дорог, поскольку обязанность по регистрации права собственности на дороги в черте населенного пункта возложена на органы местного самоуправления.

     Доказательства, подтверждающие, что дороги по <адрес> в <адрес> в <адрес> находятся в собственности иных лиц, сторона ответчика в обоснование своих доводов в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представила.

           Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования утв. Минавтодором РСФСР) определено, что Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

     Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.

Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

     Статья 17 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

     Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

     В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.

     Доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете поселения денежных средств, необходимых для выполнения требований прокурора, суд находит несостоятельными, поскольку содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения независимо от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете.

     Учитывая, что спорные дороги по <адрес> в <адрес> в <адрес> расположены в границах <адрес> и <адрес> муниципального образования <адрес> сельское поселение, суд приходит к выводу о том, что их технический учет и паспортизацию должен осуществлять ответчик.

     Отсутствие достаточных источников финансирования на ремонт и содержание улиц в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, не может служить основанием для отказа прокурору в удовлетворении заявленного иска.

     При этом суд исходит из того, что межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности. Муниципальные образования являются лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включены в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней.

     Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерацией и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существует изолированно – они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

     Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности посредством использования правовых механизмов (дотаций и субсидий местным бюджетам, средства, выделенные из фонда финансовой поддержки).

     Срок, в который надлежит обязать ответчика исполнить решение, суд находит разумным и достаточным определить в пределах 10 месяцев, для проведения ответчиком указанных в иске работ, с учетом большого объема мероприятий, предполагаемого к осуществлению паспортизации дорог.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

     Исковые требования Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об обязании в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести паспортизацию дорог по <адрес> в <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования , утвержденной Минавтодором РСФСР - удовлетворить.

      Обязать администрацию муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в течение 10 месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести паспортизацию дорог по <адрес> в <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования , утвержденной Минавтодором РСФСР,

          На решение суда может быть подана кассационная жалоба и (или) представление в Судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда в течение 10 дней через Приозерский городской суд.

Судья                                                                          О.Ю. Морозова