№ 2- 508 / 11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 июля 2011 года город Петрозаводск Прионежский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи: Антипиной Н.Н., при секретаре: Чупуковой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семечкова А.А. к администрации сельского поселения о возложении обязанности регистрации по месту жительства, у с т а н о в и л: администрацией сельского поселения хх.хх.хх г. отказано Семечкову А.А. в регистрации по месту жительства в жилом доме, принадлежащем истцу на праве собственности, расположенном по адресу: .... Считая отказ в регистрации неправомерным, Семечков А.А. обратился в суд с исковым требованием о возложении на ответчика обязанности по регистрации истца по месту жительства в вышеназванном жилом доме. Семечков А.А. в судебном заседании иск поддержал и пояснил, что имеет на праве собственности в СНТ жилой дом, в котором проживает постоянно в течение нескольких лет и желает быть в нем зарегистрированным; иного жилого помещения, пригодного для проживания, не имеет. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица председатель СНТ Федоров Г.И., считая иск подлежащим удовлетворению, пояснил, что истец два года постоянно проживает в личном жилом доме, расположенном на территории СНТ. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27 часть 1). Абзац второй статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определяет для целей данного Федерального закона садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства, поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера. Вместе с тем, место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью не только в целях административного учета во избежание осложнения деятельности органов публичной власти, которые должны располагать достоверной информацией о том, где фактически проживает гражданин, а не где он формально зарегистрирован в силу невозможности регистрации по фактическому месту проживания, но и в целях использования такого правового средства, как регистрация в качестве юридического факта, встроенного в механизмы правового регулирования в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. Кроме того, поскольку право на свободу выбора места жительства не исключает выбор постоянного места жительства, находящегося за пределами населенных пунктов, и поскольку понятия "место пребывания" и "место жительства" определены в Законе Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" вне привязки к населенному пункту, регистрация граждан, при том что она носит обязательный характер, должна осуществляться независимо от местонахождения соответствующего жилого строения (при условии, что оно пригодно для постоянного проживания). Отсутствие регистрации по фактическому месту жительства хотя и не является непреодолимым препятствием для реализации гражданином принадлежащих ему прав, но - применительно к конкретным правам и конкретным обстоятельствам - может, с одной стороны, создать такие неудобства в процессе правопользования, требующие дополнительных усилий, которые повлекут ограничения этих прав, несоразмерные конституционно значимым целям, а с другой стороны - привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу статьи 17 (части 3) Конституции Российской Федерации, и в конечном счете может воспрепятствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на которое направлена политика Российской Федерации как социального государства (статья 7 части 1 Конституции Российской Федерации). Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П нормативное положение абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" было признано не соответствующим статьям 19 (части 1 и 2), 27 (части 1) и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации в части, ограничивающей право на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242 -I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", осуществляющий регулирование в публично-правовой сфере регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено, и, соответственно, не затрагивает гражданско-правовой статус садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Следовательно, регистрация граждан по месту жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках (безотносительно к тому, отнесены они к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения), сама по себе не может изменить целевое назначение этих земельных участков. В соответствии со статьей 6 названного Закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу с заявлением о регистрации, а орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства. Судом установлено, что Семечков А.А. постоянно проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме №, расположенном на земельном участке по ул. ..., который также является собственностью истца, находится на территории СНТ и относится к землям сельскохозяйственного назначения. Другого пригодного для постоянного проживания жилья истец не имеет, зарегистрирован в квартире своих друзей. хх.хх.хх г. Семечков А.А. обратился к Главе сельского поселения по вопросу своей регистрации в вышеуказанном жилом доме (л.д. №). хх.хх.хх г. администрацией сельского поселения письменно отказано истцу в регистрации по месту его жительства (л.д. №). Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 года № 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 27 (части 1) и 55 (части 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения. Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, с учетом вышеуказанных норм права, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При предъявлении иска истец оплатил его государственной пошлиной, которая подлежит взысканию в пользу истца с ответчика. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: иск Семечкова А.А. удовлетворить. Возложить на администрацию сельского поселения обязанность по регистрации Семечкова А.А. в жилом доме №, расположенном по ул. ... садоводческого некоммерческого товарищества Прионежского района Республики Карелия. Взыскать с администрации сельского поселения в пользу Семечкова А.А. государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд РК в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы. Судья Н.Н. Антипина Решение принято судом в окончательной форме 19 июля 2011 года.