Дело № 2-319/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2011 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи И.С.Леккеревой,
при секретаре Е.А.Новосельцевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Труниной Н.К., Киреевой Т.И. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконными решений об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Трунина Н.К., Киреева Т.И. обратились в суд к администрации Прионежского муниципального района с иском о восстановлении нарушенных прав в области землепользования, мотивируя требования тем, что отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельных участков заявителям в аренду по причине того, что участки находятся в стадии формирования и будут предоставляться с аукциона не соответствует нормам Земельного кодекса РФ. Так как заявители с соблюдением требований законодательства обратились в администрацию района по вопросу предоставления земельных участков в аренду, просили признать незаконным отказы администрации района от хх.хх.хх г. в решении вопроса в предоставлении земельных участков в аренду.
Заявители Трунина Н.К., Киреева Т.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель заявителей Штирс В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил, что основания для отказа в предоставлении земельного участка предусмотрены статьей 28 Земельного кодекса РФ, в данном случаи такие основания отсутствовали. Также указал, что стадия формирования земельного участка не может продолжаться такой длительный период как три года, кроме того, сам по себе факт формирования участка не может явиться основанием для отказа в его предоставлении.
Администрация Прионежского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направила, ранее в судебном заседании представитель администрации района пояснял, что органом местного самоуправления установлено разрешенное использование участка - садоводство, соответственно в тех целях, в которых его испрашивают заявители он предоставлен быть не может, также участок находится в стадии формирования под строительство.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Статьей 34 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством.
Согласно положениям статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу частей 4,5,6 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Судом установлено, что заявители хх.хх.хх г. обратились с заявлениями в администрацию Прионежского муниципального района РК о предоставлении в аренду для ведения дачного хозяйства из земель сельскохозяйственного использования земельных участков, расположенных в кадастровом квартале №, участок №, предполагаемой площадью ... кв.м.
Таким образом, согласно представленным документам заявители выполнили условия обращения, установленные ч.ч. 2,3 ст. 34 Земельного кодекса РФ.
хх.хх.хх г. администрация района отказала заявителям в предоставлении земельных участков в аренду, указав на то, что испрашиваемый земельный участок находится в стадии формирования для индивидуального садоводства, по окончанию работ по формированию земельного участка информация о проведении аукциона будет опубликована в официальных информационных источниках Прионежского района.
Вместе с тем, как следует из кадастрового плана территории (кадастровый квартал №) участок № площадью ... кв.м. относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Вид разрешенного использования земельного участка зависит от его назначения и определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса).
Частями 1, 3, 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Из статьи 11.3 Земельного кодекса РФ следует, что основанием для образования новых земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является решение исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Администрацией района в обоснование своей позиции в материалы настоящего дела представлен проект протокола заседания комиссии по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами и поступлением арендной платы за землю в районный бюджет.
По мнению суда, указанный проект протокола не представляет собой принятое в надлежащей форме и надлежащим образом решение органа местного самоуправления, на основании которого могло производиться формирование земельного участка и определение его разрешенного использования. На что также указывает то обстоятельство, что в кадастровом плане территории (кадастровый квартал №) обозначено разрешенное использование испрашиваемого заявителями земельного участка - для сельскохозяйственного использования.
Согласно части 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Согласно статье 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Как следует из материалов дела, хх.хх.хх г. администрация района начала согласовывать акты выбора данных земельных участков под строительство.
При этом согласно, статье 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
По мнению суда, выбор земельного участка мог осуществляться при наличии заявления гражданина на предоставление земельного участка для строительства с последующим его предоставлением данному гражданину. При этом из материалов дела не следует, что кто-либо обращался с таким заявлением.
Кроме того, из материалов дела не следует, что администрацией принималось решение о возможности использования этих участков для строительства. Напротив, если принимать во внимание проект протокола, представленный администрацией, то согласно этому проекту протокола названные участки планировалось предоставлять для индивидуального садоводства, то есть в целях, не связанных со строительством.
По мнению суда, из представленных материалов не следует вывод, что указанные участки администрация района будут предоставлены гражданам посредством аукциона, поскольку действия по согласованию акта выбора земельного участка свидетельствуют о том, что данный участок планировался к предоставлению для строительства в порядке, не требующем проведения аукциона.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что своим отказом администрация района нарушила требования статьи 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьи 34 Земельного кодекса РФ, а также права заявителей, лишив их возможности приобрести на праве аренды в установленном законом порядке земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных со строительством.
По мнению суда, поскольку заявители обратились за предоставлением земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения для целей, которые не связаны со строительством - ведение дачного хозяйства, а доказательства того, что данные участки не могут использоваться в испрашиваемых заявителями целях, отсутствуют, соответственно, администрация района была обязана принять решение в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ, которая закрепляет процедуру предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе из земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, часть 2 статьи 22 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса); зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. (п. 4 ст. 27 ЗК РФ).
Судом не установлено, что испрашиваемые земельные участки заняты каким-либо из названных объектов.
Таким образом, по мнению суда, приведенные администрацией района в оспариваемом решении основания для отказа в предоставлении земельных участков, являются несостоятельными.
В связи с чем, суд полагает, что администрация района не могла принять решение об отказе в предоставлении земельного участка на стадии принятия заявления и была обязана выполнить действия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса РФ. По результатам данной процедуры могли быть установлены иные причины (земельный участок в установленном порядке уже передан иному лицу; невозможность предоставления земельного участка в испрашиваемых размерах и т.д.), которые могли послужить основаниями для отказа в предоставлении участка в аренду, а при отсутствии таких причин земельный участок мог быть предоставлен заявителям.
Таким образом, по мнению суда, установленные судом обстоятельства подтверждают доводы заявителей о нарушении администрацией района их прав на получение обоснованного решения по предоставлению испрашиваемого земельного участка. Суд приходит к выводу о нарушении администрацией района порядка принятия решения об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка и несоответствии содержания решения об отказе заявителям в предоставлении участка требованиям закона.
Таким образом, в соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь нормами 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявление Труниной Н.К., Киреевой Т.И. удовлетворить.
Признать незаконными решения администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. об отказе Труниной Н.К., Киреевой Т.И. в предоставлении земельного участка в аренду.
Обязать администрацию Прионежского муниципального района выполнить действия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса РФ, определяющей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья И.С.Леккерева
Мотивированное решение составлено 18 апреля 2011 года.