2-996/2011



Дело № 2-996/2011                      ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приозерский городской суд Ленинградской области

в составе: судьи Брежневой И.Л.,

при секретаре: Петровой В.А.,

с участием прокурора Андреевой П.А.,

представителя ответчика – главы администрации Танкова С.В., представителя Харченко М. С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя администрации МО Приозерский муниципальный район Петровой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица – Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Приозерском районе Сивурова Д.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ромашкинское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об обязании разработать проект зон санитарной охраны водопроводных очистных сооружений и получить санитарно – эпидемиологическое заключение в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Приозерский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Приозерский городской суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Ромашкинкое сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об обязании разработать проект зоны санитарной охраны водопроводных очистных сооружений (водозабор - ) на <адрес> <адрес> и получить санитарно – эпидемиологическое заключение по нему, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование иска указал, что в результате проведения проверки, выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии организации зоны санитарной охраны- источника водоснабжения питьевого назначения, отсутствии разработанного проекта зоны санитарной охраны, создающие реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно – эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (далее по тексту – администрация МО Приозерский муниципальный район).

В судебном заседании помощник прокурора Андреева П.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что поскольку нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, исковое заявление предъявлено в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурором.

Представители ответчика – Глава администрации муниципального образования Ромашкинское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области Танков С.В., представитель Харченко М.С. с иском не согласились, считали иск преждевременным, работы по подготовке градостроительной документации выполняет Администрация МО Приозерский муниципальный район в соответствии соглашениями о передаче полномочий, артезианские скважины и водопроводные очистные сооружения находятся на землях Министерства Обороны, ведутся работы по оформлению документов. В бюджете отсутствуют денежные средства для проведения необходимых мероприятий по разработке проекта зоны санитарной охраны и получения заключению по нему. Водопроводные очистные сооружения (водозабор - на <адрес> находятся в собственности администрации <адрес> сельское поселение.

Соответчик – представитель администрации МО Приозерский муниципальный район Петрова Н.А. не согласилась с иском, поддержала позицию ответчика администрации МО Ромашкинское сельское поселение. В соответствие с соглашением о передаче полномочий администрация МО Приозерский муниципальный район принимает обязательства на разработку типовых документов, что не является документом, в соответствие с которым администрация Приозерский муниципальный район обязана исполнять работы по проекту зон санитарной охраны артезианских скважин и водопроводные очистные сооружения. Данные работы должны производиться Администрацией МО Ромашкинское сельское поселение, так как артезианские скважины и водопроводные очистные сооружения находятся на праве собственности администрации МО Ромашкинское сельское поселение.

Представитель третьего лица – Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Приозерском районе Сивуров Д.Н. заявленные требования поддержал, пояснив, что требования прокурора обоснованы, поскольку ни один источник водоснабжения, расположенный на территории <адрес>, находящийся на учете в водном реестре, не имеет согласованный и утвержденный в установленном порядке проект зон санитарной охраны и проект ВОС, соответствующий СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

3-е лицо-представитель Общества с ограниченной ответственностью «Уют-Сервис плюс» (далее по тексту ООО «Уют-Сервис плюс») надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, представителя соответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела в их совокупности и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В ходе проведенной Приозерской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере санитарно – эпидемиологического благополучия населения выявлено отсутствие природоохранной документации зоны санитарной охраны водопроводных очистных сооружений (водозабор - ) на <адрес> <адрес>.

В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Основной целью создания и обеспечения режима зон санитарной охраны источников водоснабжения (ЗСО) является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения», в соответствии с п. 1.4 которых зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Пунктом 2 данной статьи установлено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных норм законодательства проекты зон санитарной охраны на эксплуатируемые предприятием водопроводные очистные сооружений (водозабор №) на <адрес> отсутствуют.

В силу ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статья 11 указанного Федерального Закона требует от юридических лиц обязательного выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.3, 4 ст. 6 Устава МО Ромашкинское сельское поселение к вопросам местного значения поселения относится: владение и пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения.

Материалами дела подтверждается и не оспорено ответчиком, что водопроводные очистные сооружения ( водозабор № <адрес>) на <адрес> <адрес> является муниципальной собственностью и расположены в границах <адрес> муниципального образования <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО Ромашкинское сельское поселение (арендодателем) и ООО ««Уют-Сервис плюс» (арендатором) заключен договор аренды № , согласно которому объект передан во временное пользование и владение ООО ««Уют-Сервис плюс» для использования в соответствии с прямым хозяйственным назначением – оказания услуг по обеспечению водоснабжения и водоотведения( л.д. <данные изъяты>).

Создание санитарных зон предусмотрено Федеральным законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ в редакции от 28.09.2010 N 243-ФЗ), а именно в соответствии со ст. 18 данного закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно п. 1.6. Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4. 1110-02), введенных в действие постановлением от 14 марта 2002 г. № 10 Главного государственного санитарного врача РФ, организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий зон санитарной охраны.

Как установлено в судебном заседании Приозерской городской прокуратурой была проведена проверка санитарного законодательства в части охраны источников питьевого водоснабжения. У водопроводных очистных сооружений (водозабор № ) на <адрес> расположенных в поселке <адрес> не разработан проект зоны санитарной охраны, включающий в себя определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; отсутствует санитарно – эпидемиологическое заключение.

Факт нарушения режима зон санитарной охраны источника водоснабжения нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

По информации территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в результате проверки требований санитарного законодательства в части охраны источников питьевого водоснабжения выявлены нарушения требований СанПиН 2.1.4. 1110-02, заключающиеся в том, что ни один источник водоснабжения, расположенный на территории <адрес>, находящийся на учете в водном реестре, не имеет согласованный и утвержденный в установленном порядке проект зон санитарной охраны и проект ВОС соответствующий СанПиН 2.1.4.111-02.

У ООО «Уют-Сервис плюс» санитарно – эпидемиологического заключения по проекту зоны санитарной охраны у водозаборной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения из озера Вуокса в поселке Ромашки не имеется, что подтверждается соответствующим сообщением в материалах дела <данные изъяты>

В настоящее время ООО «Уют-Сервис плюс» осуществляет деятельность по водоснабжению населения посредством эксплуатации водозабора № из <адрес> без разработанных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данных источников.

Бездействие ответчика по разработке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и их установлению в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями способствует загрязнению источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, создает постоянную угрозу для здоровья жителей населения <адрес> сельского поселения <адрес> и других граждан, временно пребывающих на территории сельского поселения, тем самым нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете поселения денежных средств, необходимых для выполнения требований прокурора, суд находит несостоятельными, поскольку организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения относится к вопросам местного значения поселения независимо от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете.

В соответствии с соглашениями о передаче отдельных полномочий поселения муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в плане организации подготовки, корректировки, согласования градостроительной документации не освобождает от ответственности собственника имущества эксплуатировать данное имущество в соответствии с порядком установленном законом, а также не является основанием для возложения на Администрацию МО <адрес> полномочий администрации <адрес> сельское поселение по выполнению полномочий, установленных ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. <данные изъяты> Устава МО <адрес> сельское поселение.

Нахождение объекта на землях Министерства обороны и невозможность в связи с этим разработать проект зоны санитарной охраны водопроводных очистных сооружений и получить санитарно – эпидемиологическое заключение суд считает несостоятельным. Судом установлено, что научно-проектным институтом пространственного планирования <данные изъяты> выполняющим разработку Генерального плана и Правил землепользования и застройки <адрес> сельское поселение <адрес>, в мероприятиях генерального плана указывается на необходимость разработки проектов зон санитарной охраны( ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, при отсутствии разработанных проектов ЗСО в материалах генерального плана отображаются <данные изъяты> в соответствии с СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Данное обстоятельство, по мнению суда позволит Администрации МО Ромашкинское сельское поселения осуществить установленные законом действия по разработке проекта зоны санитарной охраны.

В соответствии с получением ответом <данные изъяты> выполнение и сдача работ в полном объеме запланирована на конец ДД.ММ.ГГГГ

Администрация МО <адрес> сельское поселения, как собственник указанных объектов также вправе инициировать передачу земельных участков под указанными объектами в силу ст. 35, 37 ЗК РФ.

Учитывая, что водопроводные очистные сооружения (водозабор № ) на <адрес> <адрес>, расположены в границах муниципального образования <адрес> сельское поселение, суд приходит к выводу о том, что разработку проекта зоны санитарной охраны и получение санитарно – эпидемиологического заключения должен осуществить ответчик.

Отсутствие достаточных источников финансирования на разработку проекта зоны санитарной охраны и получение соответствующего заключения не может служить основанием для отказа прокурору в удовлетворении заявленного иска.

При этом суд исходит из того, что межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности. Муниципальные образования являются лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включены в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерацией и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существует изолированно – они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается в частности посредством использования правовых механизмов (дотаций и субсидий местным бюджетам, средства, выделенные из фонда финансовой поддержки).

Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане, обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Срок, в который прокурор просит обязать ответчика исполнить решение, суд находит разумным и достаточным для проведения ответчиком указанных в иске работ, с учетом отсутствия со стороны ответчика обоснованных возражений по сроку исполнения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ромашкинское сельское поселение - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Ромашкинское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области разработать проект зоны санитарной охраны водопроводных очистных сооружений (водозабор ) на <адрес> и получить санитарно – эпидемиологическое заключение по нему в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и (или) представление в судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда в течение 10 дней через Приозерский городской суд.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.Л. Брежнева