О признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности совершить определенные действия



Дело № 2-238/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

05 марта 2011 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи И.С. Леккеревой,
при секретаре А.В. Ромашевич,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Филимоновой Е.П., Карпина В.С. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Е.П.Филимонова, В.С.Карпин обратились в суд к администрации Прионежского муниципального района с иском о восстановлении нарушенных прав в области землепользования, мотивируя требования тем, что отказ органа местного самоуправления в выборе земельного участка для решения вопроса о предоставлении его в аренду, по причине невозможности его предоставления в аренду как участка общего пользования не соответствует нормам Земельного кодекса РФ. Так как заявители с соблюдением требований законодательства обратились в администрацию района по вопросу предоставления земельного участка в аренду, просили признать незаконным отказ ответчика от хх.хх.хх г. в решении вопроса в предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством.

Заявитель Карпин В.С. и его представитель Филимонов А.П., действующий на основании устной доверенности, Филимонова Е.П. и ее представитель Гелахов Н.А., действующий по ордеру, поддержали в суде заявленные требования. Считали, что, поскольку ответчиком нарушена установленная законом процедура решения вопроса о предоставлении им земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, отказ администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. является незаконным.

Администрация Прионежского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направила, представила ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью представителей администрации в других судебных процессах.

С согласия лиц, участвующих деле, в качестве заинтересованного лица к участию в деле было привлечено ФГУ "Земельная кадастровая палата", о времени и месте извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Статьей 34 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством.

Согласно положениям статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В силу частей 4,5,6 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Судом установлено, что заявители хх.хх.хх г. обратились с заявлением в администрацию Прионежского муниципального района РК (далее - администрация района) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, расположенного кадастровом квартале № предполагаемой площадью ... кв.м. для использования в качестве проезда к участкам, принадлежащим заявителям на праве собственности.

Таким образом, согласно представленным документам заявители выполнили условия обращения, установленные ч.ч. 2,3 ст. 34 Земельного кодекса РФ

хх.хх.хх г. администрация района отказала заявителям в предоставлении земельного участка в аренду, указав на то, что испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования и не подлежит передаче в аренду.

Судом также установлено, что Решением XXV сессии I созыва Совета Прионежского муниципального района РК № 13 от 02.04.2009 года было утверждено Положение «О предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством». Из текста указанного Положения следует, что Положение разработано в соответствии со статьей 34 ЗК РФ и определяет порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Согласно пункта 2.1 указанного Положения граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявления о предоставлении земельного участка в собственность или аренду на имя главы Прионежского муниципального района Республики Карелия. В заявлении указываются: цель использования земельного участка; предполагаемые размеры и местоположение земельного участка; испрашиваемое право на земельный участок. Гражданин подает заявление в администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия. К заявлению прилагаются сведения о земельном участке государственного земельного кадастра. В случае если гражданин имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, к заявлению прилагаются также документы, подтверждающие наличие такого права.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия на основании поступившего заявления публикует в официальном источнике - газете "Прионежье" информацию о возможной передаче в собственность или аренду граждан земельных участков, находящихся в государственной собственности, для целей, не связанных со строительством. В информации указываются: предполагаемые размеры земельного участка, правовой режим земельного участка, право, на котором может быть предоставлен земельный участок (в собственность или в аренду), условия предоставления земельного участка.

Из пункта 2.3. Положения следует, что в случае, если в соответствии с требованиями законодательства и по иным причинам (земельный участок в установленном порядке уже передан на любом виде права иному лицу; предполагаемая цель использования земельного участка не соответствует установленному для него правовому режиму и т.д.) предоставить гражданину земельный участок на испрашиваемом праве и размерах не предоставляется возможным, администрация района в тридцатидневный срок с момента, когда ей стало известно о данном факте, извещает гражданина об условиях, на которых ему может быть предоставлен земельный участок или об отказе в предоставлении земельного участка.

По мнению суда, администрация района не имела правовых оснований для отказа в предоставлении заявителям земельного участка на стадии принятия их заявления со ссылкой на то, что данный земельный участок необходим для общего пользования.

Как установлено судом, испрашиваемый заявителями земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером №.

Как усматривается из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером №, данный участок относится к землям населенных пунктов.

Часть 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Исходя из статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования образуются исключительно из земель поселений и могут включаться в состав различных территориальных зон: жилых; общественно-деловых; производственных; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационных; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иных территориальных зон. В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ такие земельные участки не подлежат приватизации. К их числу отнесены по их назначению земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.

Указанные правовые нормы, определяющие правовой режим земельных участков общего пользования, не устанавливают запрета на предоставление такого участка на праве аренды.

Кроме того, доказательств того, что испрашиваемый земельный участок необходим для общего пользования, суду не представлено.

Приведенное администрацией района в оспариваемом решении основание для отказа в предоставлении участка как отсутствие генерального плана сельского поселения, также суд находит несостоятельными.

Градостроительный кодекс РФ устанавливает, что при подготовке проекта генерального плана должны учитываться комплексные программы развития муниципальных образований, положения о территориальном планировании, содержащиеся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов, региональные и (или) местные нормативы градостроительного проектирования, результаты публичных слушаний по проекту генерального плана, а также должны учитываться предложения заинтересованных лиц.

Пунктом 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ установлено, что генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения и раскрывается содержание этих карт (схем). Перечень является открытым и может дополняться органами местного самоуправления поселения, органами местного самоуправления городского округа в соответствии с полномочиями указанных органов.

В соответствии с п. 10 ст. 1 указанного Кодекса под объектами капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Гостевые парковки и трансформаторные подстанции контейнерного типа не являются объектами капитального строительства, следовательно, карты (схемы) их размещения и не должны включаться в генеральный план.

По мнению суда, поскольку заявители обратились за предоставлением земельного участка из состава муниципальных земель для целей, которые не связаны со строительством, соответственно, администрация района была обязана принять решение в порядке исполнения статьи 34 Земельного кодекса РФ, которая закрепляет процедуру предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Поскольку в настоящее время не имеется градостроительного регламента, соответственно, определить к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок и какое его разрешенное использование, не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, не имеется оснований полагать, что испрашиваемый участок не может использоваться в целях, для которых его испрашивают заявители.

Также, согласно п. 4.1 вышеназванного Положения отказ в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, допускается лишь в случаях, установленных законодательством.

В силу ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Наличия предусмотренных указанной нормой оснований для отказа в предоставлении земельного участка при принятии оспариваемого решения судом не установлено.

В связи с чем суд полагает, что администрация района не могла принять решение об отказе в предоставлении земельного участка на стадии принятия заявления и была обязана выполнить действия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса РФ. По результатам данной процедуры могли быть установлены иные причины (земельный участок в установленном порядке уже передан иному лицу; невозможность предоставления земельного участка в испрашиваемых размерах и т.д.), которые могли послужить основаниями для отказа в предоставлении участка в аренду, а при отсутствии таких причин земельный участок мог быть предоставлен заявителям.

Таким образом, по мнению суда, установленные судом обстоятельства подтверждают доводы заявителей о нарушении администрацией района их прав на получение обоснованного решения по предоставлению испрашиваемого земельного участка. Суд приходит к выводу о нарушении администрацией района порядка принятия решения об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка и несоответствии содержания решения об отказе заявителям в предоставлении участка требованиям закона.

Таким образом, в соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь нормами 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявление Филимоновой Е.П., Карпина В.С. удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. об отказе Филимоновой Е.П. и Карпину В.С. в предоставлении земельного участка в аренду.

Обязать администрацию Прионежского муниципального района выполнить действия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса РФ, определяющей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней через Прионежский районный суд Республики Карелия.



Судья И.С. Леккерева





Мотивированное решение составлено 11 марта 2011 года.