Дело №2-769/2011 РЕШЕНИЕ 28 декабря 2011 года город Петрозаводск Прионежский районный суд Республики Карелия в составе: рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нововилговского сельского поселения, Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, у с т а н о в и л: Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с названными исковыми требованиями по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления было установлено, что в границах Нововилговского сельского поселения находится несанкционированная свалка бытовых отходов. В связи с изложенными в заявлении обстоятельствами прокурор просит обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале № выдел № участкового лесничества ГУ РК «Прионежское центральное лесничество». В судебном заседании представитель прокуратуры Швецова М.С. поддержала исковые требования, просила обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика Глава Администрации Нововилговского сельского поселения Елисеева Л.Ф. не признала исковые требования, пояснила, что данная несанкционированная свалка образовалась не по вине жителей Нововилговского сельского поселения, указала, что в поселении организован вывоз бытовых отходов. Представитель ответчика Министерства по природопользованию и экологии РК Бочинский О.А., действующий по доверенности, считал, что надлежащим ответчиком является администрация Нововилговского сельского поселения. Третье лицо ГУ РК «Прионежское центральное лесничество» своего представителя в судебное заседание не направило. Третье лицо Администрация Прионежского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» (далее - Закон) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, подержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух. Из требований статьи 51 Закона следует, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» гласит, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу части 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п.2 ч.1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель. В судебном заседании установлено, что согласно акту осмотра № от хх.хх.хх г., составленному лесничим участкового лесничества с участием государственного инспектора проведен осмотр несанкционированной свалки в квартале № выдел № участкового лесничества, согласно которому установлено, что несанкционированная свалка твердых бытовых отходов расположена в черте Нововилговского сельского поселения, вдоль береговой линии между озером и автодорогой в квартале № выдел № участкового лесничества. Лиц, разместивших эти отходы, установить не представилось возможным. Пунктом 24 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, сбору, вывозу, утилизации, переработке бытовых и промышленных отходов отнесены к ведению местного значения городского округа. Осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, воспроизводства лесов на указанных землях лесного фонда передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.83 Лесного кодекса РФ). Положением о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденным постановление Правительства Республики Карелия от 06.10.2010 года, предусмотрено, что Министерство осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений: организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов на указанных землях. В соответствии со ст.55 Лесного кодекса Российской Федерации и ст.2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 года, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). В силу части 3 вышеуказанных Правил санитарно-оздоровительные мероприятия в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ, обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Исследовав в совокупности представленные доказательства и проанализировав содержание вышеприведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на Администрацию Нововилговского сельского поселения к функциям которой относится сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в пределах территории поселения, и Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, являющееся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы полномочия по охране и защите лесов. Доказательств принятия ответчиками мер по предотвращению засорения земель лесного фонда на территории муниципального образования не имеется. При таких обстоятельствах требования природоохранного прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с положениями п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Администрация Нововилговского сельского поселения, Министерство по природопользованию и экологии РК от уплаты государственной пошлины освобождены. На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Исковое заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрацию Нововилговского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Нововилговского сельского поселения в квартале № выдел № участкового лесничества ГУ РК «Прионежское центральное лесничество» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд в течение десяти дней. Мотивированное решение составлено 10 января 2012 года.
Именем Российской Федерации
председательствующего судьи И.С.Леккеревой,
при секретаре А.В.Ромашевич,
Судья И.С.Леккерева