О возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки



Дело №2-785/2011

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

21 декабря 2011 года                                                                                       город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                                             И.С.Леккеревой,
при секретаре                                                                                                      П.П.Мишустиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ладвинского сельского поселения, обществу с ограниченной ответственностью «ТПК «Бонитет» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,

у с т а н о в и л:

Межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с названными исковыми требованиями по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления было установлено, что на территории Ладвинского сельского поселения в квартале выдел Ладвинского участкового лесничества расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. В связи с изложенными в заявлении обстоятельствами прокурор просит обязать администрацию Ладвинского сельского поселения, ООО «ТПК «Бонитет» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в границах Ладвинского сельского поселения в квартале выдел Ладвинского участкового лесничества.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Прионежского муниципального района.

В судебном заседании представитель прокуратуры Иванова Н.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, полагала необходимым обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку в срок до хх.хх.хх г.

Представитель ответчика Глава Ладвинского сельского поселения Масляков С.А. не признал исковые требования, пояснив, что данная свалка используется длительное время для вывоза твердых бытовых отходов Ладвинским сельским поселением. Администрация поселения ставила перед администрацией района вопрос организации на данной территории санкционированной свалки, однако, вопрос не был разрешен. У Ладвинского сельского поселения возможности вывозить бытовые отходы на другую санкционированную свалку не имеется.

Представитель ответчика ООО «ТПК «Бонитет» Соколов В.В. не признал исковые требования, пояснил, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на лицо виновное в организации свалки.

Представитель третьего лица ГУ РК «Прионежское центральное лесничество» по доверенности Клюквина Ю.Н. поддержала исковые требования к надлежащему ответчику.

Третье лицо администрация Прионежского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направила, согласно заявлению просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» (далее - Закон) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, подержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.

Из требований статьи 51 Закона следует, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» гласит, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 №414 в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). На лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.

Как установлено пунктом 39 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Согласно требованиям статьи 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В судебном заседании установлено, что хх.хх.хх г. ГУ РК «Прионежское центральное лесничество» был составлен акт обследования несанкционированной свалки, согласно которому установлено, что несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью ... Га расположена в квартале выдел Ладвинского участкового лесничества. Свалка находится на территории лесного фонда в эксплуатационных лесах на арендованной территории ООО «ТПК «Бонитет», на ... км автодороги, в ... м. от дорожного полотна. По результатам осмотра принято заключение организовать ликвидацию несанкционированной свалки на территории лесного фонда. Лиц, разместивших эти отходы, установить не представилось возможным.

На основании договора аренды от хх.хх.хх г. лесной участок площадью ... Га в кварталах Ладвинского участкового лесничества находится в аренде у ООО «ТПК «Бонитет».

В силу п. 4.4.13 договора аренды арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ. Осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду, в том числе принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.

Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, положений указанного договора аренды и в связи с тем, что судом установлено наличие свалки на арендованном ООО «ТПК «Бонитет» участке лесного фонда, находящемся на территории Ладвинского сельского поселения, доказательств принятия ответчиками мер по предотвращению засорения земель на территории муниципального образования не имеется, требования природоохранного прокурора о возложении на администрацию Ладвинского сельского поселения и ООО «ТПК «Бонитет» обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора в указанном месте подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ администрация Ладвинского сельского поселения от уплаты государственной пошлины освобождена.

Согласно ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ООО «ТПК «Бонитет» подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Ладвинского сельского поселения, общество с ограниченной ответственностью «ТПК «Бонитет» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную квартале выдел Ладвинского участкового лесничества в срок до хх.хх.хх г.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТПК «Бонитет» государственную пошлину в доход местного бюджета Прионежского муниципального района в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд в течение десяти дней.



Судья                                                                                                                         И.С.Леккерева


Мотивированное решение составлено 26 декабря 2011 года.