О включении жилого дома в наследственную массу



                  Дело № 2 - 545 /11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2011 года                                                                                 город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи:                                                               Н.Н. Антипиной,                              

при секретаре:                                                                                               С.Л.Салаховой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тряпицыной В.В., Остоевой О.В. к администрации сельского поселения о включении жилого дома в наследственную массу,

у с т а н о в и л:

истицы обратились с названным иском в суд по тем основаниям, что после смерти хх.хх.хх г. отца открылось наследство в виде жилого дома Прионежского района Республики Карелия. Право собственности на недвижимое имущество наследодателем зарегистрировано не было, в связи с чем, истицы лишены возможности оформить наследство.

Истицы в судебном заседании иск поддержали и пояснили, что отец в 70-х годах построил вышеназванный дом, и до дня своей смерти проживал в нем вместе с семьей. При сборе документов о вступлении в наследство выяснилось, что отец не зарегистрировал свое право на строение.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав истиц, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).

Умерший хх.хх.хх г. являлся отцом истиц, что подтверждается свидетельствами об их рождении.

ГУП РК РГЦ «Недвижимость» хх.хх.хх г. оформило технический паспорт (л.д. ) на жилой дом Прионежского района РК.

хх.хх.хх г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия выдано уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на спорное имущество.

Согласно справке администрации сельского поселения, выданной на основании записей в похозяйственных книгах, отцу истицы на праве личной собственности принадлежал целый жилой дом, находящийся по адресу: ... (л.д. ).

Из пояснений истиц и вышеуказанных документов следует, что спорный дом построен в хх.хх.хх г., и с этого времени наследодатель проживал в нем, был там зарегистрирован.

31 января 1998 года вступил в силу Закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ (далее - Закон).

Статья 4 Закона устанавливает, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

На день смерти наследодатель не зарегистрировал право собственности на жилой дом в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.

Таким образом, в настоящее время истицы - наследники - лишены возможности оформить наследство на жилой дом, так как юридически данное имущество на день смерти не находилось в собственности наследодателя.

На основании вышеизложенного следует, что с хх.хх.хх г. в связи со смертью открылось наследство. Наследодатель фактически владел и пользовался жилым домом как собственник, но не зарегистрировал свои права на недвижимое имущество, не получил правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, в связи с этим, данный объект недвижимости должен быть включен в наследственную массу.

В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истицы оплатили при подаче иска государственную пошлину. В судебном заседании истицы заявили об отказе от возложения на ответчика обязанности по возмещению понесенных по делу судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

иск Тряпицыной В.В., Остоевой О.В. удовлетворить.

Включить в состав наследства, открывшегося со смертью хх.хх.хх г. отца, жилой дом, расположенный по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд РК в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.

Судья                                                                                                              Н.Н. Антипина

                   Решение принято судом в окончательной форме 18 июля 2011 года.