Дело № 2-1208/2011 ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приозерский городской суд Ленинградской области
в составе судьи Переверзиной Е.Б.,
при секретаре Ботковой М.Б.,
с участием прокурора Бурмагиной Е.А.,
ответчика – представителя администрации муниципального образования Запорожское сельское поселение Германовой В.В., действующей на основании доверенности,
третьего лица – представителя отделения ГИБДД полиции отдела МВД России по Приозерскому району Кольцова А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Запорожское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об обязании произвести мероприятия по организации дорожного движения в соответствии с требованиями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», заключив договор на разработку схемы организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения со специализированной организацией в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
УСТАНОВИЛ:
Приозерский городской прокурор обратился в Приозерский суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования Запорожское сельское поселение об обязании произвести мероприятия по организации дорожного движения в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», разработав проект организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование заявленного требования прокурор указал, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере дорожного хозяйства. В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования Запорожское сельское поселение не разработан проект организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Целью разработки проекта является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или ее отдельном участке для повышения пропускной способности и безопасности движения. Отсутствие проектов организации дородного движения и схемы дислокации дорожных знаков и разметки в поселении не позволяют органам ГИБДД в полной мере осуществлять контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов в части обеспечения безопасности дорожного движения на улицах поселения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Поскольку отсутствие проекта организации дорожного движения создают угрозу возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств, что в свою очередь может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, исковое заявление предъявлено прокурором в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц.
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил обязать ответчика произвести мероприятия по организации дорожного движения в соответствии с требованиями ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», заключив договор на разработку схемы организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения со специализированной организацией в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Приозерского городского прокурора Бурмагина Е.А. уточненные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик – представитель администрации муниципального образования Запорожское сельское поселение Германова В.В., действующая на основании ордера, уточненные исковые требования признала.
Третье лицо – представитель отделения ГИБДД полиции отдела МВД России по Приозерскому району Кольцов А.А., действующий на основании доверенности, поддержал позицию прокурора.
Выслушав пояснения прокурора, заслушав представителя ответчика, третьего лица, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Приозерской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере дорожного хозяйства выявлено отсутствие схемы организации дорожного движения на автодороги местного значения в границах муниципального образования Запорожское сельское поселение.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 8 статьи 6 вышеуказанного Закона предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе:
- осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
- разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
- утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
- осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу положений ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 5 ст. 6 Устава муниципального образования Запорожское сельское поселение, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из материалов дела следует и не оспорено ответчиком, что в нарушение требований действующего законодательства схема организации дорожного движения на автодороги общего пользования местного значения в муниципальном образовании Запорожское сельское поселение отсутствует.
Статья 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В силу п. 15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, в работы по содержанию автомобильных дорог входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов.
В соответствии со ст. 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» применение современных инженерных схем организации дорожного движения является одним из направлений обеспечения безопасности дорожного движения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствие схемы организации дорожного движения в границах муниципального образования Запорожское сельское поселение создают угрозу безопасности дорожного движения и возникновения аварийных ситуаций, приводит к нарушению бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также влечет угрозу обеспечению сохранности автомобильных дорог, что в свою очередь может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, причинении ущерба их имуществу.
Таким образом, бездействием администрации муниципального образования Запорожское сельское поселение при выполнении своих функций по заключению со специализированной организацией договора на разработку схемы организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения затронуты предусмотренные статьями 20 и 41 Конституции РФ и статьей 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения» права на жизнь и охрану здоровья неопределенного круга лиц, ежедневно участвующих в дорожном движении, как в качестве пешеходов, так и в качестве водителей.
При указанных обстоятельствах, учитывая признание иска ответчиком, исковые требования прокурора следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Срок, в который прокурор просит обязать ответчика исполнить решение, суд находит разумным и достаточным для проведения ответчиком указанных в иске работ, с учетом отсутствия со стороны ответчика возражений по сроку исполнения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Запорожское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об обязании произвести мероприятия по организации дорожного движения в соответствии с требованиями ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», заключив договор на разработку схемы организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения со специализированной организацией в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Запорожское сельское поселение произвести мероприятия по организации дорожного движения в соответствии с требованиями ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», заключив договор на разработку схемы организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения со специализированной организацией в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба и (или) представление в судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда в течение 10 дней через Приозерский городской суд.
Судья Е.Б. Переверзина