О возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки



Дело №2-773/2011

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

26 октября 2011 года                                                                                     город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                                           И.С.Леккеревой,
при секретаре                                                                                                        А.В.Ромашевич,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Заозерского сельского поселения, Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,

у с т а н о в и л:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с названными исковыми требованиями по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления было установлено, что в границах Заозерского сельского поселения находится несанкционированная свалка бытовых отходов. В связи с изложенными в заявлении обстоятельствами прокурор просит обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале выдел участкового лесничества ГУ РК «Прионежское центральное лесничество».

В судебном заседании представитель прокуратуры Швецова М.С. поддержала исковые требования, просила обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в границах Заозерского сельского поселения на ... км. с левой стороны автодороги в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации Заозерского сельского поселения Зноева А.В., действующая на основании доверенности, не признала исковые требования, считала надлежащим ответчиком Министерство по природопользованию и экологии РК.

Представитель ответчика Министерства по природопользованию и экологии РК Клюквина Ю.Н., выступающая по доверенности, считала, что иск подлежит удовлетворению к надлежащему ответчику - администрации Заозерского сельского поселения.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» (далее - Закон) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, подержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.

Из требований статьи 51 Закона следует, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» гласит, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п.2 ч.1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

В судебном заседании установлено, что согласно акту осмотра от хх.хх.хх г., составленному лесничим участкового лесничества, государственными инспекторами, проведен осмотр несанкционированной свалки в квартале выдел участкового лесничества.

хх.хх.хх г. администрацией Заозерского сельского поселения был составлен акт обследования несанкционированной свалки, согласно которому установлено, что несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на территории Заозерского сельского поселения, на ... км. с правой стороны автодороги и на ... км. с левой стороны автодороги. Территория, на которой находится свалка, не предоставлена в аренду.

Лиц, разместивших эти отходы, установить не представилось возможным.

Таким образом, в связи с тем, что судом установлено наличие свалки на территории Заозерского сельского поселения и доказательств принятия администрацией Заозерского сельского поселения мер по предотвращению засорения земель на территории муниципального образования не имеется, требования природоохранного прокурора о возложении на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора в указанном месте подлежат удовлетворению.

Ссылки ответчика на то, что свалка расположена на землях государственного лесного фонда, соответственно, администрация поселения не должна нести обязанность по ликвидации данной свалки, по мнению суда, не основаны на законе.

В соответствии с положениями п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ администрация Заозерского сельского поселения от уплаты государственной пошлины освобождена.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Заозерского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в границах Заозерского сельского поселения на ... км. с левой стороны автодороги (квартал выдел участкового лесничества ГУ РК «Прионежское центральное лесничество»), в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В иске к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд в течение десяти дней.



Судья                                                                                                                        И.С.Леккерева


Мотивированное решение составлено 31 октября 2011 года.