Дело № 2 - 629/ 2011 Р Е Ш Е Н И Е 30 сентября 2011 года город Петрозаводск Прионежский районный суд Республики Карелия в составе: рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прионежского района Республики Карелия в интересах Н. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности предоставить жилое помещение, у с т а н о в и л : Прокурор Прионежского района Республики Карелия обратился в суд с иском к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - администрация района) в интересах Н. о предоставлении жилого помещения вне очереди, мотивируя свои требования тем, что он является лицом, из числа детей-сирот, лишенных родительского попечения. Постановлением администрации района от хх.хх.хх г. № за Н. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: .... хх.хх.хх г. межведомственной комиссией сельского поселения, указанное выше жилое помещение признано непригодным для проживания. В связи с тем, что Н. в настоящее время не имеет жилого помещения, ссылаясь на положения п.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор просил возложить на ответчика обязанность предоставить Н. вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Представитель истца - помощник прокурора Прионежского района И.Д.Потанина, в судебном заседании поддержала заявленные требования, считала, что на момент окончания опеки закрепленное за Н. жилое помещение было не пригодным для проживания. Н. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором требования. Представитель Администрации Прионежского муниципального района РК - Велиева Э.Р., действующая по доверенности, требования не признала, указала, что жилое помещение было признано непригодным для проживания хх.хх.хх г., за сохранностью жилого помещения должен был следить Н., чего он не делал, что и привело к разрушению помещения. Представитель органа опеки и попечительства Управления образования, культуры, по делам молодежи, физической культуры и спорта администрации Прионежского района Республики Карелия в судебное заседание не явился, уведомлены о слушании дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. В судебном заседании хх.хх.хх г. представитель органа опеки и попечительства - Иванова О.А., действующая на основании доверенности, требования прокурора поддержала, указала, что Н. включен в реестр детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что жилой дом, в котором он был зарегистрирован, сгорел хх.хх.хх г. Также указала, что обеспечивать сохранность жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетними лежит на органах местного самоуправления, органы опеки и попечительства ежегодно должны обследовать, закрепленные за несовершеннолетними, жилые помещения, но в деле Н. первый акт обследования датирован хх.хх.хх г. По поводу включения Н. в реестр детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, указала, что решение о включении в реестр принято хх.хх.хх г. после того как жилой дом сгорел, право на получение жилого помещения за Н. не признано, они ждут судебного решения. Право на получение жилого помещения постановлением администрации района № от хх.хх.хх г. признано только за М., хх.хх.хх г. рождения (л.д.№). Представитель администрации сельского поселения Прионежского муниципального района в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указали в отзыве, что жилой дом, закрепленный за Н. в хх.хх.хх г., а также земельный участок, на котором был расположен дом, находились в собственности Н., его матери, скончавшейся хх.хх.хх г., и брата; за домом не осуществлялся надлежащий надзор собственниками помещения, дом постепенно разрушался, а хх.хх.хх г. сгорел; земельный участок находится в собственности Н. и его брата (л.д.№). Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы настоящего гражданского дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Н. хх.хх.хх г. рождения, на основании постановления администрации Прионежского муниципального района № от хх.хх.хх г., с хх.хх.хх г. находился под опекой. Согласно указанному выше постановлению за Н. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ... (л.д.№). Постановлением администрации Прионежского муниципального района № от хх.хх.хх г. на основании заявления об освобождении от обязанностей опекуна, опека над несовершеннолетним Н. была прекращена с указанной выше даты (л.д.№). Со слов Н., а также информации, представленной ГУ «Центр занятости населения Прионежского района» (далее - ГУ «ЦЗН Прионежского района») Н. с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. состоял на учете в ГУ «ЦЗН Прионежского района». С хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. обучался на курсах по направлению Центра занятости. По окончанию школы хх.хх.хх г. и впоследствии, окончанию обучения Н. в ... не поехал. Со слов Н. «в ... не найти работы, делать там нечего». В настоящее время Н. зарегистрирован по адресу: ..., проживает без регистрации в ...; не состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, где бы то ни было. Пояснил последнее обстоятельство тем, что ему не известно о необходимости регистрироваться в качестве нуждающегося в жилом помещении. Допрошенные в судебном заседании хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г. в качестве свидетелей подтвердили факт того, что в доме №, расположенном по адресу: ... никто не проживал, за домом никто не присматривал. Свидетель пояснила, что была в доме примерно хх.хх.хх г., заходили в дом, печка была разрушена. М. пояснил, что хх.хх.хх г. дом был закрыт, стекла на окнах были целы, дверь была закрыта, печка разрушилась. Свидетель пояснила, что ей было известно о том, что дом находится в собственности, в том чисел несовершеннолетних Н. и М., но документы на дом и землю хранились до последнего времени у Н. Она за домом не следила, т.к. проживает в ..., у нее трое своих детей. Пояснила, что дом был в непригодном состоянии в хх.хх.хх г.: стекла выбиты, дверь не закрывалась, печка разрушена. К показаниям свидетеля в части состояния дома хх.хх.хх г. суд относится критически по тем основаниям, что показаниям свидетеля в указанной части не согласуются с показаниями других свидетелей, актами обследования жилого помещения от хх.хх.хх г. В соответствии с требованиями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных часть 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находившиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняет на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту пребывания (учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.п.). Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. При отсутствии необходимого жилого фонда, таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 4 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК от 28.11.2005 года "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Судом установлено, что Н. является собственником 1/3 доли дома и земельного участка, расположенных по адресу: ..., что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности от хх.хх.хх г. После смерти матери Н. и его несовершеннолетний брат М. фактически являются собственниками указанного имущества в размере 1/2 доли каждый (л.д.№). Согласно акту обследования жилого помещения и заключению межведомственной комиссии от хх.хх.хх г. жилое помещение, расположенное по адресу: ... признано непригодным для проживания (л.д. №). Из информации администрации сельского поселения от хх.хх.хх г. следует, что хх.хх.хх г. дом сгорел. Указанное обстоятельство участниками судебного разбирательства не оспаривалось (л.д.№). Из представленных в судебное заседание совершенно аналогичных друг другу актов обследования жилого помещения комиссией администрации сельского поселения, в котором зарегистрирован Н. от хх.хх.хх г. следует, что жилой дом закрыт, в доме никто не проживает, при внешнем осмотре обнаружено отсутствие печной трубы на крыше (л.д.№). Таким образом, учитывая, что прокурором Прионежского района Республики Карелия, заявлены требования к ответчику в интересах Н. на основании статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако в судебном заседании не представлено доказательств того, что жилое помещение, закрепленное за Федоровым В.С. на момент прекращения опеки, а также выпуска из учебного заведения, а равно достижения Н. совершеннолетия, являлось непригодным для проживания, оснований для удовлетворения требований истца к администрации района не имеется. Также суд считает необходимым отметить, что Н. в силу положений части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, при наличии установленных судом обстоятельств, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения органами местного самоуправления, как ребенок-сирота, оставшийся без попечения родителей по месту регистрации, после постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Доводы представителя истца о том, что на момент приобретения дома, дом имел износ 50%, то, что при подписании договора купли-продажи жилого помещения по адресу: ... Н. было 14 лет, а также то, что органы опеки и попечительства не разъяснили Н. его обязанности по сохранению закрепленного за ним жилого помещения, сами по себе не могут являться основанием для удовлетворения требований истца, т.к. не подтверждены доказательствами и не являются юридически значимыми. Для разрешения, поставленного в иске прокурором вопроса, необходимо было установить наличие закрепленного за Н. жилого помещения на хх.хх.хх г. При отсутствии доказательств того, что в указанный период времени закрепленное за Н. жилое помещение являлось непригодным для проживания, оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Таким образом, анализируя вышеприведенные нормы права, суд считает, что Н. не подпадает под категорию граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, предусмотренное статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поскольку у него на момент прекращения опеки, достижения возраста совершеннолетия, а также окончания обучения в профессиональном училище, имелось закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу: .... На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора Прионежского района Республики Карелия в интересах Н. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности предоставить жилое помещение оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.
Именем Российской Федерации
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре Ю.С.Черенковой,
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение составлено 06 октября 2011 г.