Дело № 2-506/2011 Р Е Ш Е Н И Е 14 октября 2011 года город Петрозаводск Прионежский районный суд Республики Карелия в составе: рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации Ладва-Веткинского сельского поселения Прионежского муниципального района о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, у с т а н о в и л : Карельский Межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ответчикам: администрации Ладва-Веткинского сельского поселения Прионежского муниципального района, Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления было установлено, что в квартале участкового лесничества расположена несанкционированная свалка бытового и строительного мусора. Ссылаясь на доводы, подробно изложенные в исковом заявлении, прокурор просил суд обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся в квартале № участкового лесничества. В судебных заседаниях по ходатайству представителя истца к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены: ЗАО «Ладвинский леспромхоз» (определением от хх.хх.хх г.), ООО «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург» (определением от хх.хх.хх г.), администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия (определением от хх.хх.хх г.). В судебном заседании хх.хх.хх г. представитель Карельского межрайонного природоохранного прокурора М.С. Швецова заявила ходатайство об отказе от заявленных требований к ответчикам Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, ЗАО «Ладвинский леспромхоз», ООО «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург», администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия, а также об уточнении иска в части расположения свалки, указав, что свалка располагается на границе кварталов № участкового лесничества, о чем представила письменное заявление. Заявленные требования к администрации Ладва-Веткинского сельского поселения поддержала. Представитель администрации Ладва-Веткинского сельского поселения - В.Г.Поляков, в судебном заседание требования истца не признал, пояснил, что свалка образована членами СНТ. Представитель Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) в судебное заседание не явился, уведомлены о слушании дела надлежащим образом. В судебном заседании представитель Министерства - Бочинский О.А., действующий на основании доверенности, требования не признал, пояснил, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, просил в иске к Министерству отказать. Представитель ЗАО «Ладвинский леспромхоз», ООО «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург», администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия не возражали в судебном заседании против отказа представителя истца от заявленных к ним требований. Представитель ГУ РК «Прионежское центральное лесничество» в судебное заседание не явился, уведомлены о слушании дела надлежащим образом. В судебном заседании хх.хх.хх г. Клюквина Ю.Н., действующая по доверенности, требования прокурора считала подлежащими удовлетворению к надлежащему ответчику. Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» (далее - Закон) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, подержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух. Из требований статьи 51 Закона следует, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Из положений статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу части 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель должно осуществляться способами обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п.2 ч.1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель. Судом установлено, что в ходе проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки было установлено наличие свалки бытовых отходов в квартале № участкового лесничества. Впоследствии, при выезде на место было установлено, что местом расположения свалки является граница кварталов № участкового лесничества. Анализируя действующее, приведенное выше законодательство, суд приходит к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации и сбора бытовых отходов и мусора. Согласно акту осмотра места расположения свалки мусора от хх.хх.хх г., в котором приняли участие представители Карельского межрайонного природоохранного прокурора, Прионежского участкового лесничеств, Министерства, ООО «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург», администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, было установлено, что свалка мусора располагается на землях Ладва-Веткинского сельского поселения. Таким образом, в связи с тем, что судом установлено, что на несанкционированной свалке расположенной на границе кварталов № участкового лесничества, на землях Ладва-Веткинского сельского поселения, имеется бытовой мусор, требования природоохранного прокурора о возложении на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора в указанном месте подлежат удовлетворению, в силу прямого указания закона. В соответствии с положениями п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчик - администрация Ладва-Веткинского сельского поселения от уплаты государственной пошлины, освобождена. На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Исковое заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора к к администрации Ладва-Веткинского сельского поселения Прионежского муниципального района о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, удовлетворить. Обязать администрацию Ладва-Веткинского сельского поселения Прионежского муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора, расположенную на границе кварталов № участкового лесничества. Принять частичный отказ от иска Карельского межрайонного природоохранного прокурора к ЗАО «Ладвинский леспромхоз», ООО «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург», администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия. Производство по делу в указанной части прекратить. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд РК в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда. Мотивированное решение составлено 19 октября 2011 г.
Именем Российской Федерации
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре К.В.Чупуковой,
Судья Т.В.Баранова