Дело № 2-652/2011 З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е 02 сентября 2011 года город Петрозаводск Прионежский районный суд Республики Карелия в составе: рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прионежского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шокшинского вепсского сельского поселения Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия по соблюдению требований пожарного законодательства, у с т а н о в и л : Прокурор Прионежского района Республики Карелия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с названными требованиями к администрации Шокшинского вепсского сельского поселения Республики Карелия (далее - администрация поселения) мотивируя их тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки в муниципальном образовании Шокшинское вепсское сельское поселение были выявлены нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности, подробно изложенные в исковом заявлении. Просил обязать ответчика выполнить указанные в исковом заявлении требования. В судебном заседании помощник прокурора Прионежского района И.Д.Потанина заявленные требования поддержала. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Возражений по иску, сведений об уважительных причинах неявки в судебное заседание и просьбы о рассмотрении дела в своё отсутствие не представили. Согласно ст.233 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. С учетом изложенных процессуальных норм закона и мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в порядке заочного производства. Допрошенный в качестве специалиста представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия, действующий на основании доверенности, в ходе судебного заседания, пояснил, что нарушения ответчиком требований пожарного законодательства были первоначально выявлены в ходе проверки хх.хх.хх г. Ответчику был дан срок для устранения выявленных нарушений до хх.хх.хх г., однако проведенная хх.хх.хх г. проверка показала, что нарушения не устранены, что отражено в акте проверки, проведенной в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему. В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, … установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В соответствии с п.9 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» к вопросам местного значения поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п.10, 11 вышеуказанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях, оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач. Согласно положений статьи 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, среди прочего, относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. По смыслу статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье являются личными неимущественными правами, принадлежащими гражданину от рождения, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами. Согласно статье 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Установлено, что прокуратурой района проведена проверка в муниципальном образовании «Шокшинское вепсское сельское поселение», в ходе которой были выявлены нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности. Аналогичные нарушения были выявлены в ходе проверки, проведенной инспектором МТО ГПН по Прионежскому муниципальному району УГПН ГУ МЧС РФ по РК хх.хх.хх г. По результатам проведенной проверки составлен акт проверки №, в котором отражены выявленные нарушения (лист дела №). Проверка, проведенная начальником ОНЛД Прионежского района УНД ГУ МЧС РФ по РК хх.хх.хх г., подтвердила наличие ранее выявленных нарушений, а также то, что к установленному сроку (хх.хх.хх г.) нарушения не были устранены. Так, прокурор в судебном заседании просил обязать ответчика выполнить следующие действия: в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарной безопасности, а именно: 1. оборудовать помещение здания Администрации Шокшинского вепсского сельского поселения автоматической пожарной сигнализацией; 2. отделить помещения Администрации Шокшинского вепсского сельского поселения от помещений жилой части противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов; 3. оборудовать здание Администрации Шокшинского вепсского поселения эвакуационным выходом, изолированным от жилой части здания; 4. разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений); 5. установить у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) расстояние до водоисточника; 6. обеспечить территорию поселения источниками наружного противопожарного водоснабжения, с расчетом, чтобы расстояние от резервуаров или водоемов до защищаемых объектов не превышало 150 м; 7. установить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х 12 м для установки пожарных автомобилей и заборы воды в любое время года; 8. обеспечить свободный подъезд пожарных машин с облегченным усовершенствованным покрытием дорог к пожарным резервуарам, водоемам; 9. оснастить территорию общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. В силу ст.ст.55,56 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При подготовке дела к судебному разбирательству ответчику разъяснялось, что в случае несогласия с заявленным иском он должен доказать обстоятельства, подтверждающие отсутствие оснований для возложения на них обязанности по совершению обозначенных в исковом заявлении действий. Между тем, таких доказательств, равно как и возражений по иску, ответчиком представлено не было. Оценивая собранные по делу доказательства, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает, что требования прокурора Прионежского района Республики Карелия к ответчику подлежат удовлетворению. В соответствии с положениями статьи 333.36 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198, 233-234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Исковое заявление прокурора Прионежского района Республики Карелия к администрации Шокшинского вепсского сельского поселения Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия по соблюдению требований пожарного законодательства, удовлетворить. Обязать администрации Шокшинского вепсского сельского поселения Республики Карелия в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарной безопасности, а именно: 1. оборудовать помещение здания Администрации Шокшинского вепсского сельского поселения автоматической пожарной сигнализацией; 2. отделить помещения Администрации Шокшинского вепсского сельского поселения от помещений жилой части противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов; 3. оборудовать здание Администрации Шокшинского вепсского поселения эвакуационным выходом, изолированным от жилой части здания; 4. разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений); 5. установить у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) расстояние до водоисточника; 6. обеспечить территорию поселения источниками наружного противопожарного водоснабжения, с расчетом, чтобы расстояние от резервуаров или водоемов до защищаемых объектов не превышало 150 м; 7. установить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х 12 м для установки пожарных автомобилей и заборы воды в любое время года; 8. обеспечить свободный подъезд пожарных машин с облегченным усовершенствованным покрытием дорог к пожарным резервуарам, водоемам; 9. оснастить территорию общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Ответчик вправе подать в Прионежский районный суд Республики Карелия заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения копии настоящего решения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Именем Российской Федерации
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
с участием прокурора И.Д.Потаниной,
при секретаре М.В.Терентьевой,
Судья Т.В.Баранова