Дело №2-26/2012 ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе судьи Морозовой О.Ю.
при секретаре Андреевой О.И.,
с участием истца - Приозерского городского прокурора Бурмагиной Е.А., представителя ответчика по доверенности от Администрации МО Приозерское городское поселение Плаховой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании иск Приозерского городского прокурора к Администрации МО Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании бездействия по установке средств дублирования звуковыми сигналами светофоров на светофорных объектах незаконным и обязании организовать проведение работ по установке средств дублирования звуковыми сигналами светофоров на светофорных объектах,
УСТАНОВИЛ:
Приозерский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании бездействия по установке средств дублирования звуковыми сигналами светофоров на светофорных объектах незаконным и обязании организовать проведение работ по установке средств дублирования звуковыми сигналами светофоров на светофорных объектах.
В исковом заявлении просил признать бездействие Администрации муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области по установке средств дублирования звуковыми сигналами светофоров на светофорных объектах незаконными.
Обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области организовать проведение работ по установке средств дублирования звуковыми сигналами светофоров на светофорных объектах в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник Приозерского городского прокурора Бурмагина Е.А. заявленное требование поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что Приозерской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере дорожного хозяйства, в том числе исполнения подрядчиками условий государственных контрактов и договоров на содержание, строительство, ремонт и реконструкцию дорожной сети.
На пересечении улиц <адрес> в <адрес> выявлено отсутствие средств дублирования звуковыми сигналами светофоров.
.
Представитель ответчика Администрация МО Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области Плахова С.И. в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что данные светофоры администрация на свой баланс не принимала. Администрация не предусматривает работы капитального характера, балансодержателя не установлено.
Третье лицо – ФКУ « Федеральное управление автомобильных дорог « Северо-Запад» извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.
Третье лицо - ГИБДД Приозерского ОМВД извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.
Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела в их совокупности и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.
В ходе проведенной проверки соблюдения законодательства в сфере дорожного хозяйства, в том числе исполнения подрядчиками условий государственных контрактов и договоров на содержание, строительство, ремонт и реконструкцию дорожной сети было установлено, что на пересечении улиц <адрес> в <адрес> выявлено отсутствие средств дублирования звуковыми сигналами светофоров.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Исходя из требований ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 16.10.2003 г. N 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
Статьей 3 ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ" определено, что элементами обустройства автомобильных дорог являются светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения..., содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На органы местного самоуправления возложена обязанность, в том числе провести работы по установке средств дублирования звуковыми сигналами светофоров на светофорных объектах, без исполнения которых не будет надлежащим образом обеспечено право инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В связи с заявлением ответчика об отсутствии на балансе светофорных объектов, находящихся на пересечении улиц Ленина, Калинина и Красноармейской, судом направлялись запросы с целью установления заинтересованных лиц по обеспечению и обслуживанию светофоров, однако, балансодержатель установлен не был.
Однако, с 16 февраля 2007 года действует Областной закон «Об утверждении перечней имущества…, передаваемого в муниципальную собственность МО Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области» №16-оз, где среди прочего имущества указаны проезжая часть (в пределах городского поселения) с тротуарами, которые переданы в муниципальную собственность, о чем ответчик не может не знать.
В силу ст.4 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» - к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
Ссылка ответчика на принадлежность трассы, проходящей через <адрес>, к дороге федерального значения, не может быть принята во внимание, поскольку светофорные объекты относятся с проезжим частям, находящимся в черте <адрес>, что является определяющим фактором для возложения на ответчика обязанностей, предписанных законом.
В связи с этим нарушения требований законодательства приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Статьей 15 ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации регулируются вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Муниципальные расходы на разработку и производство средств связи и информации для беспрепятственного доступа к объектам инженерной транспортной и социальной инфраструктур осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно, предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Ст.14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления на органы местного самоуправления возложена обязанность по содержанию светофоров дорог местного значения, в том числе по оборудованию светофоров средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров.
Судом установлено, что бездействие администрации муниципального образования Приозерское городское поселение по установке средств дублирования звуковыми сигналами светофоров на светофорных объектах, не обеспечивает право инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а так же в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по содержанию светофоров дорог местного значения, в том числе и по оборудованию светофоров средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров законом должна быть возложена на Администрацию МО Приозерское городское поселение.
Доводы ответчика о том, что ввиду отсутствия на балансе администрации светофорных объектов на него не может быть возложена названная обязанность, суд находит несостоятельными, поскольку федеральными законами на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию условий инвалидам по беспрепятственному пользованию средствами информации, включая средства, которые обеспечивают дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.
При таких обстоятельствах исковые требования Приозерского городского прокурора к Администрации МО Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании бездействия по установке средств дублирования звуковыми сигналами светофоров на светофорных объектах незаконным и обязании организовать проведение работ по установке средств дублирования звуковыми сигналами светофоров на светофорных объектах подлежат удовлетворению.
С учетом того, что в соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения»(ст.4) - полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, суд полагает возможным установить ответчику разумный срок – шесть месяцев для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие Администрации муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области по установке средств дублирования звуковыми сигналами светофоров на светофорных объектах незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области организовать проведение работ по установке средств дублирования звуковыми сигналами светофоров на светофорных объектах в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение 30 дней через Приозерский городской суд.
Судья О.Ю.Морозова