О предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело №2-315/2011

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

01 июня 2011 года                                                                                            город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                                          И.С.Леккеревой,
при секретаре                                                                                                      Ю.С.Черенковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аньхоевой Л.А. к администрации Прионежского муниципального района, администрации сельского поселения о предоставлении жилого помещения,

установила:

Аньхоева Л.А. обратилась в суд с иском к администрации Прионежского муниципального района, администрации сельского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указала, что является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения. Постановлением от хх.хх.хх г. за ней было закреплено муниципальное жилье по адресу: ..., которое признано непригодным для проживания, другого жилого помещения у нее не имеется. Несмотря на наличие у нее права на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, администрация района и поселения ей такого жилого помещения не предоставляют.

В судебном заседании истец и ее представитель Брижинев А.С., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержали. Пояснили, что право у истца на предоставление ей жилого помещения возникло еще хх.хх.хх г., после того, как она покинула детский дом. При этом истец не должна была доказывать, факт непригодности жилого помещения и добиваться его признания таковым, эти обязанности законом возлагаются на органы опеки и попечительства, которые не обеспечили надлежащим образом сохранность жилого помещения в пригодном для проживания состоянии. Еще хх.хх.хх г. в закрепленном за истцом жилом помещении проживали граждане, страдающие туберкулезом, совместное проживание с которыми было невозможно без риска заражения. В связи с чем, истец по окончании пребывания в детском доме не имела возможности проживать в этом жилом помещении и вынуждена на протяжении нескольких лет добиваться восстановления своих нарушенных прав.

Представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района Клюшкина Е.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, пояснила, что право быть обеспеченной жильем по указанным в иске основаниям у истца закончилось по окончании учебного заведения, по достижению ... лет, а жилое помещение признано непригодным для проживания только хх.хх.хх г. Кроме того, указала, что ранее истец неоднократно обращалась в суд с подобными исками, и при рассмотрении данных исков обстоятельства непригодности жилого помещения исследовались, в удовлетворении требований суд отказывал.

Представитель ответчика администрации сельского поселения в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Представитель органа опеки и попечительства Иванова О.А. оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Аньхоева Л.А., хх.хх.хх г. рождения. Ее мать на основании решения Прионежского районного суда от хх.хх.хх г. лишена родительских прав. Постановлением администрации от хх.хх.хх г. за Аньхоевой Л.А. была закреплена жилая площадь по адресу: ... после изменения адресов - ...

Как следует из пояснений истца, данных в судебном заседании, ее пребывание в детском доме окончилось хх.хх.хх г., после чего она обучалась в училище, после окончания училища работала и снимала квартиру. В квартиру, которая была за ней закреплена, после детского дома не возвратилась, поскольку жилое помещение находилось в непригодном для проживания состоянии, в квартире проживали мать истца, а также отец, родные братья и двоюродный брат матери, которые страдали туберкулезом и умерли от туберкулеза. Также пояснила, что ее брат проживал с матерью, болел туберкулезом, проходил лечение, излечивался, но поскольку жил в той же квартире, где и мать, страдающая туберкулезом, он снова заражался этим заболеванием, хх.хх.хх г. он умер.

В соответствии положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 37 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорный правоотношений хх.хх.хх г.) вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Из статьи 37 ЖК РСФСР следует, что основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится окончание пребывания лица из числа детей-сирот в учреждении для детей сирот, за которым было закреплено жилое помещение, и которое не может быть возвращено.

При этом обеспечение защиты жилищных прав детей сирот, за которыми закреплено жилое помещение, и обеспечение сохранности такого жилого помещения возлагается на органы опеки и попечительства.

Вместе с тем, доказательств того, что орган опеки и попечительства района принимал какие-либо меры по обеспечению сохранности жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетними Аньхоевыми, суду представлено не было. Каких - либо данных подтверждающих, что муниципальными органами были выявлены факты проживания в закрепленном за истцом жилье лиц, страдающих туберкулезом, проживание с которыми без риска заражения этим заболеванием невозможно, и что эти органы исполняли свои обязанности по обеспечению жилищных прав истца как ребенка, оставшегося без попечения родителей, надлежащим образом, также суду не представлено.

По мнению суда, муниципальные органы имели возможность в случае выявления указанных обстоятельств принять меры, направленные на сохранность жилья, закрепленного за несовершеннолетними.

По мнению суда, муниципальные органы, органы опеки и попечительства могли инициировать в том числе выселение с предоставлением лицам, страдающим социально значимым заболеванием, другого жилого помещения либо обеспечение их лечения, в целях защиты прав несовершеннолетних и охраны их здоровья.

Однако, в материалы дела представлен только один акт обследования сохранности закрепленного жилья от хх.хх.хх г., из которого не следует, что в закрепленном за истцом жилье проживают страдающие туберкулезом граждане.

При этом объективно установлено, что мать истца, постоянно проживающая в данной квартире, больна открытой формой туберкулеза с хх.хх.хх г.

Из заключения межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания от хх.хх.хх г. жилое помещение по адресу: ... признано непригодным для проживания, в связи с тем, что в жилом помещении проживает мать истца, страдающая туберкулезом в открытой форме.

Суд считает, что в судебном заседании нашли свое подтверждение обстоятельства того, что еще на период хх.хх.хх г. данное жилье было непригодно для проживания по тем же причинам, которые указаны в заключении межведомственной комиссии. Факты невозможности проживания истца в указанной квартире после окончания пребывания в детском доме без риска заражения туберкулезом подтверждаются сведениями, представленными ГУЗ "Республиканский противотуберкулезный диспансер Республики Карелия", согласуются с пояснениями истца, свидетеля и не опровергнуты ответчиком.

При таких обстоятельствах суд считает, истец имеет право на внеочередное получение жилого помещения, так как закрепленное за ней жилье не могло быть ей возвращено по окончанию пребывания в детском доме и последующего периода учебы в образовательном учреждении, а поскольку полагающееся ей по закону жилое помещение по договору социального найма так и не было предоставлено, соответственно, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со с ч. 1 ст. 4 ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.

В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно статье 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Принимая во внимание, что нормы площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма муниципальными органами в Прионежском районе не утверждены, а статья 38 ЖК РСФСР (действовавшего на период возникновения у истца права на предоставление жилья) устанавливала норму жилой площади в размере двенадцати квадратных метров на одного человека, следовательно, суд полагает, что истец имеет право на предоставление жилья по договору социального найма площадью не менее указанной нормы.

Ссылки представителя ответчика на то, что обстоятельства непригодности жилого помещения исследовались ранее при рассмотрении дел по искам Аньхоевой Л.А., суд находит несостоятельными, поскольку заключение межведомственной комиссии о непригодности жилого помещения для проживания в связи с проживанием в нем лиц больных туберкулезом датировано хх.хх.хх г., соответственно, данный иск заявлен по новым основаниям, и наличие указанных в заключении межведомственной комиссии обстоятельств на тот период, пока истцу не исполнилось ... года, судом ранее не исследовалось и не устанавливалось.

Руководствуясь нормами ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Аньхоевой Л.А. к администрации Прионежского муниципального района удовлетворить.

Обязать администрацию Прионежского муниципального района предоставить Аньхоевой Л.А. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, включив в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.

В иске к администрации сельского поселения отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней через Прионежский районный суд Республики Карелия.



Судья                                                                                                                           И.С.Леккерева


Мотивированное решение составлено 07 июня 2011 года.