Дело № 2- 764 /11 РЕШЕНИЕ 24 ноября 2011 года город Петрозаводск Прионежский районный суд Республики Карелия в составе: рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Глухова Д.В. к Министерству культуры и по связям с общественностью Республики Карелия о возложении обязанности согласовать решение о предоставлении земельного участка для строительства, у с т а н о в и л: Глухов Д.В. обратился в суд с названным исковым требованием, мотивируя тем, что хх.хх.хх г. соответствующим письмом ответчика было отказано в согласовании акта выбора и обследования земельного участка под строительство жилого дома по мотиву расположения данного земельного участка на территории объекта археологического наследия, поставленного на охрану Распоряжением Правительства РК № от хх.хх.хх г. Однако, по мнению истца, с учетом исследований научного сотрудника Н., спорный земельный участок не содержит следы культурного слоя, которые подлежат сохранению. Истец, его представитель Вуоримаа Д.Ю., действующий по доверенности, в судебном заседании поддержали исковое требование и пояснили, что истец испрашивает для строительства индивидуального жилого дома земельный участок, смежный с земельным участком его отца. Считают, что территория, которую испрашивает истец, необоснованно признана объектом архитектурного наследия. Представители ответчика Амелина Т.П., Цымерман Е.А., действующие по доверенностям, иск не признали и пояснили, что испрашиваемый истцом земельный участок захватывает территорию объекта архитектурного наследия. В связи с чем, данный земельный участок не был согласован под строительство жилого дома. Проведенным исследованием установлено, что Н. не имел права на проведение раскопок и выполнил их на ином земельном участке, а не на испрашиваемом истцом. Представители третьих лиц администрации Прионежского муниципального района РК, УМП «Отдел архитектуры и градостроительства Прионежского района» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд, заслушав истца, представителей сторон, исследовав представленные доказательства, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В пунктах 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Как следует из пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ, полномочия по обеспечению выбора земельного участка, в том числе посредством проведения процедур согласования, предоставлены органу местного самоуправления. В соответствии с заявлением Глухова Д.В. о предоставлении ему под строительство индивидуального жилого дома земельного участка, ориентировочной площадью ... кв. метров, в ... Прионежского района РК, был подготовлен акт выбора и обследования испрашиваемого земельного участка (л.д. №). В ходе оформления документов Министерством культуры и по связям с общественностью РК оформлен отказ в согласовании решения о предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома Глухову Д.В. со ссылкой на наличие на территории испрашиваемого земельного участка объекта архитектурного наследия (л.д. №). Согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия) объекты археологического наследия находятся в государственной собственности. В соответствии с абзацем 2 статьи 4 Закона об объектах культурного наследия памятники археологии (объекты археологического наследия) относятся к объектам культурного наследия федерального значения. Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и указанным Федеральным законом. Земельные участки, на которых расположены объекты археологического наследия и историко-культурного значения, используются строго в соответствии с их целевым назначением и ограничиваются в обороте, и, согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ, такие земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. По смыслу статьи 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое научное, историко-культурное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами. На основании статьи 99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры. Распоряжением Правительства РК № от хх.хх.хх г. в список недвижимых памятников истории и культуры местного значения включена как памятник архитектуры, выявленная в ходе инвентаризации памятников истории и культуры Карелии, - «Стоянка ...» III тыс. до н.э. Запрет об отчуждении объектов археологического наследия из государственной собственности в частную собственность содержится и в статье 50 Закона об объектах культурного наследия. Пунктом 20 Административного регламента Министерства культуры Республики Карелия по исполнению государственной функции по согласованию решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима, утвержденного Приказом Министерства культуры и по связям с общественностью РК от 16.07.2009 года № 298 (зарегистрирован в администрации главы РК 12.08.2009 года № 823), заявителю отказывается в выдаче согласования в случае, если: земельный участок находится в зоне охраны объекта культурного наследия (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта) и предполагаемая к осуществлению на нем деятельность запрещена установленными в ее границах режимами; на земельном участке расположен объект (объекты) культурного наследия и предполагаемая к осуществлению на участке деятельность противоречит требованиям законодательства об объектах культурного наследия, может нанести вред располагающемуся на участке объекту (объектам) культурного наследия, его (их) сохранности или содержит угрозу нанесения такого ущерба. Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы на предмет включения объекта в реестр или его исключения из реестра регулируется федеральным законодательством. Часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд считает бесспорно установленным, что испрашиваемый истцом земельный участок частично располагается на территории объекта архитектурного наследия «Стоянка ...». В связи с тем, что земельные участки, на которых расположены объекты археологического наследия, не могут быть изъяты из государственной собственности до исключения объекта археологического наследия из соответствующего реестра в установленном федеральным законодательством порядке, оснований для возложения на ответчика обязанности согласовать решение о предоставлении земельного участка, площадью ... кв. метров, расположенного в ..., в кадастровом квартале №, для строительства индивидуального жилого дома, не имеется. Руководствуясь требованиями ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: иск Глухова Д.В. к Министерству культуры и по связям с общественностью Республики Карелия о возложении обязанности согласовать решение о предоставлении земельного участка, площадью ... кв. метров, расположенного в ..., в кадастровом квартале №, для строительства индивидуального жилого дома, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.
Именем Российской Федерации
председательствующего судьи: Н.Н.Антипиной,
при секретаре: С.Л. Салаховой,
Судья Н.Н. Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 30 ноября 2011 года.