решение по делу №12-85/2010



Дело № 12-85/2010РЕШЕНИЕ

08 июня 2010 года

Судья Приозерского городского суда Ленинградской области Горбунцова И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании протест Приозерского городского прокурора Мещерского А.С., принесенный на постановление инспектора ДПС ОГИБДД МОБ ОВД по Приозерскому району Ленинградской области Тюбина П.М. № 47 АД 087879 от 27 мая 2010 года о привлечении к административной ответственности по ст. 12.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях Даньшиной Татьяны Григорьевны, 03.06.1951 года рождения, уроженки города Приозерска Ленинградской области, зарегистрированной по адресу: Ленинградская область, Приозерск, ул. Привокзальная, д. 5, кв. 25

УСТАНОВИЛ:

Постановлением инспектора ДПС ОГИБДД ОВД по Приозерскому району № 47 АД 087879 от 27 мая 2010 года Даньшина Т.Г. была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 рублей.

Приозерский городской прокурор принес протест на указанное постановление, в котором просил его отменить как незаконное, производство по делу прекратить, в связи с грубым нарушением ряда норм КоАП РФ допущенных инспектором ДПС ОГИБДД ОВД по Приозерскому району при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении Даньшиной Т.Г.

По поручению Приозерского городского прокурора его заместитель Тумаров Р.Ф. и помощник Ястремский И.А. в судебном заседании протест поддержали, указав, что инспектором ДПС Тюбиным П.М. было незаконно вынесено постановление о привлечении Даньшиной Т.Г. к административной ответственности. Согласно графику, инспектор Тюбин П.М. 27 мая 2010 года, не находился при исполнении своих должностных обязанностей, не получал письменного приказа начальника подразделения, не прошел инструктаж, без патрульного автомобиля, единолично, нарушив требования п.2 ст.4.1 КоАП РФ В связи с чем, указанное постановление подлежит отмене как незаконное, а дело об административном правонарушении подлежит прекращению за отсутствием состава правонарушения.

В судебное заседание Даньшина Т.Г. не явилась, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела.

Инспектор ОГИБДД МОБ ОВД по Приозерскому району Тюбин П.М. в судебное заседание явился, подтвердил факты, изложенные в протесте Приозерского городского прокурора. Пояснив, что 26 мая 2010 он последний день был временно нетрудоспособен. Вечером 26 мая 2010 года ему по телефону начальник ОГИБДД ОВД по Приозерскому району дал задание приступить к работе в 7 часов утра 27 мая 2010 года, осуществляя пешее патрулирование в городе Приозерске. Письменного распоряжения о выходе на работу не получал, инструктаж не проходил, от дежурного офицера задание на патрулирование не получал.

Инспектор по ИАЗ ОГИБДД ОВД по Приозерскому району Ефимова Н.В. пояснила, что 27 мая 2010 года являлась дежурным офицером от отделения ГИБДД Приозерского ОВД. 27 мая 2010 в 9 часов 30 минут прибыв на рабочее место, провела инструктаж с сотрудниками, внесенными в постовую ведомость. При этом инспектор ДПС Тюбин П.М. не значился в постовой ведомости как лицо, заступившее на службу, инструктаж не проходил, записи в служебную книжку ею не вносились. Согласно графику несения службы Тюбин П.М. значился выходным. После получения информации о фактическом исполнении Тюбиным П.М. обязанности по несению службы дала указание инспектору прибыть в ГИБДД для уточнения и корректировки действий сотрудника.

Вызванный в судебное заседание начальник ОГИБДД Султанов Р.А., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела не явился, о причинах неявки суд не известил, что расценивается как неуважение к суду. С учетом мнения прокурора, не настаивающего на явке Султанова Р.А., суд счел возможным не откладывать рассмотрение дела и не применять в отношении свидетеля принудительный привод в судебное заседание.

Выслушав пояснения прокуроров, поддержавших протест, показания Тюбина П.М., Ефимовой Н.В., исследовав в совокупности собранные доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствие с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении протеста на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Из постановления по делу об административном правонарушении 47 АД № 087879 от 27 мая 2010 года следует, что в 09 часов 40 минут инспектором ДПС ГИБДД ОВД по Приозерскому району Тюбиным П.М. был привлечен к административной ответственности Даньшина Т.Г. по основаниям ст. 12.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившееся в несоблюдении им требований дорожного знака 3.27. Даньшиной Т.Г. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 рублей.

Согласно п. 42 приказа МВД России № 185 от 02.03.2009 «Об утверждении административного регламента министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» место, время и способ осуществления контроля за дорожным движением сотрудниками Госавтоинспекции определяется в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России. В соответствии с п. 4 приказа, в целях необходимости предотвращения и пресечения правонарушения, задержания лица по подозрению в его совершении при обращении граждан с заявлениями о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения таких событий, остановка транспортного средства, пешехода может быть осуществлена сотрудником милиции на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени. При этом последующие действия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 31 названного приказа исполнение государственной функции может включать в себя следующие административные процедуры: контроль за дорожным движением; остановка транспортного средства; остановка пешехода; вынесение постановления по делу об административном правонарушении и т.д. Исполнение сотрудниками конкретных административных действий в рамках исполнения административных процедур должно осуществляться непосредственно после наступления юридического факта, являющегося основанием для начала соответствующего юридического действия. Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу, что отражено в положениях ст. 32,34 приказа.

Из системного анализа указанных правовых норм следует, что исполнять обязанность по рассмотрению дел об административных правонарушениях в порядке ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляющей специальные правила и основания упрощенного производства без составления протокола об административных правонарушениях, вправе сотрудник органов внутренних дел допущенный к исполнению государственной функции в установленном нормативными актами порядке.

Согласно п. 2.3. приказа начальника ОВД по Приозерскому району Ленинградской области № 121 от 13.04.2010 продолжительность 1 рабочей смены составляет 11 часов - с 09:00 до 21:00.

Суду представлен график работы личного состава отделения ГИБДД ОВД по Приозерскому району на май 2010 года, утвержденного начальником ОВД по Приозерскому району В.В. Титковым 30 апреля 2010 года, из которого следует, что Тюбину П.М. 27 мая 2010 года предоставлен выходной день.

В постовой ведомости расстановки патрульно – постовых нарядов на 27 мая 2010 года отражено, что Тюбин П.М. в указанный день числится больным.

Согласно п. 14.3 «Инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел РФ», утвержденной приказом МВД РФ № 1038 от 14.12.1999 сотрудники МВД РФ могут при необходимости привлекаться к службе сверх установленного времени только по письменному приказу начальника соответствующего органа внутренних дел или лица, исполняющего его обязанности, с предоставлением соответствующих компенсаций.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02 марта 2009 года № 186 дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» определено, что расстановка сил и средств строевого подразделения на текущие сутки по постам, маршрутам патрулирования и времени несения службы (по сменам) осуществляется по решению командира строевого подразделения, начальника подразделения Госавтоинспекции, в непосредственном подчинении которого находится взвод, отделение, группа ДПС, и оформляется к 18 часам предшествующих суток постовой ведомостью расстановки нарядов ДПС на основе: дислокации постов и маршрутов патрулирования, общей задачи органов внутренних дел, исходя из сложившейся оперативной обстановки, проведения специальных мероприятий, оценки текущей обстановки с обеспечением безопасности дорожного движения, реализации необходимых мер реагирования, обязательных норм выставления нарядов, графика работы личного состава (п. 40 приказа). Из положений пунктов 41,42 названного приказа следует, что график работы личного состава с указанием дней и часов (смен) несения службы каждым сотрудником ДПС, выходных дней разрабатывается на месяц, утверждается командиром строевого подразделения, начальником подразделения Госавтоинспекции, в непосредственном подчинении которого находится взвод, отделение, группа ДПС, и доводится до сотрудников не позднее чем за одну неделю до начала планируемого периода. При возникновении объективной необходимости график работы личного состава может быть скорректирован.Для организации своевременного сосредоточения сил и средств в местах со сложной оперативной обстановкой, реагирования на изменения дорожно-транспортной обстановки, применяется маневр (изменение предусмотренной дислокацией расстановки сил и средств) нарядами ДПС. В зависимости от состояния оперативной обстановки маневр может осуществляться на период (в течение) смены, дежурных суток или на более длительное время.Решение о маневре принимается командиром строевого подразделения, начальником подразделения Госавтоинспекции, в непосредственном подчинении которого находится взвод, отделение, группа ДПС, вышестоящими руководителями и фиксируется в постовой ведомости.Задачи нарядам ДПС, заступающим на посты, маршруты патрулирования, не предусмотренные дислокацией, определяются служебным заданием, которое доводится на инструктаже. При этом служебное задание доводится в письменном виде или под запись в служебную книжку. Служебное задание может выдаваться в дополнение к карточке маршрута патрулирования. Копии служебных заданий, оформленных в письменном виде, в течение дежурных суток хранятся в дежурной части, в дальнейшем – в накопительном деле в течение одного года.

Оценивая собранные доказательства в их взаимной связи, суд приходит к выводу о том, что руководством ОГИБДД в установленном порядке не был привлечен к исполнению государственной функции ИДПС ОГИБДД Тюбин П.М., соответственно, указанный 27 мая 2010 года инспектор не являлся лицом уполномоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Как предусмотрено ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к заключению, что при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении в отношении Даньшиной Т.Г. и оформлении его результатов, было допущено существенное нарушение положений статей 23.3, 28.6 КоАП РФ определивших подведомственность рассмотрения административных правонарушений сотрудниками органов внутренних дел, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что влечет отмену опротестованного постановления.

На основании п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7, ст.24.5 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Протест Приозерского городского прокурора Мещерского А.С. удовлетворить.

Постановление инспектора ДПС ОГИБДД МОБ ОВД по Приозерскому району Ленинградской области Тюбина П.М. № 47 АД 087879 от 27 мая 2010 года о привлечении Даньшиной Татьяны Григорьевны к административной ответственности предусмотренной ст. 12.16 КоАП РФ – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении – прекратить.

Судья: И.Л. Горбунцова