дело №2-1330/11



Дело № 2-1330/2011                                                      ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

                             Именем Российской Федерации

    Приозерский городской суд Ленинградской области в составесудьи Морозовой О.Ю.      при секретаре    Андреевой О.И.,

с участием прокурора       Бурмагиной Е.А., представителя ответчика по доверенности - Плаховой СИ,

    рассмотрев в открытом    судебном     заседании иск Приозерского городского прокурора к администрации МО Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным бездействия по разработке нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и обязании разработать данные нормативы,

                                                    УСТАНОВИЛ:

        Приозерский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в Приозерский городской суд с исковым заявлением к администрации МО Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным бездействия по разработке нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и обязании разработать данные нормативы.

     В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Приозерской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере дорожного хозяйства, в том числе исполнения подрядчиками условий государственных контрактов и договоров на содержание, строительство, ремонт и реконструкцию дорожной сети.

При проведении проверки выявлено наличие правового пробела в части финансирования содержания и текущего ремонта дорог местного значения. Решением Собрания депутатов должна быть утверждена конкретная цифра денежных средств, выделяемых из местного бюджета на один километр содержания и капитального ремонта дорожного полотна. При этом, в зависимости от типа дорог, должны быть разработаны коэффициенты. Сейчас финансирование осуществляться по усмотрению властей в зависимости от того, сколько средств есть в бюджете. Расходы бюджета на дороги должны рассчитываться исходя из того, сколько километров дорог и в каком они состоянии. Тогда появится методика расчета необходимых средств, и деньги будут выделяться ежегодно на четко определенное количество километров дорог. Количество дорог непосредственно влияет на безопасность неопределенного количества участников дорожного движения, как водителей транспортных средств, так и пешеходов в связи с тем, что расчет денежных средств, необходимых для ремонта и содержания дорог общего пользования местного значения, проведенный без надлежащего правового оформления не позволит должным образом сформировать местный бюджет на год и как следствие, ввиду отсутствия необходимого количества денежных средств, произвести дороги общего пользования местного значения в надлежащее состояние в соответствии с ГОСТ РФ.

В исковом заявлении просит признать бездействие администрации муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области разработать и предоставить на утверждение в Совет депутатов муниципального образования нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

     ДД.ММ.ГГГГ прокурор, в порядке статьи 39 ГПК РФ, исковое заявление уточнил, просил признать бездействие по разработке нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области разработать и предоставить на утверждение в Совет депутатов муниципального образования нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

     В судебном заседании помощник прокурора Бурмагина Е.А. заявленные требования поддержала с учетом их уточнения, просила удовлетворить. Установить срок в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.

     Представитель ответчика – администрации МО Приозерское городское поселение Плахова С.И. в судебном заседании заявленные требования признала частично и пояснила, что представленное решение Совета депутатов свидетельствует о том, что бездействие по данному вопросу практически прекратилось. В части обязания разработать и представить нормативы требования признала и пояснила, что на сегодня финансирование происходит лишь на содержание и ямочный ремонт. По закону № 257 ФЗ дорожная деятельность осуществляется за счет средств местного бюджета, формирование осуществляется в соответствии с правилами внутреннего бюджета. Финансирование капитальных дорог осуществляется за счет ассигнований из областного бюджета. Правовые последствия разработки норматива влечет закладку в бюджет денежных средств.

     Выслушав мнение прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела в их совокупности и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.

     Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

     В ходе проведенной Приозерской городской прокуратурой проверки выявлено наличие правового пробела в части финансирования содержания и текущего ремонта дорог местного значения.

В соответствии с п.5 ст.14 ФЗ от 06 октября 2003года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.13,34 Федерального закона от 08.11.2007года № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ к Полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст.13 ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», « органы местного самоуправления утверждают нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения, а также утверждают правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели».

     Согласно ст. 7 Областного закона «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ и Правительством Ленинградской области. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог.

     В силу статьи 10 вышеназванного Закона к муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.

     Из материалов дела следует, что качество дорог непосредственно влияет на безопасность неопределенного количества участников дорожного движения, как водителей транспортных средств, так и пешеходов в связи с тем, что расчет денежных средств, необходимых для ремонта и содержания, дорог общего пользования местного значения, проведенной без надлежащего правового оформления не позволит должным образом сформировать местный бюджет на год и как следствие, ввиду отсутствия необходимого количества денежных средств, привести дороги общего пользования местного значения в надлежащее состояние в соответствии с ГОСТ РФ.

     Выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами муниципального образования должностных обязанностей, поскольку своевременно не приняты надлежащие меры по разработке и утверждению нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, что исключает возможность полноценного финансового контроля за использованием средств местного бюджета.

     В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

     Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ст. 6 Устава муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.28).

     В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

     Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

     Статья 17 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

     Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, что возможно использовать, в том числе и при разработке нормативов финансирования.

     При этом суд исходит из того, что межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности. Муниципальные образования являются лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включены в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней.

     Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерацией и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существует изолированно – они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Следовательно, ответчик не

     Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается в частности посредством использования правовых механизмов (дотаций и субсидий местным бюджетам, средства, выделенные из фонда финансовой поддержки).

     Срок, в который прокурор просит обязать ответчика исполнить решение, суд находит разумным и достаточным для проведения ответчиком указанных в иске мероприятий, с учетом отсутствия со стороны ответчика обоснованных возражений по сроку исполнения заявленных требований.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

                                                     РЕШИЛ:

    Признать незаконным бездействие Администрации муниципальногообразования Приозерское городское поселение муниципальногообразования Приозерский муниципальный район Ленинградскойобласти    по разработке нормативов финансовых затрат на

капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

    Обязать Администрацию муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать и представить на утверждение в Совет депутатов муниципального образования нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

На решение может быть подана кассационная жалоба и (или) представление в Ленинградский областной суд в течение 10 дней через Приозерский городской суд.

Судья

О.Ю.Морозова