О признании незаконными решений об отказе в предоставлении земельного участка в аренду



Дело № 2-583/2011

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

07 сентября 2011 года                                                                                        город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                                              Т.В.Барановой,
при секретаре                                                                                                          М.В.Терентьевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Труниной Н.К., Киреевой Т.И. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконными решений об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Н.К. Трунина, Т.И.Киреева обратились в суд к администрации Прионежского муниципального района (далее - администрация района) с иском о восстановлении нарушенных прав в области землепользования, мотивируя требования тем, что отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельных участков заявителям в аренду по причине того, что участки находятся в стадии формирования и будут предоставляться с аукциона не соответствует нормам Земельного кодекса РФ. Так как заявители с соблюдением требований законодательства обратились в администрацию района по вопросу предоставления земельных участков в аренду, просили признать незаконным отказ администрации района, выраженный в письмах от хх.хх.хх г., в решении вопроса о предоставлении земельных участков в аренду, возложить на ответчика обязанность опубликовать в печати сообщение о наличии предложения на передачу в аренду названных земельных участков.

В процессе рассмотрения дела истцы и их представитель В.Штирс уточнили заявленные требования, отказались от требования о возложении на ответчика обязанности опубликовать в печати сообщение о наличии предложения на передачу в аренду названных земельных участков; просили возложить на ответчика обязанность заключить с ними договоры аренды испрашиваемых земельных участков предполагаемой площадью ... кв.м. с целью ведения дачного хозяйства, о чем представили письменные заявления.

Определением Прионежского районного суда от хх.хх.хх г. производство по делу в части требования о возложении на ответчика обязанности опубликовать в печати сообщение о наличии предложения на передачу в аренду названных земельных участков, прекращено в связи с отказом истцов от иска в части.

Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель заявителей В.Штирс, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные требования поддержал, уточнил, что его доверитель Н.К.Трунина просит предоставить ей в аренду первый участок от автодороги, Т.И.Киреева - второй. Пояснил, что основания для отказа в предоставлении земельного участка предусмотрены статьей 28 Земельного кодекса РФ, в данном случае такие основания отсутствуют; считал, что администрация района злоупотребляет правом формируя земельные участки такой длительный период, кроме того, сам по себе факт формирования участка, по мнению представителя истца, не может являться основанием для отказа в его предоставлении.

Представитель администрации Прионежского муниципального района - Е.А.Маслякова, действующая по доверенности, требования истцов не признала, пояснила, что в настоящее время участки находятся в стадии формирования администрацией района с целью продажи на аукционе с разрешенным использованием для садоводства. Длительность проведения работ по согласованию акта выбора мотивировала тем, что администрация района одновременно формирует большое количество участков, и, в зависимости от перспективности участков, по ним ведутся работы по согласованию акта выбора.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.

В силу статей 22 и 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно статье 30 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам земельных участков в аренду для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и осуществляется в следующем порядке:

- проведение работ по формированию земельного участка: определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Согласно требованиям статьи 31 Земельного кодекса РФ земельные участки для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, также с предварительным согласованием согласованием места размещения объекта. В этом случае процедура предоставления земельного участка начинается с обеспечения выбора земельного участка.

Предоставление земельного участка в аренду для строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

Органы местного самоуправления поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Судом установлено, что заявители хх.хх.хх г. обратились с заявлениями в администрацию Прионежского муниципального района РК о предоставлении в аренду для ведения дачного хозяйства из земель сельскохозяйственного использования земельных участков, расположенных в кадастровом квартале , участок , предполагаемой площадью ... кв.м.

В соответствии с положениями Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Таким образом, утверждение заявителей о том, что испрашиваемый ими земельный участок не предназначен для строительства входит в противоречие с положениями действующего законодательства, регламентирующего данные вопросы.

Письмами от хх.хх.хх г. администрация района отказала заявителям в предоставлении земельных участков в аренду, указав на то, что испрашиваемые земельные участки находятся в стадии формирования для индивидуального садоводства, по окончанию работ по формированию земельных участков информация о проведении аукциона будет опубликована в официальных информационных источниках Прионежского района.

В подтверждение указанных оснований отказа ответчиком представлены акты выбора и обследования земельных участков под индивидуальное садоводство в районе ... (л.д. ). Дата составления указанных актов - хх.хх.хх г. К актам приложены проекты границ земельных участков, испрашиваемых под садоводство для выставления на аукцион. Из пояснений сторон, указанных проектов границ и кадастрового плана территории, представленной истцами при подаче заявлений (л.д. ), видно, что речь идет об одном и том же участке.

Право Администрации района испрашивать земельные участки для последующей продажи на аукционе никем в суде не оспорено.

Анализируя вышеприведенное законодательство, суд приходит к выводу о том, что при решении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду установлена определенная процедура, которую должен пройти каждый желающий получить земельный участок.

Самым первым условием является обращение с заявлением к собственнику земельного участка о желании получить земельный участок.

Так как, в настоящем споре администрация района является распорядителем земельных участков, находящихся на территории Прионежского муниципального района, то эта стадия для нее упускается, так как в противном случае она должна была бы просить участок сама у себя. Следующей стадией является принципиальное согласие собственника на предоставление такого участка. После получения согласия начинается процедура выбора и обследования испрашиваемого земельного участка.

В настоящем споре согласие собственника земельного участка на предоставление земельного участка истцами получено не было в силу причин, указанных в пояснениях представителя ответчика.

Таким образом, спор сводится к тому, чтобы определить, кто первый истцы или ответчик надлежащим образом оформили свое желание получить спорный земельный участок.

Изучив представленные документы, суд считает, что администрация района представила доказательства того, что ею работы по выбору земельного участка начаты раньше, чем поступили заявления истцов.

Довод представителя истцов о том, что акт выбора до настоящего времени не подписан всеми участниками комиссии, и, следовательно, является недействительным, не может быть принят судом во внимание, так как законодательно определенного порядка согласования акта выбора и обследования земельного участка не существует. Выбор участка проходит постепенное согласование со всеми участниками комиссии. В отсутствие установленного порядка и процедуры согласования акта выбора и обследования земельного участка, процедура, проводимая ответчиком по согласованию акта выбора, не может быть признана незаконной.

Кроме того, суд при принятии настоящего решения учитывает то обстоятельство, что истцы с отказом ответчика предоставить земельные участки в аренду в указанном месте не утрачивают право на выбор земельного участка вообще.

Требования заявителей о предоставлении земельных участков в аренду, кроме прочего, не могут быть удовлетворены в силу тех обстоятельств, что в аренду может быть предоставлен сформированный земельный участок, тогда как из представленных в суд материалов следует, что в настоящее время спорные участки не сформированы.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что, так как факт нарушения прав истцов в области землепользования не нашел в суде своего подтверждения, испрашиваемые истцами земельные участки под дачное хозяйство находятся в пределах уже формируемого ответчиком земельного участка для продажи с аукциона для ведения садоводства, исковые требования о признании отказа администрации района в предоставлении земельного участка и возложении на администрацию района обязанности предоставить земельные участки в аренду для индивидуального дачного хозяйства удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявление Труниной Н.К., Киреевой Т.И. к администрации Прионежского муниципального района оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда через Прионежский районный суд Республики Карелия.



Судья                                                                                                                               Т.В.Баранова



Мотивированное решение составлено 12 сентября 2011 года.