Дело № 2 - 328 /11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 мая 2011 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Н.Н. Антипиной,
при секретаре: Е.А. Новосельцевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Харламова О.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - Администрации района) о признании незаконными действий об отказе в предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л:
истец хх.хх.хх г. обратился с иском к Администрации района о признании незаконным решения ответчика об отказе в предоставлении земельного участка под пешеходную дорожку и проезд к его земельному участку (кадастровый номер №), расположенному ..., мотивируя тем, что хх.хх.хх г. состоялось заседание комиссии ответчика по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами и поступлением арендной платы за землю в районный бюджет, где должно было рассматриваться его заявление о выделении земельного участка для обустройства проезда, но решения данного вопроса не было. Несмотря на утвержденный хх.хх.хх г. градостроительный план земельного участка, ответчиком отказано истцу в предоставлении земельного участка под проезд и пешеходную дорожку. Несмотря на то, что около испрашиваемого под проезд участка запланирована организация пожарного водоема, ответчик считает возможным предоставить участок Филимонову А.П.
Истец, его представители Куроптев Е.А., допущенный судом к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Бокша М.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск поддержали и пояснили, что истец, получив земельный участок, площадью ... кв. метров, намерен узаконить проезд и проход к нему, но надлежащего ответа на свое заявление о выделении земельного участка для обустройства проезда и прохода не получил. В большей мере со стороны ответчика имеет место нарушение прав истца бездействием, так как в течение пяти месяцев не получен четкий, официальный ответ на заявление Харламова О.В.
Представитель ответчика Маслякова Е.А., действующая по доверенности, иск не признала и пояснила, что истцу не отказано в выделении земельного участка под обустройство проезда и прохода к его участку, но конкретного ответа на его соответствующее заявление не дано.
Представитель третьего лица администрации ФИО15 сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представители третьего лица Управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Карелия Кудельский И.П., Курласов П.Н., действующие по доверенностям, пояснили, что в ходе проверки соблюдения пожарной безопасности на территории ФИО15 сельского поселения было выявлено нарушение - территория не в полном объеме обеспечена источниками наружного пожаротушения. В соответствии с нормами для пожарного водоема должен быть предусмотрен проезд, разворотная площадка; проезд постоянно должен быть свободен в любое время года. На данный момент идет разработка объектов, планирование территории, то есть определяются расположения пожарных водоемов. Расположение пожарного водоема около земельного участка Харламова О.В. возможно.
Третье лицо Филимонов А.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Филимонова А.П. Бугаенко А.А., действующая на основании ордера, считая иск не подлежащим удовлетворению, пояснила, что процедура формирования земельного участка, испрашиваемого Филимоновым А.П. в размере ... кв. метров под магазин, или в размере ... кв. метров под огород не завершена; решения о предоставлении или непредоставлении земельного участка не принято.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, представителей, свидетеля, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статьям 22 и 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам их собственниками в собственность, аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно положениям статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу частей 4, 5, 6 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Решением XXV сессии I созыва Совета Прионежского муниципального района РК № 13 от 02.04.2009 года было утверждено Положение «О предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством». Из текста указанного Положения следует, что Положение разработано в соответствии со статьей 34 ЗК РФ и определяет порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2.1 указанного Положения граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявления о предоставлении земельного участка в собственность или аренду на имя главы Прионежского муниципального района Республики Карелия. В заявлении указываются: цель использования земельного участка; предполагаемые размеры и местоположение земельного участка; испрашиваемое право на земельный участок. Гражданин подает заявление в Администрацию района. К заявлению прилагаются сведения о земельном участке государственного земельного кадастра. В случае если гражданин имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, к заявлению прилагаются также документы, подтверждающие наличие такого права.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения Администрация района на основании поступившего заявления публикует в официальном источнике - газете "Прионежье" -информацию о возможной передаче в собственность или аренду граждан земельных участков, находящихся в государственной собственности, для целей, не связанных со строительством. В информации указываются: предполагаемые размеры земельного участка, правовой режим земельного участка, право, на котором может быть предоставлен земельный участок (в собственность или в аренду), условия предоставления земельного участка.
Из пункта 2.3 Положения следует, что в случае, если в соответствии с требованиями законодательства и по иным причинам (земельный участок в установленном порядке уже передан на любом виде права иному лицу; предполагаемая цель использования земельного участка не соответствует установленному для него правовому режиму и т.д.) предоставить гражданину земельный участок на испрашиваемом праве и размерах не предоставляется возможным, администрация района в тридцатидневный срок с момента, когда ей стало известно о данном факте, извещает гражданина об условиях, на которых ему может быть предоставлен земельный участок или об отказе в предоставлении земельного участка.
Судом установлено, что в аренде у Харламова О.В. находится земельный участок, площадью ... кв. метров, расположенный ... предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с градостроительным планом земельного участка проезд к нему и пешеходную дорожку указано было предусмотреть от существующего поселкового проезда (л.д. №).
хх.хх.хх г. Харламов О.В. обратился в Администрацию района с заявлением о выделении земельного участка под обустройство проезда и прохода к своему участку. Данное заявление зарегистрировано ответчиком хх.хх.хх г. (входящий номер №). Письмом от хх.хх.хх г. Администрация района сообщила истцу, что его заявление будет рассмотрено Комиссией по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами и поступлением арендной платы за землю в районный бюджет хх.хх.хх г. Однако в выписке из протокола заседания вышеназванной Комиссии от хх.хх.хх г. не содержится непосредственного ответа на заявление истца.
Свидетель - заместитель начальника отдела архитектуры и управления земельными ресурсами Администрации района - пояснила, что у истца имеется два подъезда к земельному участку, которых он может обустроить. При этом необходимо учитывать, что если земельный участок не будет официально выделен под проезд, то данная земля, как свободный участок, может быть предоставлена по заявлению любому лицу. Предварительно так и получилось по одному из подъездов к участку истца. Земельный участок, площадью ... кв. метров, может быть предоставлен Филимонову А.П. под огород, и то обстоятельство, что на испрашиваемом участке запроектирован администрацией ФИО15 сельского поселения пожарный водоем не имеет преюдициального значения. Принятие противопожарных мер является компетенцией администрации ФИО15 сельского поселения, а не Администрации района. При предоставлении Филимонову А.П. под огород земельного участка, используемого истцом для проезда к своему участку, последний может установить сервитут на участке Филимонова А.П. для проезда и прохода к своему участку. Граждане должны сами обустраивать проезд на выделенных для этих целях участках к своим земельным участкам.
Согласно сообщению администрации ФИО15 сельского поселения от хх.хх.хх г. № ею запланировано размещение пожарного водоема на улице ..., в районе дома №; других мест, расположенных в благоприятных условиях, доступных и обеспечивающих требования Межтерриториального отдела государственного пожарного надзора (пгт Пряжа, Прионежский район) по Прионежскому муниципальному району Управления государственного пожарного надзора, нет.
В письме Администрации района от хх.хх.хх г. на заявление истца отмечено «В утвержденном Постановлением от хх.хх.хх г. № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка в ...» градостроительном плане земельного участка № от хх.хх.хх г. указано: подъезд к участку и пешеходную дорожку предусмотреть от существующего поселкового проезда. Поскольку в районе земельного участка предоставленного Вам на праве аренды существует два поселковых проезда, от которых возможно организовать проезды и проходы».
Для пользования земельным участком на него должен быть обеспечен доступ (проезд, проход), что следует из норм ст.ст. 40, 41 ЗК РФ.
Статья 5 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 10 указанного Закона устанавливает, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Анализируя вышеназванные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что компетентные органы и должностные лица, принявшие обращение гражданина, обязаны дать на него письменный ответ. Текст ответа должен излагаться четко, последовательно, кратко, исчерпывающе давать ответ на все поставленные в обращении вопросы. В случае частичного или полного отказа в удовлетворении требований, содержащихся в обращении, в ответе также указываются мотивы отклонения со ссылкой на конкретные нормы федерального законодательства, муниципальные правовые акты и порядок обжалования соответствующего решения. Если на обращение дается промежуточный ответ, то в тексте указывается срок окончательного разрешения обращения.
Соответственно, требование действующего законодательства - это дача ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд полагает, что Администрация района в нарушение действующего законодательства не приняла решения по заявлению истца о выделении ему земельного участка под обустройство проезда к земельному участку (кадастровый номер №), расположенному ..., находящемуся в аренде.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ненадлежащий ответ Администрации района (действие ответчика), не соответствующий требованиям действующего законодательства, препятствует истцу в осуществлении его прав, и в соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 61 ЗК РФ подлежит признанию незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истец оплатил при подаче иска государственную пошлину, которая подлежит взысканию в его пользу с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Харламова О.В. удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия по рассмотрению заявления Харламова О.В. от хх.хх.хх г. (входящий № от хх.хх.хх г.), как не соответствующие нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия рассмотреть заявление Харламова О.В. от хх.хх.хх г. (входящий № от хх.хх.хх г.) и принять по нему решение с соблюдением требований Земельного кодекса РФ.
Взыскать с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу Харламова О.В. государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Н. Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 11 мая 2011 года.