признании незаконным решения, о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории



Дело №2-658/2010

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

02 декабря 2010 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре Е.А.Новосельцевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергина А.И. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным решения, о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

у с т а н о в и л :

А.И.Сергин обратился в суд с названными требованиями к ответчику, мотивируя их тем, что хх.хх.хх г. он обратился к ответчику с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане для рекреационных целей в Прионежском районе Республики Карелия, в порядке, определенном п.4 статьи 34 Земельного кодекса РФ. Ссылаясь на доводы, подробно изложенные в исковом заявлении, просил суд признать недействительным письмо администрации Прионежского района от хх.хх.хх г. №, а также возложить на ответчика обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане для рекреационных целей в Прионежском районе Республики Карелия.

Истец в судебное заседание не явился, уведомлен о слушании дела надлежащим образом. В судебном заседании хх.хх.хх г. заявленные требования поддержал, указал, что отсутствие кадастрового номера у земельного участка, который он арендует у ответчика, является основанием для отказа ответчика в продлении договора аренды. Однако получить кадастровый номер без утверждения схемы земельного участка на кадастровом плане территории невозможно. Таким образом, отказ ответчика является препятствием для продления существующего договора аренды земельного участка.

Представители истца Перерва И.Н. и Кусакин Б.В., действующие на основании доверенности, требования истца поддержали, ссылались на доводы, изложенные в исковом заявлении. Уточнили требования в части признания незаконным письма ответчика от хх.хх.хх г. №, в связи с тем, что ответчик представил им ответ на заявление истца и согласился с тем, что ранее направленный ответ от хх.хх.хх г. № был направлен истцу ошибочно и не касался участка истца.

Представитель ответчика - администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - администрация района) - Клюшкина Е.В., действующая по доверенности, требования истца не признала, пояснила, что администрация района считает договор аренды земельного участка от хх.хх.хх г. между администрацией района и истцом не заключенным по тем основаниям, что в договоре отсутствует предмет договора, границы земельного участка не определены, отсутствует указание на кадастровый номер участка. В связи с этим, считают, что истец должен обращаться в общем порядке в администрацию района с заявлением о предоставлении ему земельного участка не связанного со строительством, а администрация района рассмотрит это заявление и примет по нему решение в соответствии с действующим земельным законодательством. Указала, что все эти обстоятельства были изложены в ответе истцу от хх.хх.хх г..

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в судебное заседание не явился. Уведомлены о слушании дела надлежащим образом, согласно поступившему отзыву просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указали, что в ЕГРП отсутствуют сведения о государственной регистрации договора аренды земельного участка площадью ... кв.м., находящегося ..., заключенного между администрацией района и Сергиным А.И.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии с положениями статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно положениям статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Согласно п.17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Судом установлено, что истцу постановлением администрации района от хх.хх.хх г. № «О предоставлении в аренду земельного участка в ... Сергину А.И.» был предоставлен в аренду земельный участок на срок до ... площадью ... кв.м., расположенный в ..., с разрешенным использованием «для рекреационных целей», категория земель «земли населенных пунктов» (л.д.№).

Согласно договору аренды № от хх.хх.хх г., заключенному между администрацией района и истцом, администрация района передала истцу в аренду по акту приема-передачи земельный участок площадью ... кв.м., расположенный в ..., разрешенное использование - «для рекреационных целей», категория земель - «земли населенных пунктов» (л.д.№).

Согласно п.4.1. указанного Договора договор прекращает свое действие по окончании его срока, указанного в п.2.1. Договора при наличии письменного заявления Арендатора либо уведомления Арендодателя, по соглашению Сторон, а так же по решению суда и иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. Если по окончании срока действия Договора ни одна из Сторон не уведомит другую о прекращении Договора, то он считается заключенным на тот же срок и на тех же условиях. В этом случае каждая из Сторон вправе в любое время отказаться от Договора, предупредив об этом другую сторону не позднее, чем за три месяца.

хх.хх.хх г. Кусакин Б.В., действующий в интересах истца, обратился в администрацию района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (л.д.№). В указанном заявлении содержались все необходимые сведения об испрашиваемом участке: цель использования участка, предполагаемое место размещения, ориентировочная площадь участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Письмом от хх.хх.хх г. ответчик отказал истцу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане для рекреационных целей в Прионежском районе Республики Карелия. В ответе администрация района, ссылаясь на нормы гражданского законодательства, указала, что считает договор аренды земельного участка с истцом от ... года не заключенным, в связи с чем, он должен обратится к ним с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на общих основаниях, в соответствии с требованиями земельного законодательства, а также Положением о предоставлении гражданам земельных участков для целей не связанных со строительством, утвержденным Решением ... созыва Совета Прионежского муниципального района № от хх.хх.хх г. Фактически данное заявление можно расценить как заявление о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством, при условии, что администрация района, считает договор аренды земельного участка с истцом не заключенным, однако, администрация района по формальным основанием, а именно, тому, что в заявление отсутствует фраза «предоставить земельный участок в аренду» отказывает истцу, разъясняя порядок рассмотрения заявлений, не принимая никаких решений.

Из договора аренды земельного участка № от хх.хх.хх г., заключенного между администрацией района (Арендодатель) и Сергиным А.И. (Арендатор) следует, что Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью ... кв.м. для рекреационных целей. Договор заключен на срок до .... Согласно приложению к договору аренды № (схема расположения участка на плане местности) земельный участок, переданный в аренду Сергину А.И., определен на местности (л.д.№).

Согласно, представленных истцом квитанций, он исправно оплачивал арендные платежи, согласно договору аренды земельного участка № от ... года (л.д.№).

Ни одна из сторон договора не заявила о желании расторгнуть договор аренды земельного участка до настоящего времени. Сведений о расторжении договора аренды суду не представлено. Таким образом, договор аренды земельного участка, предоставленного истцу, является пролонгированным, действующим в настоящее время.

В обоснование заявленных требований администрация района указала, что из заключенного договора аренды земельного участка № нельзя определенно установить имущество, подлежащее передаче в аренду, в связи, с чем считает, что сторонами не согласованы существенные условия договора аренды об объекте и, следовательно, указанный договор нельзя считать заключенным.

Согласно п.1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с п.3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Учитывая вышеизложенное, суд не соглашается с доводами администрации о том, что из договора аренды № нельзя определить имущество, переданное в аренду Сергину А.И. Из схемы расположения земельного участка на плане территории, являющегося приложением к договору аренды, можно определить местонахождение земельного участка, его площадь и длину границ, следовательно, предмет договора аренды определен.

В соответствии с положениями статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора.

В соответствии с положениями статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Таким образом, суд считает, что администрация района как сторона в договоре аренды земельного участка, предоставленного Сергину А.И. в ... году и получающая арендные платежи за земельный участок, настаивая на том, что договор аренды не заключен по причине отсутствия предмета договора, ведет себя как недобросовестный партнер. Суду не представлено доказательств того, что администрация района на заявление Сергина А.И., поданное им в ... году, и заключая впоследствии договор аренды земельного участка, предприняла необходимые меры для постановки участка на кадастровый учет, не изготовила и не утвердила проект границ земельного участка.

Таким образом, учитывая, что договор аренды земельного участка совершен в надлежащей форме, сторонами длительное время исполняется; ни одна сторона не заявляла о его расторжении, с учетом положений гражданского законодательства о равенстве участников гражданских правоотношений, суд считает, что возражения ответчика о признании договора аренды земельного участка № от хх.хх.хх г. незаключенным, не могут быть приняты судом во внимание.

Администрация района при получении заявления истца о предоставлении земельного участка в аренду в ... году и заключении договора аренды, в нарушение действовавшего на тот момент земельного законодательства, а именно п.4 ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 136-ФЗ от 25 октября 2001 года), которым на орган местного самоуправления или по его поручению соответствующую землеустроительную организацию на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок возлагалась обязанность обеспечить изготовление проекта границ земельного участка и утверждения его, такой проект не изготовила, предоставив истцу земельный участок без проекта границ. Таким образом, суд считает, что ответчик ссылаться в настоящее время на указные обстоятельства как на основание признания договора аренды с истцом незаключенным, не может.

В судебном заседании установлено, что истец желает выполнить за свой счет обязанности администрации района, которые она должна была выполнить в ... года при сдаче земельного участка в аренду истцу, для присвоения участку кадастрового номера.

Учитывая вышеизложенное, того, что в судебном заседании не установлено причин для отказа А.И.Сергину в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, включенную в состав материалов дела № по подготовке документов, содержащих необходимые сведения для осуществления кадастрового учета земельного участка, а, напротив приведет к постановке земельного участка на кадастровый учет, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, с администрации района подлежат взысканию в пользу Сергина А.И. судебные расходы в сумме 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь нормами ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Сергина А.И. удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. об отказе Сергину А.И. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Обязать администрацию Прионежского муниципального района утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, включенную в состав материалов дела № по подготовке документов, содержащих необходимые сведения для осуществления кадастрового учета земельного участка.

Взыскать с администрации Прионежского муниципального района в пользу Сергина А.И. судебные расходы в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней через Прионежский районный суд Республики Карелия.


Судья Т.В.Баранова

Мотивированное решение суда составлено 07 декабря 2010 года.