Дело № 2-652/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2010 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Т.В.Барановой, с участием прокурора Е.Л.Шабалиной, при секретаре Е.А.Новосельцевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карельского транспортного прокурора Республики Карелия к Автономному учреждению Республики Карелия "Аэропорт "Петрозаводск" о признании деятельности не соответствующей требованиям федерального законодательства, регламентирующего лицензирование отдельных видов деятельности в области авиации, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Карельский транспортный прокурор Республики Карелия обратился в суд с названными требованиями к ответчику, а также к Министерству экономического развития Республики Карелия, мотивируя их тем, что в нарушение требований нормативных правовых актов Российской Федерации ответчик осуществляет деятельность в области гражданской авиации без соответствующих сертификатов и лицензии. Поскольку такая деятельность подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, находящегося в районе деятельности аэропорта, пассажиров воздушных судов, использующих этот аэропорт, а также угрожает причинением вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, в связи с изложенными в заявлении обстоятельствами, прокурор просил:
- признать деятельность Автономного учреждения Республики Карелия "Аэропорт "Петрозаводск" несоответствующей требованиям федерального законодательства, регламентирующего сертификацию и лицензирование отдельных видов деятельности в области авиации;
- обязать руководство Автономного учреждения Республики Карелия "Аэропорт "Петрозаводск" получить сертификат по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению, общий сертификат соответствия на аэропортовую деятельность и лицензию на деятельность по обеспечению авиационной безопасности.
- обязать Министерство экономического развития Республики Карелия -Учредителя Автономного учреждения Республики Карелия "Аэропорт "Петрозаводск" установить для указанного автономного учреждения задание на период 2010 года по приведению осуществляемой им аэропортовой деятельности в соответствии с действующим федеральным законодательством и осуществить финансовое обеспечение выполнения поставленного задания.
Определением Прионежского районного суда от хх.хх.хх г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Республики Карелия.
Уточнив в ходе судебного разбирательства первоначально заявленные требования, Карельский транспортный прокурор Республики Карелия, просил возложить на АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» обязанность получить лицензию по обеспечению авиационной безопасности. От других требований к указанному ответчику, а также от требований к другим ответчикам отказался, о чем представил письменное заявление.
Представители ответчика АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» уточненные требования истца признали, о чем представили письменное заявление.
Представитель Министерства финансов Республики Карелия в судебное заседание не явился, согласно поступившему отзыву не считают себя надлежащими ответчиками, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представители Министерства экономического развития Республики Карелия возражений по уточненным требованиям прокурора не имели.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований
Судом установлено, что Карельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности.
Юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области авиации на аэродроме, расположенном в ... Прионежского района Республики Карелия, является Автономное учреждение Республики Карелия "Аэропорт "Петрозаводск" (далее - АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск").
АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск" было создано на основании Распоряжения Правительства Республики Карелия от хх.хх.хх г. №.
В соответствии со ст. 3 Устава АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск" предметом и основным видом его деятельности является управление аэропортами, основными целями является содержание, развитие, организация эксплуатации аэропортов и аэродромов гражданской авиации, организация транспортного обслуживания населения воздушным транспортом.
Проведённой Карельской транспортной прокуратурой проверкой установлено, что АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск" осуществляет указанную выше аэропортовую деятельность с нарушениями требований федерального законодательства.
В соответствии с требованиями ст. 8 и ст. 48 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромы, аэропорты подлежат обязательной сертификации.
Порядок обязательной сертификации и сертификационные требования к аэропортам установлены Федеральными авиационными правилами "Сертификация аэропортов. Процедуры" (далее Федеральные правила), утвержденными приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от хх.хх.хх г. №.
В соответствии с п. 1.5 Федеральных правил аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе:
- поисковое и аварийно-спасательное обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" аварийно-спасательные службы создаются в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб.
В целях осуществления аэропортовой деятельности в АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск" действует профессиональная служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов.
Пунктом 14 Номенклатуры объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Минтранса РФ от 24.06.2002 N НА-217р, предусмотрена обязательная сертификация поисковой и аварийно-спасательной деятельности.
В настоящее время АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск" получен сертификат по службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСОП), а также общий сертификат соответствия на аэропортовую деятельность.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 98 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обеспечению авиационной безопасности подлежит обязательному лицензированию.
Проведенной проверкой установлено, что АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск" осуществляет свою деятельность с нарушением требований Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Указанное учреждение осуществляет деятельность по обеспечению авиационной безопасности в отсутствие соответствующей лицензии.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) от 16.04.2010 № ГК-358фс АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск" было отказано в предоставлении лицензии на деятельность по обеспечению авиационной безопасности в связи с несоответствием лицензионным требованиям и условиям.
Согласно требованиям пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" вид деятельности, на осуществление которого предоставляется лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, в отсутствие лицензии осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности является недопустимым.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" учредитель устанавливает задания для автономного учреждения и в соответствии с требованиями части 3 указанной статьи осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.
Учредителем АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск", в соответствии с п. 1.1 Устава АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск", является Министерство экономического развития Республики Карелия.
На основании абзаца 3 ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ и в соответствии с п. 4.10 Устава АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск" одним из источников формирования имущества и финансовых средств учреждения являются субвенции и субсидии из бюджета Республики Карелия.
Статья 2 Конституции РФ предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации гарантирована обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, которые не ограничены данной нормой и к которым может быть отнесено понуждение к совершению действий в целях предупреждения вреда в будущем.
В соответствии с положениями статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом, суд выносит решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая, что представители ответчика признали, заявленные уточненные требования прокурора, основания для отказа в принятии признания иска у суда не имеется, суд удовлетворяет требования истца.
В соответствии с положениями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» в доход местного бюджета Прионежского муниципального района Республики Карелия подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявление Карельского транспортного прокурора Республики Карелия к Автономному учреждению Республики Карелия "Аэропорт "Петрозаводск" о признании деятельности ответчика не соответствующей требованиям федерального законодательства, регламентирующего лицензирование отдельных видов деятельности в области авиации, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Признать не соответствующей требованиям федерального законодательства, регламентирующего лицензирование отдельных видов деятельности в области авиации деятельность Автономного учреждения Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск».
Обязать автономное учреждение «Аэропорт «Петрозаводск» получить лицензию на деятельность по обеспечению авиационной безопасности.
Взыскать с автономного учреждения «Аэропорт «Петрозаводск» государственную пошлину в доход местного бюджета Прионежского муниципального района Республики Карелия в размере 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение суда изготовлено 06 декабря 2010 года.