О возложении обязанности подготовить и выдать схему расположения земельного участка



Дело № 2-635/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2010 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Т.В.Барановой,

при секретаре Ю.С.Черенковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Филимоновой Е.П, и Карпина В.С. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности подготовить и выдать схему расположения земельного участка,

у с т а н о в и л :

Е.П.Филимонова и В.С.Карпин обратились в суд с названными требованиями к ответчику, мотивируя их тем, что хх.хх.хх г. они обратились с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 49 лет в кадастровом квартале №, предполагаемой площадью ... кв.м. для использования в качестве проезда к участкам, принадлежащим заявителям на праве собственности.

Заявители и представитель Карпина В.С., Филимонов А.П., действующий на основании устного ходатайства, требования поддержали, указали, что сосед препятствует им использовать земли общего пользования для проезда к принадлежащим им участкам, споры ни к чему не приводят, т.к. у них нет прав на спорный участок, они не могут ссылаться на эти факты при разрешении конфликтов с участием представителей власти, поэтому они решили взять спорный участок в аренду, однако, администрация района письмом от хх.хх.хх г. отказала им в этом.

Представитель ответчика - администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - администрация района) - Поддубная И.А., действующая по доверенности, требования не признала, пояснила, что земельный участок, за предоставлением которого обратились заявители относится к землям государственная собственность на которые не разграничена и необходим для общего пользовании.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии с положениями статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно положениям статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Согласно п.17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Судом установлено, что заявители хх.хх.хх г. обратились в администрацию Прионежского муниципального района РК с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, расположенного в кадастровом квартале №, предполагаемой площадью ... кв.м. для использования в качестве проезда к участкам, принадлежащим заявителям на праве собственности (л.д.6).

К моменту обращения заявителей в суд, хх.хх.хх г., заявители не получили из администрации района никакого ответа, в связи с чем, просили суд обязать ответчика обеспечить подготовку Схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории и выдать ее заявителям для последующего проведения кадастровых работ.

хх.хх.хх г., в период рассмотрения заявления в суде, администрация района отказала заявителям в предоставлении земельного участка в аренду, указав на то, что испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования и не подлежит передаче в аренду.

Исходя их требований заявителей, настаивавших на том, что они не обжалуют в судебном заседании бездействие администрации по не предоставлению ответа в установленные сроки, а просят обязать ответчика выдать схему расположения участка, суд рассматривает заявление в указанных рамках.

Решением ... сессии ... созыва Совета Прионежского муниципального района РК № от хх.хх.хх г. «Об утверждении Положения «О предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством» было утверждено указанное положение.

Из текста указанного Положения следует, что Положение разработано в соответствии со статьей 34 ЗК РФ и определяет порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Из пункта 2.3. Положении я следует, что в случае, если в соответствии с требованиями законодательства и по иным причинам (земельный участок в установленном порядке уже передан на любом виде права иному лицу; предполагаемая цель использования земельного участка не соответствует установленному для него правовому режиму и т.д.) предоставить гражданину земельный участок на испрашиваемом праве и размерах не предоставляется возможным, администрация района в тридцатидневный срок с момента, когда ей стало известно о данном факте, извещает гражданина об условиях, на которых ему может быть предоставлен земельный участок или об отказе в предоставлении земельного участка.

Ссылка заявителей на положения части 4 статьи 34 ЗК РФ в данном случае не может быть принята судом, по тем основаниям, что согласно указанному положению орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой выписке, при условии зонирования территорий.

В настоящее время в Прионежском районе отсутствует территориальное планирование, генеральный план ... сельского поселения, на территории которого расположен ...) не утвержден, правила землепользования и застройки не разработаны, поэтому процедура рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, разработана в Положении «О предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством», что не противоречит положениям Земельного кодекса РФ, по этой же причине заявителям не может быть утверждена и выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с положениями статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

То, что участок, испрашиваемый заявителями, является проездом, не оспаривалось участниками судебного заседания.

Таким образом, в связи с отсутствием в Прионежском муниципальном районе генерального плана поселений, и ... сельского поселения в частности, градостроительного плана и схемы территориального планирования, требования заявителей о возложении на ответчика обязанности обеспечить подготовку схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории и выдаче ее заявителям, удовлетворению не подлежат.

Из пояснений заявителей следует, что отказ администрации района в предоставлении земельного участка в аренду, они также считают незаконным и будут его обжаловать позже, в связи с чем суд не усматривает спора о праве в рамках данного процесса.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у суда возможности, выйти за рамки заявленных требований, то, что заявители обжаловали в судебном заседании лишь не выдачу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявление Филимоновой Е.П, и Карпина В.С. к администрации Прионежского муниципального района о возложении обязанности подготовить и выдать схему расположения земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда через Прионежский районный суд Республики Карелия.

Судья Т.В.Баранова

Мотивированное решение суда составлено 11 октября 2010 года.