О признании деятельности несоответствующей требованиям федерального законодательства



Дело № 2-470/2011

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

01 сентября 2011 года                                                                                        город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Т.В.Барановой, при секретаре М.В.Терентьевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карельского транспортного прокурора Республики Карелия к автономному учреждению Республики Карелия "Аэропорт "Петрозаводск" о признании деятельности не соответствующей требованиям федерального законодательства, возложении обязанности совершить определенные действия, Министерству экономического развития Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Карельская транспортная прокуратура обратилась в суд с названными выше требованиями к Автономному учреждению Республики Карелия "Аэропорт "Петрозаводск" (далее - АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск" и Учреждение) мотивируя тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено нарушение Учреждением законодательства, направленного на обеспечение авиационной безопасности при осуществлении аэропортовой деятельности в аэропорту «Петрозаводск». В ходе проверки было установлено, что АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» не исполняются требования федерального законодательства, регламентирующего обеспечение авиационной безопасности в международных аэропортах, а именно ст. ст. 83, 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, принятого федеральным законом от 19.03.1997 № 60-ФЗ, п. п. 8, 53 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 18.04.2008 № 62, п. 18 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности», п. 15 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р, п. п. 3, 4 Правил «Охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42, в части передачи на основании возмездного договора под охрану границ территории (периметра) международного аэропорта «Петрозаводск» подразделению вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. Просили признать деятельность Учреждения несоответствующей требованиям федерального законодательства, регламентирующего обеспечение авиационной безопасности в сфере деятельности авиации и возложить на Учреждение обязанность передать под охрану на основании возмездного договора границы территории (периметр) международного аэропорта «Петрозаводск» подразделению вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

Определением Прионежского районного суда от хх.хх.хх г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство экономического развития Республики Карелия, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерство финансов Республики Карелия.

Уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, старший помощник Карельского транспортного прокурора Республики Карелия Ночовный А.Ю., просил возложить на Министерство экономического развития Республики Карелия (далее - Министерство) обязанность совершить действия по внесению соответствующих дополнений в выданное АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» задание, в части выполнения действий связанных с передачей на основании возмездного договора под охрану подразделению вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации территории международного аэропорта «Петрозаводск», в границах (периметре) земельного участка общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером , на котором расположены объекты инфраструктуры аэропорта «Петрозаводск» и совершить действия, направленные на финансовое обеспечение его выполнения, заявленные требования к АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» поддержал.

Представители ответчика АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» - Степанова Е.Г., Котков С.Н., действующие по доверенностям, заявленные требования не признали, пояснили, что не оспаривая наличия таковой обязанности, Учреждение не сможет выполнить требования законодательства об охране периметра аэропорта из-за отсутствия финансирования на указанные цели.

Представители Министерства экономического развития Республики Карелия (далее - Министерство) - Черечукина Т.В. и Колодин А.И., действующие по доверенностям, требования истца к Министерству не признали, указали, что включение в государственное задание АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» выполнение действий по передаче под охрану при органах внутренних дел Российской Федерации, противоречит нормам Законодательства, определяющим порядок формирования госзадания, т.к. указанные действия не являются услугами Учреждения.

Представитель Министерства финансов Республики Карелия в судебное заседание не явился, согласно поступившему отзыву просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Карельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение авиационной безопасности при осуществлении аэропортовой деятельности в аэропорту «Петрозаводск».

АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск" создано Распоряжением Правительства Республики Карелия от хх.хх.хх г. .

В соответствии с приказом Министерства экономического развития Республики Карелия от хх.хх.хх г. хх.хх.хх г. утвержден Устав Учреждения и хх.хх.хх г. оно зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы по Республике Карелия в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером (ОГРН), и поставлено на учет в налоговом органе с присвоением ИНН и КПП.

В соответствии с п. 3.2 Устава основным видом деятельности АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск" является управление аэропортами, в т.ч. осуществление аэропортовой деятельности в аэропорту «Петрозаводск» и обеспечение авиационной безопасности как одного из ее видов.

Распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия от хх.хх.хх г. по акту приема-передачи в оперативное управление АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск" переданы объекты инфраструктуры аэропорта «Петрозаводск», расположенные на земельном участке общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером .

АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск" осуществляет аэропортовую деятельность на основании единого Сертификата соответствия от хх.хх.хх г., сроком действия до хх.хх.хх г.

В соответствии с Сертификатом соответствия от хх.хх.хх г., сроком действия до хх.хх.хх г. Учреждение осуществляет деятельность по обеспечению авиационной безопасности.

Указанная выше аэропортовая деятельность осуществляется Учреждением в аэропорту «Петрозаводск» на аэродроме совместного базирования «Бесовец», зарегистрированном в Государственном реестре международных аэропортов и аэропортов федерального значения Российской Федерации.

На основании распоряжения Совета министров СССР от хх.хх.хх г. аэропорт «Петрозаводск» открыт для осуществления международных полетов.

В соответствии со ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее - ВК РФ), п. п. 1.3.2, 1.З.З., 1.3.4. Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных и введенных в действие приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.04.2000 № 98 (далее-ФАП-98) международным аэропортом является комплекс сооружений, включающий в себя аэродром (участок земли с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля.

Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от хх.хх.хх г. в аэропорту «Петрозаводск» создан таможенный пост "Бесовец" Петрозаводской таможни, который приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от хх.хх.хх г. с хх.хх.хх г. переименован в таможенный пост «Аэропорт Петрозаводск».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хх г. в соответствии с информацией, представленной Росграницей в Перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в раздел 3 «Воздушные пункты пропуска» под включен грузо -пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска Петрозаводск (Бесовец), расположенный в аэропорту «Петрозаводск».

Согласно ст. 83 ВК РФ под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в ее деятельность, т.е защищенности от противоправных действий (бездействий), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавших угрозу наступления таких последствий.

В соответствии с указанной статьей ВК РФ и п. 8 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 18.04.2008 № 62 (далее - Программа авиационной безопасности № 62 от 18.04.2008), авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел.

В соответствии со ст. 84 ВК РФ обеспечение авиационной безопасности возлагается на лиц, осуществляющих прием, отправку или обслуживание воздушного судна, которые обязаны принимать соответствующие меры по обеспечению авиационной безопасности, в т.ч. предотвращать доступ посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома, реализовывать меры противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

В соответствии с п. 6 указанной статьи ВК РФ, п. 53 Программы авиационной безопасности № 62 от 18.04.2008, п. 18 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587, охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 15 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р, международные аэропорты и аэродромы, на которых имеются пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, и объекты их инфраструктуры, подлежат обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42 утверждены Правила «Охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», определяющие порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности (далее - Правила).

В настоящих Правилах под охраной аэропортов и объектов их инфраструктуры понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту аэропортов и объектов их инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Задачей в области охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры является предотвращение несанкционированного прохода (проезда) лиц и транспортных средств, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на территорию аэропортов.

В соответствии с п. 3 указанных Правил, организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Пунктом 4 данных Правил установлено, что охрана границ территории (периметра) международных аэропортов осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

В настоящее время, в соответствии с п. п. 1.1, 2.3. Государственного контракта на оказание услуг физической охраны имущества от хх.хх.хх г. , заключенного между АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» - заказчиком и Отделом вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Петрозаводску - исполнителем, последний принимает на себя обязательства по осуществлению пропускного и внутриобъектового режимов и осуществлению физической охраны материальных ценностей Заказчика, находящихся на территории АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», расположенного по адресу: ..., Аэропорт (объект) путем выставления одного внутреннего поста, на котором несет службу один сотрудник в период времени с ... до ... в будние дни.

Таким образом, в настоящее время, АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» не исполняются требования федерального законодательства, регламентирующего обеспечение авиационной безопасности в международных аэропортах, а именно ст. ст. 83, 84 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ, п. п. 8, 53 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 18.04.2008 № 62, п. 18 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587, п. 15 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р, п. п. 3, 4 Правил «Охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42, в части передачи на основании возмездного договора под охрану границ территории (периметра) международного аэропорта «Петрозаводск» подразделению вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

Как следствие, в настоящее время, деятельность АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск" угрожает причинением вреда жизни или здоровью неопределенного круга лиц, которые находятся или могут находиться в районе деятельности аэропорта, а так же пассажиров воздушных судов, использующих аэропорт, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон) учредитель устанавливает задания для автономного учреждения и в соответствии с требованиями части 3 указанной статьи осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Учредителем АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск", в соответствии с п. 1.1 Устава АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск", является Министерство экономического развития Республики Карелия.

На основании абзаца 3 ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 4 Закона в соответствии с п. 4.10 Устава АУ РК "Аэропорт "Петрозаводск" одним из источников формирования имущества и финансовых средств учреждения являются субвенции и субсидии из бюджета Республики Карелия.

Статья 2 Конституции РФ предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации гарантирована обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, которые не ограничены данной нормой и к которым может быть отнесено понуждение к совершению действий в целях предупреждения вреда в будущем.

Учитывая вышеизложенное, то, что судом установлено нарушение Учреждением требований действующего законодательства, суд признает деятельность АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» не соответствующей требованиям федерального законодательства в области обеспечения авиационной безопасности, и возлагает на ответчика - АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» обязанность передать под охрану на основании возмездного договора границы территории (периметр) международного аэропорта «Петрозаводск» подразделению вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

Оснований для удовлетворения требований, заявленных к Министерству экономического развития Республики Карелия, суд не усматривает. Суд соглашается с доводами представителя Министерства экономического развития Республики Карелия о том, что требование прокурора о возложении на Министерство обязанности по включению в выданное Учреждению задание дополнений в части выполнения действуй, связанных с передачей на основании возмездного договора под охрану подразделению вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской федерации территории международного аэропорта «Петрозаводск» в границах земельного участка общей площадью ... кв.м. не предусмотрено действующим законодательством.

Вместе с тем суд отмечает, что вопрос финансирования договора по охране периметра аэропорта касается механизма исполнения возложенной на Учреждение обязанности по заключению договора. Суд также отмечает, что Министерство экономического развития Республики Карелия обратилось с запросом в Министерство финансов Республики Карелия об увеличении суммы государственного задания при внесении поправок в бюджет Республики Карелия на 2011 год по итогам работы за 1 полугодие 2011 г. Вопрос о фактическом выделении денежных средств Учреждению лежит вне сферы полномочий Министерства экономического развития Республики Карелия.

В соответствии с положениями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» в доход местного бюджета Прионежского муниципального района Республики Карелия подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявление Карельского транспортного прокурора Республики Карелия к автономному учреждению Республики Карелия "Аэропорт "Петрозаводск" о признании деятельности не соответствующей требованиям федерального законодательства, возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.

Признать деятельность автономного учреждения Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» не соответствующей требованиям федерального законодательства, регламентирующего обеспечение авиационной безопасности в сфере деятельности авиации.

Обязать автономное учреждение Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» передать под охрану на основании возмездного договора территории (периметр) международного аэропорта «Петрозаводск» подразделению вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

Взыскать с автономного учреждения «Аэропорт «Петрозаводск» государственнуюпошлину в доход бюджета Прионежского муниципального района Республики Карелия в размере 4 000 рублей.

В удовлетворении требований к Министерству экономического развития Республики Карелия отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда через Прионежский районный суд Республики Карелия.



Судья                                                                                                                          Т.В.Баранова


Мотивированное решение суда изготовлено 06 сентября 2011 года.