О признании незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, возложении обязанности обеспечить выбор земельного участка, предварительно согласовать место размещения объекта и утвердить схему расположения земельного участка



Дело № 2-482/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 сентября 2010 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Т.В.Барановой,

при секретарях А.В. Ромашевич, Л.В. Тягановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева В.А. к Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, возложении обязанности обеспечить выбор земельного участка, предварительно согласовать место размещения объекта и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

у с т а н о в и л :

В.А.Васильев обратился в суд с названными требованиями к ответчику, мотивируя их тем, что хх.хх.хх г. он обратился с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места под индивидуальное жилищное строительство к ответчику. хх.хх.хх г. истец направил ответчику новое заявление, в котором было изменено предполагаемое использование земельного участка с «индивидуального жилищного строительства» на «дачное строительство». хх.хх.хх г. письмом № администрация района отказала истцу в обеспечении выбора, предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении схемы расположения нового земельного участка. Считая данный отказ незаконным, истец просил суд признать его таковым, обязать ответчика обеспечить выбор земельного участка, предварительно согласовать место размещения и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Истец в судебное заседание не явился, уведомлен о слушании дела надлежащим образом, в судебном заседании хх.хх.хх г. заявленные требования поддержал.

Представитель истца Перерва И.Н., действующий по доверенности, требования поддержал.

Представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - администрация) - Маслякова Е.А., действующая по доверенности, требования не признала, пояснила, что земельный участок, за предоставлением которого обратился истец хх.хх.хх г., ранее, хх.хх.хх г. года, был испрошен обществом с ограниченной ответственностью «Н.» для размещения туристического комплекса. ООО «Н.» после проведения необходимых мероприятий было отказано в предварительном согласовании место размещения объекта «...» на земельном участке, расположенном в ... площадью 2500 кв.м. Однако решением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. отказ администрации района ООО «Н.» в предварительном согласовании места размещения земельного участка был признан незаконным, и на администрацию района была возложена обязанность рассмотреть все заявления ООО «Н.», поэтому требования истца не могут быть удовлетворены, т.к. заявление ООО «Н.» поступило в администрацию района раньше, чем заявление Васильева В.А.

Представитель третьего лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК в судебное заседание не явился, уведомлены о слушании дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. Согласно поступившему отзыву, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель третьего лица - ООО «Н.» в судебное заседание не явился, уведомлены о слушании дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

  1. без предварительного согласования мест размещения объектов;
  2. с предварительным согласованием мест размещения объекта.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

  1. выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласованием места размещения объекта;
  2. выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
  3. принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основании документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения варианта размещения объекта и проведения процедур согласования в необходимых случаях.

Органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия земельных участков, в том числе для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможным вариантом их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании мест размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Судом установлено, что хх.хх.хх г. ООО «Н.» обратилось с заявлением в Администрацию Прионежского муниципального района РК (далее - Администрация района) с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельного участка по адресу: Прионежский район, ... для организации туристического комплекса со схемой испрашиваемого участка (л.д.42).

хх.хх.хх г. Администрация района направила ООО «Н.» (далее - Общество) письмо, в котором указала, что дополнительно необходимо указать площадь участка, представить Устав иди учредительные документы Общества, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, а также технико-экономическое обоснование проекта (л.д.46).

В период с ... по ... года Администрация района делает запросы в различные организации и учреждения с целью установления принадлежности .... Запросы были направлены в ТУ Росимущества по Республике Карелия, Министерство природных ресурсов Республики Карелия, УФРС по Республике Карелия, ГУП РК РГЦ «Недвижимость» (л.д. 43-45,47, 52).

хх.хх.хх г. истец обратился с заявлением в Администрацию района о выборе земельного участка и предварительном согласовании места под индивидуальное жилищное строительство в ... Прионежского муниципального района РК (л.д. 12).

В ответ на данное заявление хх.хх.хх г. Администрация района направила письмо, в котором отказала в предварительном согласовании места размещения объекта, сославшись на необходимость проведения торгов на заключение права аренды испрашиваемого земельного участка (л.д.14).

хх.хх.хх г. истец направляет в Администрацию района новое заявление, в котором было изменено предполагаемое использование земельного участка на «дачное строительство» (л.д.15).

хх.хх.хх г. Администрация района подала объявление в газету «Прионежье» о предстоящем предоставлении в аренду дачного земельного участка, расположенного в ... Прионежского района, ориентировочной площадью 1500 кв.м.

хх.хх.хх г. ООО «Н.» обращается с заявлением в Администрацию района с просьбой о согласовании места размещения туристической базы на земельном участке площадью около 2,5 га, расположенном в ... Прионежского района РК (л.д.48-49).

хх.хх.хх г. администрация района письмом № отказала К. в предварительном согласовании места размещения объекта «под дачное строительство» в связи с тем, что данный земельный участок предварительно согласован для размещения объекта «туристический комплекс» (л.д.17).

хх.хх.хх г. представитель истца К. направил в администрацию района схему расположения нового земельного участка на кадастровом плане (карте территории) для индивидуального дачного строительства в ... для утверждения (л.д.13,16).

Каждая из сторон, претендующая на спорный земельный участок, к заявлению о предоставлении земельного участка прикладывала кадастровую выписку о земельном участке.

Решением Прионежского районного суда от хх.хх.хх г. исковые требования Васильева В.А. к администрации района о признании незаконным решения об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, были удовлетворены. На администрацию района была возложена обязанность рассмотреть заявление К. от хх.хх.хх г., хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г., предъявленные в интересах Васильева В.А. и принять по ним решение с соблюдением требований Земельного кодекса РФ (л.д.21-22).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республик Карелия от хх.хх.хх г. указанное решение Прионежского районного суда оставлено без изменения.

Письмом от хх.хх.хх г. администрация района, ссылаясь на то, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в судебном споре, отказала Васильеву В.А. в обеспечении выбора, предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении схемы расположения нового земельного участка (л.д.28).

Решением комиссии по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами и поступлением арендной платы за землю в районный бюджет (далее - Комиссия) от хх.хх.хх г. ООО «Н.» было отказано в принятии решения о согласовании места размещения туристической базы на земельном участке, ориентировочной площадью 2,5 га, расположенного в ... Прионежского района (л.д.57).

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. указанное выше решение Комиссии было признано незаконным как не соответствующее Земельному кодексу РФ и федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления». Указанным решением на администрацию района была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственность «Н.».

Изучение судом представленных сторонами документов показало, что истцом кадастровая выписка о земельном участке получена хх.хх.хх г., а ООО «Н.» хх.хх.хх г.. Из данных кадастровых выписок видно, что земельные участки, испрашиваемые Васильевым В.А. для размещения земельного участка «под дачное строительство» и земельный участок, спрашиваемы ООО «Н.» для размещения туристического комплекса накладываются друг на друга, что невозможно для утверждения схемы размещения земельных участков (л.д.13,51).

Также судом установлено, что в настоящее время истцом в администрацию района представлена новая схема расположения испрашиваемого земельного участка, согласованная с ООО «Н.», согласно которой участки истца по делу и ООО «Н.» не накладываются друг на друга, однако, так как в настоящее время акт выбора нового варианта расположения участка не согласован и не утвержден администрацией района, представитель истца настаивал в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований, т.е. на возложении на ответчика обязанности согласовать схему расположения испрашиваемого земельного участка, приложенную к заявлению от 04.032009 года (л.д.13).

При рассмотрении настоящего спора суд учитывает то обстоятельство, что право гражданина, желающего получить земельный участок, на обеспечение выбора земельного участка само по себе не может быть ограничено, но схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карете территории), нарушающая права других лиц, не может быть утверждена. Исходя из требований истца о возложении на администрацию района обязанности обеспечить выбор земельного участка, предварительно согласовать место под индивидуальное дачное строительство и утвердить схему расположения конкретного земельного участка, ранее испрошенного ООО «Н.», в настоящее время заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Исследовав вышеназванные документы, обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что ООО «Н.» объявило о своем желании получить, в установленном законом порядке, спорный участок ранее, чем истец, и, исходя из этого, имеет преимущественное право на предоставление указанного участка. Удовлетворение заявленных требований истца повлекло бы за собой безосновательное нарушение прав ООО «Н.». Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Васильева В.А. к Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, возложении обязанности обеспечить выбор земельного участка, предварительно согласовать место размещения объекта и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Прионежский районный суд Республики Карелия со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Т.В.Баранова

Мотивированное решение суда составлено 29 сентября 2010 года.