Дело № 2 - 744 / 2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 декабря 2010 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре К.В.Чупуковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ругачевой А.И. к администрации сельского поселения Прионежского муниципального района об оспаривании решения, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Истица обратилась в суд с названными выше требованиями, мотивируя их тем, что она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ей было отказано по тем основаниям, что занимаемое ею жилое помещение пригодно для проживания, следовательно, оснований для постановки на учет не имеется. Считая, названный вывод жилищной комиссии администрации поселения не соответствующим действительности, просила решение признать незаконным и возложить на ответчика обязанность поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Истица и ее представитель Вуколина Л.В., действующая по устному ходатайству истца, в судебном заседании поддержали заявленные требования, указали, что в силу возраста истцу трудно проживать в неблагоустроенном жилом помещении, ходить за водой и носить дрова, также указали, что дом, в котором проживает истица, принадлежит В., истица другого жилого помещения не имеет.
Представитель администрации сельского поселения - Глава поселения М. являющийся также и председателем жилищной комиссии администрации сельского поселения, в судебном заседании требования заявителя не признал, пояснил, что в настоящее время оснований для постановки заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении не имеется. Просил в удовлетворении заявления отказать.
Суд, заслушав, участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что истица хх.хх.хх г. обратилась в администрацию сельского поселения с заявлением, в котором просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по тем основаниям, что она является инвалидом ..., проживает в частном доме, принадлежащем В.; также указала, что ей трудно ходить за водой и дровами, отапливать помещение.
Письмом от хх.хх.хх г. администрация сельского поселения отказала заявителю в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по тем основаниям, что жилое помещение, занимаемое Ругачевой А.И. является пригодным для проживания, нормы предоставления жилой площади не нарушены, отсутствие канализации и водопровода в доме истца не является основанием для признания заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Из справки МСЭ-005 № следует, что Ругачева А.И. является инвалидом ... с хх.хх.хх г. по общему заболеванию, а также является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (л.д.№).
В соответствии с положениями статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» были разработаны и утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 «Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Правила).
Согласно п.2 указанных Правил основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются: обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади. При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь. Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и по другим основаниям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.3 Правил учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, осуществляется: по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом; по месту работы - на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении. Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и по месту жительства.
В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Из акта обследования межведомственной комиссией жилого помещения, расположенного по адресу: ..., занимаемого Ругачевой А.И. следует, что помещение занимаемое истицом является пригодным для постоянного проживания.
Аналогичный вывод сделан в заключении межведомственной комиссии от хх.хх.хх г. №: жилое помещение, занимаемое Ругачевой А.И. признано пригодным для постоянного проживания.
Факт пригодности жилого помещения для проживания истцом и его представителем в судебном заседании не оспаривался.
В соответствии с положениями частей 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с постановлением администрации Прионежского муниципального района от 07.02.2006 года № 312 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения», в Прионежском муниципальном районе учетная норма установлена в размере 10 кв.м. на 1 человека.
Согласно договору дарения жилого дома от хх.хх.хх г., свидетельству о регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ..., общая площадь дома составляет ... кв.м. (л.д.№). В указанном доме зарегистрировано ... человека, таким образом, площадь, занимаемого истцом жилого помещения, не превышает учетную норму.
Доводы истца и его представителя о том, что истец не имеет собственного жилого помещения и это обстоятельство может быть признано как основание для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не может быть принято судом во внимание по следующим причинам.
В соответствии с положениями статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Представитель ответчика ссылался на указанную норму закона, мотивируя свои пояснения, что и по данному основанию истец не может быть в настоящее время признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Подарив хх.хх.хх г. В., принадлежащий ей на праве собственности дом, в котором она в настоящее время проживает, истец тем самым ухудшила свои жилищные условий, и в соответствии с положениями статьи 53 Жилищного кодекса РФ по этому основанию может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий не ранее хх.хх.хх г. (дата заключения договора дарения - хх.хх.хх г.).
По доводам истца и его представителя о том, что жилое помещение, в котором проживает истец должно быть признано не пригодным для проживания по тем основаниям, что в доме отсутствует канализация и водоснабжение, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 г. помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Согласно п.41 указанного выше положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:
отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации, данным в письме от 18 января 2010 года № 809-СК/07 в пределах своей компетенции, согласно пункту 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Согласно представленной Главой сельского поселения информации на территории сельского поселения отсутствуют одноэтажные строения с централизованным отоплением, водоснабжением и канализацией. Данная информация никем в судебном заседании не оспаривалась.
На основании изложенного, анализируя действующее, приведенное выше законодательство, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований Ругачевой А.И. в настоящее время не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
р е ш и л:
Исковые требования Ругачевой А.И. к администрации сельского поселения Прионежского муниципального района об оспаривании решения, возложении обязанности совершить определенные действия,оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение составлено 13 декабря 2010 года.